Проектная деятельность в рамках музейной педагогики. Организация музея денег «Монетка»»
проект (3, 4 класс) на тему

 Светлана Алексеевна Козлова

Цель проекта: создание музея денег "Монетка".

Задачи:

  • способствовать повышению финансовой грамотности младших школьников:
  • формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний,
  • формирование желания и готовность самостоятельно изучать материал по теме;
  • формирование умения исследовательской работы (работа с литературой, выбор и обоснование экспонатов);
  • популяризация знаний об истории возникновения денежных знаков России и мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._muzey_statya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики. Организация музея денег «Монетка»»

Актуальность:

Понятие «музейная педагогика» сформулировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка была связана с исследователями А. Лихтварком, А. Рехвейном, Г. Фройденталем. В 1913 году на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Термин «музейная педагогика» послужил для обозначения новой научной дисциплины, возникшей на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности.

Музейная педагогика  может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью. Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность   реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется   разнообразием и подлинностью музейных экспонатов.  

Музейная педагогика дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, исследовательской и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе работы по созданию музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать экспонаты, исторические  источники, сопоставлять факты и др.

Все выше перечисленные факты способствовали выбору темы моей статьи. Я хочу поделиться опытом проектной работы на конкретном примере своего класса. Проектная деятельность обучающегося носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, педагога, родителей по  изучению истории денежных знаков в России и за рубежом, организацию содержательного досуга детей. Материалы проекта можно использовать на уроках окружающего мира, финансовой грамотности, для проведения внеклассного мероприятия.

Цель: создание музея денег "Монетка".

Прежде всего, ребята должны были определить задачи, которые им предстояло решить в рамках реализации данного проекта. Безусловно, не без помощи учителя задачи были сформулированы.

Задачи:

  • способствовать повышению финансовой грамотности младших школьников:
  • формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний,
  • формирование желания и готовность самостоятельно изучать материал по теме;
  • формирование умения исследовательской работы (работа с литературой, выбор и обоснование экспонатов);
  • популяризация знаний об истории возникновения денежных знаков России и мира.

Сроки работы над проектом: август - сентябрь 2017 года.

Основные этапы реализации проекта:

Для работы над проектом была  создана инициативная группа родителей и детей, которым была интересна данная проблема.

 Так как музей был рассчитан на возрастную аудиторию от 5 до 11 лет, то было принято решение сделать музей - экспозицию, где экскурсоводами выступят дети. Далее встал вопрос: как сделать музей интересным для детей?

Для активизации познавательной деятельности всю экскурсию мы разбили на 4 этапа:

1. Как всё начиналось? (История возникновения денег на Руси).

2. А было такое время... (История денег Советского периода).

3. А   сейчас как? (История современных монет).

4. А что в других странах? (Интересные факты о денежных знаках других стран).

В результате мозгового штурма каждый этап экскурсии было решено оформить тематически: история возникновения денег - с элементами народного творчества, для истории денег Советской эпохи был создан "Советский" магазин; экспозиция монет современной России оформлен национальными символами (березы, триколор и т.д.), для знакомства с монетами других стран использовать карту мира.

Следующий этап - исследовательский. Все участники проекта разделились на группы и начали сбор материалов и экспонатов. Это самый интересный этап работы, к которому участники группы дети и родители привлекали всех своих знакомых, друзей, соседей. Таким образом, нам удалось собрать интересную экспозицию для нашего музея. Дети учились работать с текстом, анализировать, выбирать факты, которые будут интересны сверстникам, участникам экскурсии.

Результатом исследовательского этапа стала обширная коллекция монет, от старинных (19 век) до современных Российских и зарубежных, и тексты для экскурсоводов (см. Приложение).

Экспозиция музея является разборной, что позволяет "развернуть " наш музей в любом помещении.

Творческий продукт нашей исследовательской деятельности был представлен на окружном Фестивале финансовой грамотности "Наши общие возможности - наши общие результаты" в сентября 2017 года. А также музей денег "Монетка"  стал участником родительских клубов, городского Фестиваля финансовой грамотности. Материалы экскурсий ученики использовали на уроках окружающего мира при изучении раздела "Экономика".

Деятельность музея нашла положительный отклик у наших посетителей. Экспозиция музея была интересна не только детям, но и взрослым. Экскурсоводы получили богатый опыт общения с различными возрастными аудиториями, попробовали себя в новой социальной роли. Ниже мною представлен реализованный проект.

Приложение

Материалы для проведения экскурсии

1. Как все начиналось?

Всем, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Что же такое деньги? Это такая штука, за которую можно все купить.

Но было время, когда денег совсем не существовало. Как же тогда люди приобретали необходимые им вещи?

