Как прививать любовь в чтению
материал на тему
Предварительный просмотр:
КАК ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ
Знакомство с книгой у детей младшего школьного возраста происходит по-разному. Азам чтения малыши обучаются ещё в подготовительной группе детсада, кого-то приучают к нему ещё и дома. В результате ученик первого класса достаточно подготовлен к общению не только с учебником (букварем), но и к внеклассному чтению. Книга-это не только источник знаний, книга воспитывает и формирует сознание, так как через книги происходит передача нравственных ценностей и норм от поколения к поколению.
Но "добыть" из книги знания, "прожить" ее, подружиться с героями и почувствовать то, что чувствуют они дело довольно трудное. Психологи утверждают, что для этого у ребенка должно быть очень хорошо развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональную сферу. А получается это далеко не всегда. Современная система образования направлена в основном на развитие логического мышления, то есть левого полушария. Вот и выходит, что ребенок, читая книгу, не может прожить и понять то, что в ней написано. А значит, чтение для него становится совершенно бесполезным занятием, не приносящим ничего нового. Гораздо проще включить телевизор или компьютер и получить уже готовые образы - их воспринимать гораздо легче.
Еще один фактор, часто мешающий ребенку полюбить чтение - это темперамент. В любом маленьком человечке всегда бушует огромное количество энергии и ему трудно сесть и надолго сосредоточиться на таком тихом вдумчивом занятии, как чтение.
Часто отказ от чтения - это не упрямство, а закономерная реакция на ситуацию неуспеха. "НЕ ХОЧУ", потому что не получается.
Как пробудить интерес к чтению, как развивать и поддерживать его - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач школы.
Что даст ребёнку внеклассное чтение? Прежде всего, поможет сформировать из него заинтересованного любителя книги. Развить навыки чтения. Научить самостоятельно, пользоваться книгами, добывать из них нужную информацию и получать заложенные в них знания. Таким образом, внеклассное чтение с первых ступеней школьной жизни должно помочь саморазвитию маленького человека, превращению растущей личности из объекта жизни и обстоятельств в активного субъекта деятельности. Самостоятельно взять в руки книгу, приходит в голову далеко не каждому первоклашке. Потому на внеклассное чтение дети должны быть хорошо мотивированы учителем – с одной стороны, и своей семьёй, родными – с другой. Главная цель мотивации – развитие в школьнике познавательного интереса. В связи с этим учитель обязан тесно сотрудничать с семьёй ребёнка, чтобы совместными усилиями твёрдо, но ненавязчиво руководить им, приучая постепенно к самостоятельности.
В октябре я провела опрос «Твои любимые герои сказок». Выяснилось, что практически все учащиеся не только не знают сказки, но и вообще дополнительно не читают. Долго думая над вставшей проблемой, решила, что необходимо включать уроки внеклассного чтения, а также на родительском собрании решили создать «Классную библиотеку». Учащиеся принесли из дома книги, теперь каждый ученик класса может взять домой, понравившуюся книгу и почитать. Цель «Классной библиотеки» заключалась в том, что ученик захочет взять книгу своего одноклассника домой, листая их, рассматривая картинки в книге, ученик поневоле прочитает хоть несколько строчек, а потом ему захочется прочитать и всю книгу. В первое время активности среди учеников не наблюдалась. На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что каждый ученик класса активно принимает участие в чтении книг из нашей «Классной библиотеки».
Внеклассное чтение не может быть бессистемным, пущенным на самотёк. К нему, как к любому виду интеллектуальной деятельности, прилагаются определённые критерии. Критерии выбора. Выбранные произведения должны соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
Содержание произведений должно подаваться в занимательной форме и снабжаться яркими, качественными иллюстрациями. Во внеклассное чтение 1 класса учитель должен включать так называемые «книжки-игрушки» (нельзя забывать, что начало учёбы у первоклашек строится на игровой основе). Рекомендованный учителем материал должен быть разнообразен по жанрам и авторам: загадки, сказки, стихи о природе и родине, рассказы о животных и людях, о родной земле. Первоклассники должны понимать, что мир книг богат, и что они всегда смогут найти в этом богатстве что-то «самое-самое» интересное для себя. Ведь именно на уроках по внеклассному чтению дети расширяют свой кругозор, выходя за рамки программы. Их не только нужно проводить – следует приучать ребят вести читательские дневники (На лето планируется ведение читательских дневников), рисовать иллюстрации к самым ярким эпизодам. Таким образом, у учеников будет воспитываться чуткое, внимательное, думающее отношение к слову, наблюдательность, память и настоящая любовь к книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ
ПОКАЗАНЫ МЕТОДЫ РАБОТЫ И ИИСЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОЕГО КЛАССА, А ТАК ЖЕ МОИ ПРИЕМЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ...
Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.
Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентировать...
Родительское собрание "Как прививать любовь к чтению"
Родительское собрание "Как прививать любовь к чтению"...
Прививать любовь к чтению у ребёнка
Советы родителям для развития интереса к чтению....
Прививайте любовь к чтению
Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно та...
Как прививать любовь к чтению
Родительское собрание...
Презентация для родителей "Как прививать любовь к чтению"
Презентация для родителей "Как прививать любовь к чтению"...