"История и культура народов Марий Эл"
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
История и культура народов Марий Эл
3 класс
34 ч (1 ч в неделю)
Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных школ «История и культура марийского народа» . При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.
Планируемые образовательные результаты освоения ООП
на предметном содержании курса
«История и культура народов Марий Эл»
Предметные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание предмета
Тема 1 . Моя Родина — Республика Марий Эл -4ч
Знакомство с географической картой Республики Марий Эл. Краткие сведения о республике. Административное деление, районы республики.
Наш поселок (село, деревня) входит в район (название района), район — в республику (Республика Марий Эл). Заочное путешествие по современным районам республики. Объяснение отдельных географических названий (топонимика).
Заочное путешествие по району (городу). Знакомство с памятниками истории и культуры. Музеи родного района (города, села, деревни). Знатные люди района (Почетные граждане города, села, деревни). Встречи со старожилами, краеведами.
Йошкар-Ола — столица нашей республики, возникновение (1584) и история города.
Практические навыки. Разучивание слов Государственного гимна Республики Марий Эл. Составление карты «Дорога в столицу Марий Эл».
Тема 2. Семья. Родство -2ч
Родословная семьи. Поколения предков — связь времен. Виды и степени родства. Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий рода. Гостевые песни моей мамы, бабушки. Стихи марийских поэтов о семье.
Исследовательские навыки. Сбор материала для своей родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка».
Тема 3. Школа. Знание — наше богатство-2ч
Школа — источник знаний. Чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки.
История нашей школы.
Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности (Марии тшите кече).
Марийские ученые: доктор филологических наук В. М. Васильев, академик всесоюзной сельскохозяйственной академии наук В. П. Мосолов.
Г. Е. Верещагин — первый удмуртский ученый.
К. Насыри — татарский просветитель.
И. Яковлев — педагог-просветитель чувашского народа.
Творческие навыки. Сбор материала для презентации «Почетный выпускник моей школы»
Тема 4. Фольклор марийского народа-3ч
Загадки — как форма умственного развития.
Ознакомление с марийскими сказками. Художественно-выразительные особенности марийской сказки.
Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о добре, зле, мудрости, находчивости и т. д. Герои народных сказок: богатыри, умный еж, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др.
Творческий урок. Школьный театр приглашает на сказку. Инсценировка сказки.
Тема 5. Народный опыт воспитания-4ч
Труд, дружба и товарищество — основа воспитания. Притча. Евангельская притча о немилосердном должнике. Современная литература о вечных ценностях. Опыт, личный пример, убеждения, запрет (табу).
Тема 6. Музыкальная культура-4ч
Песенное творчество. Жанровые разновидности народных песен (свадебные, рекрутские, гостевые).
Народные музыкальные инструменты. Народные мелодии, исполняемые на марийских, русских, татарских, удмуртских, чувашских музыкальных инструментах.
Известные в республике и за ее пределами фольклорно-этно-графические ансамбли песни и танца: «Марий памаш» («Марийский родничок»), «Пеледыш» («Цветок»), «Эрвел марий» («Восточные мари») и др.
Исследовательские навыки. Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах.
Тема 7. Народное искусство-3ч
Орнамент традиционной марийской вышивки. Орнаментальные мотивы: «конь», «олень», «утка», «лебедь», «солнце», «звезды», «ромб», «крест». Общие сведения о тканях, нитках, технике исполнения, цветовой гамме вышивки.
Русские узорные полотенца. Орнамент и цветовая гамма.
Национальная обувь татар (кожа, аппликация). Особенности женской обуви (мозаичные ичиги-сапожки —читек).
Ткачество удмуртов.
Чувашские ювелирные украшения.
Практические навыки. Составление узоров для салфетки, платка, полотенца.
Тема 8. Театры Республики Марий Эл-3ч
Из истории марийского театра. Зарождение театрального искусства марийцев. Создание в Краснококшайске театральной студии.
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, интерьер театра. Театральный этикет.
Экскурсия в театр. Просмотр спектакля.
