Родительское собрание в 3 классе Знаете ли вы своего ребенка?"
методическая разработка (3 класс) на тему
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobra.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 3 классе
Знаете ли вы своего ребенка?"
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Подготовительная работа:
Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание: выпишите в один столбик все свои недостатки, какие ты считаешь, есть у тебя. В другой столбик выпиши все свои достоинства, т. е. хорошие черты характера. В таблице отметить, какие фразы родители часто повторяют детям.
Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
Приготовить анкеты, тесты.
Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.
Ход собрания
Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать садовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский
1. Вступительное слово классного руководителя.
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
.
О ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.
Знать, чем он живет, кого и за что любит.
Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.
С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:
состояние его здоровья,
темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
замкнутость (повадки интроверта),
общительность,
направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).
4. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!"
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!" А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.
Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.
Многочисленные исследования детей из трех типов семей - неполной, полной конфликтной и полной благополучной - обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же они, главные законы детства?
Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
5. Тест №1 "Какой вы родитель".
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
Фразы. Баллы
1.Сколько раз тебе повторять. 2
2.Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1
3. И в кого ты только уродился! 2
4.Какие у тебя замечательные друзья. 1
5.Ну, на кого ты похож! 2
6.Я в твоё время! 2
7.Ты моя опора и помощник (ца)! 1
8.Ну что за друзья у тебя! 2
- О чем ты только думаешь! 2
10.Какая ты у меня умница! 1
11.А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
12.У всех дети как дети, а ты! 2
13.Какой ты у меня сообразительный! 1
14. Посоветуй мне пожалуйста. 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
6. Психологи рекомендуют не употреблять в общении с детьми выражения:
Я тысячу раз говорила тебе:
Сколько раз надо повторять:
Я в твоё время:
О чем ты только думаешь:
Неужели трудно запомнить:
Ты становишься:
У всех дети как дети, а ты:
Отстань, некогда мне:
Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:
И употреблять чаще:
Ты у меня самый умный :
Как хорошо, что у меня есть ты :
Ты у меня молодец:
Я тебя очень люблю:
Спасибо тебе:
Без тебя я бы не справилась:
Ты моя опора и помощник (ца)!
Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
7. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенка".
Детям
Закончите приведенные ниже предложения.
- Мне бывает радостно, когда
- Я очень грущу, когда …
- Мне бывает страшно, когда…
- Мне бывает стыдно, когда…
- Я очень горжусь, когда…
- Я сержусь, когда…
- Я бываю очень удивлен, когда…
Родителям
Закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.
- Вашему ребенку бывает радостно, когда…
- Ваш ребенок очень грустит, когда…
- Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…
- Вашему ребенку бывает стыдно, когда…
- Ваш ребенок гордится, когда…
- Ваш ребенок сердится, когда…
- Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…
Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.
Себастьян Брант.
Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.
Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание"Давайте будем учиться вместе со своими детьми"
Материал содержит презентацию родительского собрания по теме " Давайте будем учиться вместе со своими детьми". Мудрые советы, памятки, план действий....
Родительское собрание "Что ребёнок хочет сказать мне своим поведением"
Задачи: - обсудить с родителями причины плохого поведения детей; - добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции....
Родительское собрание. 3 класс. Тема: "Знаете ли вы своего ребёнка?"
Родительское собрание с элементами тренинга....
Родительское собрание "Давайте будем учиться вместе со своими детьми"
Общешкольное родительское собрание«Давайте будем учиться вместе со своими детьми»Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, ...
Родительское собрание "Как на самом деле любить своих детей"
Ребенка можно сравнивать с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвраща...
Родительское собрание 1 класс «Как мы можем помочь своим детям?»
Первый год обучения особенно трудный для ребенка, происходит его адаптация к новому укладу жизни, к новым друзьям, педагогическому коллективу, к новым требованиям. Наблюдения за первоклассниками показ...
Родительское собрание на тему: " Знаете ли вы своего ребенка?"
Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между детьми и родителями, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; развитие самосознания родителей и педагогов; развити...