Классный час «Трагедия Беслана»
классный час (3 класс) на тему

Цель: Формирование у учащихся гражданско-патриотических, нравственных качеств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.

Задачи:

  • демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
  • повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_beslana.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Трагедия Беслана»

Цель: Формирование у учащихся гражданско-патриотических, нравственных качеств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.

Задачи:

  • демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
  • повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Оборудование:

Ход мероприятия:

(1 слайд) Ребята, приближается волнующая для вас дата. Скоро вы все пойдете в школу.   1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

(2 слайд) - А как вы готовитесь к этому празднику?

-С каким настроением вы идете на школьную линейку?

- С какими надеждами?

 (3 слайд) - Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса:

“1 сентября - это…..”

(4 слайд) Этот день отмечает вся наша страна. 

(5 слайд) 89 субъектов Российской Федерации. Ровно 11 лет назад Северная Осетия тоже готовилась к этому празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны.

- Кто знает. Какой город является столицей этой республики?

Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. 

 А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.

(6 слайд). В тот день дети города Беслана шли на праздник в свою родную школу № 1.

(7 слайд). В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

(8 слайд) Ничто не предвещало беды! И вдруг во двор школы на двух машинах въехали боевики.

(пустой слайд) Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар. Сотрудники милиции, присутствовавшие на линейке, вступили в перестрелку с боевиками.

(10 слайд) 34 террориста окружили людей, которые собрались на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети.

 (11 слайд). На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

 (12 слайд) Ужас над головами, 
Проволок страшный груз. 
Дети кричат глазами: 
"Мамочка, я боюсь!!!" 
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…

(13 слайд) Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.

И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования - личное присутствие президента республики для переговоров. Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21—22 июня 2004 года, и вывода российских войск из Чечни.

“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек” - так звучали их угрозы.

В первый день террористы расстреляли 17 мужчин, оказавшихся в числе заложников.

Детям велели залезть на подоконник и сказали: «Тех, кто будет шуметь, по 15 человек будем расстреливать».

Дети стояли на подоконниках как щит, а из-за их спин стреляли куда попало.

Видеоролик - воспоминания

(14 слайд). Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв. 
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств. 
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор. 

(15 слайд) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала, и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек.

 (16 слайд). В спортзале начался пожар. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывали на руки

Почти все школьники были в майках и трусиках – в школе была страшная жара. Несмотря на шок, первое, что просили дети, - пить.

Из воспоминаний очевидцев этого кошмара:

 (17 слайд) “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. 

(18 слайд) Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала - она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное: 

(19слайд) она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”. 

(20 слайд). Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”

(21 слайд). Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм.  

(22 слайд) Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. 

(23 слайд) Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов.  При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.

Предотвратить большого количества ранений и жертв не удалось.

(24 слайд). По официальным данным в результате террористического акта 1 – 3 сентября 2004 года в городе Беслане погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, 10 сотрудников спецназа и 2 сотрудника МЧС России, в 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, более 900 человек получили ранения.

За 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны из селения Тулатово, которое сейчас называется Беслан, погибло 357 взрослых мужчин. Теперь - в течение нескольких минут – почти столько же. Причем большинство из них – дети.

(25 слайд) Беслан стал “Городом ангелов”. 

(26 слайд) Родители погибших одиннадцать лет назад детей фактически живут на кладбище.

 (27 слайд). Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 7 лет уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. 

(28 слайд) Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, (29 слайд) восседают на постаментах между могилами.

 (30 слайд) Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. 

(31 слайд). У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.

(32 слайд) Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

(33 слайд) Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!!

Звучит ПЕСНЯ Трагедия в Беслане (видеоролик)

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

(34 слайд). Все присутствующие встают и чтят память погибших (на экране 34 слайд).

(35 слайд) Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие эмоции она у вас вызвала? Мы предлагаем вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

Какие ассоциации вызывают у вас слова “террор”, “терроризм”, “террорист”

А как мы с вами можем защитить себя и близких от возможного террора? Что в наших силах? Что мы должны знать?

Вечная память погибшим! Здоровья и мира живым! В память о жертвах бесласнской трагедии я предлагаю запустить в небо воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Трагедия Беслана. 10 лет спустя».

Маленьким жителям Беслана, их  учителям, несгибаемым отцам и матерям Беслана –   всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы на...

Классный час "Трагедия Беслана" для 4 класса

Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.Вызвать отрицание терроризма как явления.Привести к осознанию важно...

Разработка классного часа "Трагедия Беслана" с презентацией.

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:1.      Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».2....

Классный час " Трагедия Беслана"

Мероприятие, посвящённое памяти погибшим в ходе терракта в Беслане 1 сентяюря 2004 года...

Классный час "Трагедия Беслана"

Каждый год, в начале сентября, в школах проходят беседы о трагедии, которая произошла 1 сентября в Беслане. Детям нужно рассказывать о таких событиях, чтобы они умели сопереживать и понимали, что от н...

КЛАССНЫЙ ЧАС "Трагедия Беслана"

КЛАССНЫЙ ЧАС "Трагедия Беслана"·        Несветайлова М.А., учитель начальных классовОборудование:·       Сценарий;·...

Классный час "Трагедия Беслана"

Классный час "Трагедия Беслана"...