Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
статья (3 класс) на тему
И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающий отно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающий отно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.
И. С. Якиманская считает также необходимым в построении модели личностно-ориентированного образования различать следующие термины:
Индивид - человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).
Индивидуальность (от лат. "особь") - единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.
Личность - человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе .
Предлагая свою концепцию личностно-ориентированного образования, Якиманская исходит из следующих положений:
- Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей
- Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.
- Школа - это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.
Цель обучения при личносто-ориентированном образовании: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усреднённого" ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Основная функция образовательного процесса: организация индивидуального познания и индивидуального развития.
В системе личностно-ориентированного образования основной задачей ставится использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт – опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания, социализации, саморазвития, самореализации.
Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения:
- самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
- принимать ответственность за себя и своё окружение;
- строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.
Использование субъектного опыта ученика предполагает разработку специального дидактического материала, обеспечивающего:
- выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;
- предоставление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;
- выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении различных познавательных задач.
Основное педагогическое условие – преемственность знаний.
Особое место в педагогической концепции И.С.Якиманской принадлежит понятиям оценки и отметки.
Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...
Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.
В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
"Личностно-ориентированное развивающее обучение" (И. С. Якиманская)
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласо...
«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»
Концептуальные основы личностно-ориентированного образования 2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской 3. Проективная модель личностно-ориент...
Личностно ориентированное развивающее обучение. (И.С. Якиманская).
Личностно ориентированное развивающее обучение. (И.С. Якиманская)....