История возникновения денег очень давняя. С древнейших времен люди обменивались различными вещами, товарами. Например, у одного человека была соль, у другого топор, и если первому нужен был топор, то он шел ко второму и выменивал его на соль. Так зарождалась торговля. Часто в роли денег выступал скот. Даже само слово «капитал» произошло от латинского слова caput, что в переводе означает «голова», потому что счет скота вели по головам. Так же деньгами считалось зерно, вино, треска, растительное масло, какао, сахар, соль, сушеная свинина, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов.

 Большой популярностью в качестве денег пользовались раковины каури. Даже первые китайские монеты отливались в форме этих раковин.

Использовать вещи и продукты в качестве денег было очень неудобно. Соль может подмокнуть, шкуры портятся, скот нужно кормить, ухаживать за ним, и для всего этого необходимо много места. Со временем стало ясно, что идеальный предмет, который мог бы стать единицей для обмена, должен быть небольшой, но ценный предмет, который бы не портился, не ломался, мог бы храниться долгое время и его можно было бы разделить на маленькие части, при том, что эти части были бы тоже ценны. Так люди пришли к тому, что золото и серебро вполне удовлетворяют всем этим требованиям.

Первые деньги появились в Китае и в Древнем Лидийском царстве примерно в VII веке до н.э.

А официально ввел в обращение деньги царь Дарий в V веке до н.э. в Персии. Это были монеты из сплава золота и серебра.

В те времена стоимость денег равнялась стоимости металла, из которого они сделаны. Так продолжалось очень долго.

Потом  в Китае стали чеканить деньги из железа. Тем самым они уменьшили стоимость изготовления.

Во времена татаро-монгольского ига на Руси деньгами служили серебряные слитки – гривны. За одну гривну давали 200 беличьих шкурок. Для удобства при расчетах гривну стали рубить пополам – отсюда появилось слово рубль.

Копейку ввела мать Ивана Грозного - Елена Глинская в 1534 г. Свое название монета получила по изображению всадника с копьем.

Бумажные деньги, как и сама бумага, были также изобретены в Китае примерно в VIII веке. Сначала это были расписки с рисунками, печатями и подписями. Эти расписки выдавались людям, которые отдавали кому-то свои деньги на хранение. В дальнейшем стало ясно, что бумажные деньги очень удобны в обращении и намного дешевле в изготовлении, и они вскоре завоевали мир.

Дальнейшей истории денег все мы являемся свидетелями. Появились электронные деньги, пластиковые карточки, множество платежных систем. Сейчас все это развивается сумасшедшими темпами. И, возможно, уже в очень ближайшем будущем бумажные деньги, также как раковины каури, которые в далекой древности были распространены как платежные средства, уйдут в историю и мы будем их видеть только в музеях.

2. А было такое время...

  Я хочу вам рассказать о денежных купюрах и гос.билетах  нашей страны, начаная от момента падения Российской Империи в феврале 1917 года ,и по 1991г. В этот период наша страна называлась РСФСР и входила в состав Советского Социалистического Союза Республик.

Первым экземпляром нашей коллекции является купюра, выпущенная в 1917году( 100 лет назад), которая появилась сразу после революции в февраля месяца. Их называли -Керенки, по фамилии возглавлявшего в то время руководителя правительства.

Следующими интереснейшими экземплярами являются денежные знаки, выпущенные на территории страны в период 1918-1919 годах. В это время шла гражданская война, города переходили из рук в руки Красной (коммунистической) и Белой (Имперской) армий. В стране был голод, разруха и страх, все стало очень дорогим. Денег не хватало. Поэтому каждое правительство выпускало свои деньги. У нас представлены экземпляры, напечатанные в г.Ростов-на-Дону, который переходил из рук белых к красным, потом к немецкой армии, потом опять к красным, и все печатали свои банкноты.

На следующей странице представлены деньги до 1961года. Выпускали  их несколько раз. В 1924-1938гг. И один раз поменяли, в 1947. После войны. Тк на оккупированных немцами территориях выпустилось большое количество поддельных денег

Денежные купюры становились сложнее, на них появлялись новые степени защиты и водные знаки.

В 1961 году произошел обмен денег и до 1991 года пользовались вот такими купюрами. Их хорошо помнят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Интересно: после денежной реформы, которая была проведена 1 января 1961 года, 1 советский рубль был равен 0,987412 г золота. Но в то время обменять рубль на золото, не представлялось возможным. В наше же время рубль не имеет золотого эквивалента.

3. А сейчас как?

В 1993 году появляются первые монеты Банка России.

На реверсе мы видим номинал и дату в окружении пшеничного колоса и дубовой ветви(символы достатка и богатства). На аверсе монет 1-20 рублей находится эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и надпись «Банк России»).

1 и 5 рублей изготовлены из стали, остальные медно-никелевые.

Все монеты имеют обозначение монетного двора  букву «Л», «М»

Монеты с 1998 года

В 1998 года начался обмен старых денег на новые по курсу 1:1000.

Появляются монеты: 1 , 5, 10,50, копеек

Растительный орнамент на всех монетах разный.

В 2009 год выпуск  1 и 5 коп.был прекращён.

В 2009 г  появляется монета 10 рублей в дополнение  юбилейным, выпускаемым с 2000 года.

В 2016 эмблему Банка России сменил герб РФ.

Теперь поговорим о юбилейных и памятных монетах.

В 1992 г выпустили  монеты 10- 50 руб с изображениями животных из Красной книги всего 13 монет: дальневосточный аист, амурский тигр, гималайский медведь, сапсан, зубр, кобра, кавказский тетерев и др.

В 1999 году отмечалось 200-летие со дня рождения поэта А.С. Пушкина. В честь юбилея часть рублей выпустили с автопортретом Пушкина

 В честь 55-летнего юбилея Победы появились 2-рублёвые монеты, посвящённые городам-героям (Сталинград, Тула, Москва, Мурманск, Новороссийск, Ленинград, Смоленск).  В 2017 году к ним добавились «Керчь» и «Севастополь».

В 2014 выходит большая серия монет «200-летие Отечественной войны 1812 года» номиналами 1, 2 и 10 рублей.

 В 2014-2016 выходит серия «70-летие Победы»

 В связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи появилась – монета 25 рублей, изготовленной из мельхиора.

К Чемпионату мира по футболу-2018 чеканят новые 25-рублёвые  монет

4. А как в других странах?

На сегодняшний день в мире существует более 250 государств. У каждой страны – свои собственные  деньги, их называют валютой.

Деньги бывают разных видов, форм и расцветок. В каждой стране деньги получали свое название. Деньги любой страны по- своему отражают ее историю.  На деньгах многих стран мира изображены известные политические деятели ,  государственные гербы, важнейшие  исторические события в жизни страны (например, революции или войны).

Многоязычность  некоторых стран привела к тому, что на монетах и банкнотах стали помещать надписи на нескольких языках (так , например, индийские рупии содержат надписи на хинди, и на английском языке).

Страны с разнообразной природой часто изображают свои природные богатства. Так, например, юани Китая украшены видами Южно-Китайского моря , пейзажем Гималаев.

Также могут быть изображены типичные представители флоры и фауны данного региона (так, например, на австралийских долларах мы можем увидеть кенгуру и утконоса).

Малые страны предпочитают архитектурные памятники.

Наиболее известными валютами в мире являются американский доллар и евро.

Доллар – денежная единица США, государственная валюта этой страны. Слово «доллар»  произошло от слова «талер»  .  Талер – это средневековая монета Европы.

В денежной системе США доллар представлен в виде монет и в виде банкнот (бумажных денег).

Самой же редкой считается купюра достоинством в 2 доллара. Последний раз двухдолларовые банкноты печатались в 2003 году и постепенно выходят из обращения.

Многие хранят их «на счастье» или дарят «на удачу».

Самой распространенной монетой является 25 центов (четвертак или quarter).

 «Квотеры»  наиболее распространены при оплате в общественном транспорте.

Как  правило на лицевой стороне доллара изображены портреты бывших президентов США.

Единственная женщина увековеченная на бумажных деньгах США - это Марта Вашингтон. Ее портрет был напечатан на серебрянном сертификате номиналом в 1 доллар выпуска 1886, 1891 и 1896 годов.  

Евро - название единой валюты, которой  стали пользоваться 12 стран Европы с 2002 года.

Монеты евро отличаются цветом, размером и толщиной в зависимости от номинала.

С одной стороны монеты отчеканен общий для всех стран рисунок с изображением контуров Европы в окружении звездочек. Вторая сторона является индивидуальной для каждой страны. На ней каждая страна имеет право чеканить  свои собственные национальные изображения.

Чтобы слабовидящие люди могли различать монеты разных достоинств, кажда из монет имеет различный гурт (боковая поверхность, ребро). Для того, чтобы им было проще различать купюры на ощупь, рисунок и цифры на них напечатано рельефно.

 

Литература:

  • Бутенко Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=6713 

  • Митриковская М. С. Музейная педагогика в школе // Молодой ученый. — 2016. — 9. — С. 1154-1157. — URL https://moluch.ru/archive/113/29452/ (дата обращения: 10.06.2018).
  • Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.
  • Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  • Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  • https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1092

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

Технологии организации проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»

Проект -одна из образовательных технологий деятельностной парадигмы образования.Метод проектов составляет основу проект­ного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельног...

"Организация активной самостоятельной проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО"

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать. Ему должны привить две гр...

Организация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

Из опыта работы . Проектная деятельность в начальной школе...

Областной семинар-практикум по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Программа областнго семинара-практикума по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"...