Тема 9. Национальная кухня-3ч
Особенности марийской кухни. Лашка; лашка — суп-лапша. Подкогылъо; падкагьыъ — вареники. Кыравец — каравай с крупой и мясом. Сокта — домашняя колбаса. Команмелна; коман мелена — двухслойные (трехслойные") блины.
Традиции русской кухни. Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироти.
Знакомство с татарской кухней.
Удмуртская народная кухня.
Чувашская традиционная кухня.
Исследовательские и творческие навыки. Сбор рецептов национальной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этнокухня».
Тема 10. Праздники. Народный календарь-5ч
Календарь, календарные праздники, марийские календаные праздники.
Православный календарь. Общие сведения.
Обычаи и традиции встречи народных календарных праздников у каждого народа. Русская Масленица. Марийский весенний праздник сохи «Агавайрем», русский праздник березы «Троица», татарский народныйпраздник «Сабантуй», чувашский весенний праздник, посвященный земледелию, «Акатуй», удмуртский весенний праздник «Акаяшка».
Летний праздник цветов «Пеледыш пайрем», история возникновения.
Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной стороны.
Учебно-методическая литература:
1. История и культура народов Марий Эл: примерная образовательная программа для 1 -11 классов - Йошкар –Ола; Марийское книжное издательство,2010
2. Аканаева А.И., Морозова З.В., Орлова А.А. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 3 класса. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012.
3.Хрестоматия по истории и культуре марийского народа: Для учителей 3-4 классов. Ч. 2. - Йошкар-Ола, 1993. - 244 с.
4.Кудряшов М. И. Знаешь ли ты родной край?- Йошкар-Ола, 1997.
Календарно –тематическое планирование
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, который представлен пособиями :
- Аканаева А.И., Морозова З.В., Орлова А.А. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 3 класса. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012.
По программе: 34 ч
Количество часов в неделю: 1 ч
№ | Раздел, тема | Кол- во часов | Характеристика учебной деятельности | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
Тема 1. Моя Родина — Республика Марий Эл -4ч | ||||||
1. | Географическое положение Республики Марий Эл . | 1 | Знакомство с географической картой Республики Марий Эл. Краткие сведения о республике | |||
2. | Заочное путешествие по современным районам республики. | 1 | Административное деление, районы республики. Заочное путешествие по району (городу). Знакомство с памятниками истории и культуры. Музеи родного района (города, села, деревни). | |||
3. | Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл. | 1 | Йошкар-Ола — столица нашей республики, возникновение (1584) и история города. | |||
4. | Знатные люди района(города, села, деревни). | 1 | Знатные люди района (Почетные граждане города, села, деревни). Встречи со старожилами, краеведами | |||
Тема 2 Семья. Родство -2ч | ||||||
5. | Поколение предков – связь времён. | 1 | Родословная семьи. Поколения предков — связь времен. Виды и степени родства. Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий рода. | |||
6. | Гостевые песни моей мамы, бабушки. | 1 | Гостевые песни моей мамы, бабушки. Стихи марийских поэтов о семье. Исследовательские навыки. Сбор материала для своей родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка». | |||
Тема 3 Школа. Знание — наше богатство-3ч | ||||||
7. | Школа- источник знаний. | 1 | Школа — источник знаний. Чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки. История нашей школы. | |||
8. | Путь в науку. | 1 | Марийские ученые: доктор филологических наук В. М. Васильев, академик всесоюзной сельскохозяйственной академии наук В. П. Мосолов. | |||
9. | Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности | 1 | Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности (Марии тшите кече). | |||
Тема 4 . Фольклор марийского народа-3ч | ||||||
10. | Загадки как средство умственного развития | 1 | Загадки — как форма умственного развития. | |||
11. | Ознакомление с марийскими народными сказками. | 1 | Ознакомление с марийскими сказками. Художественно-выразительные особенности марийской сказки | |||
12. | Все мы любим сказки. Наш проект «Сами сочиняем сказки». | 1 | Творческий урок. Школьный театр приглашает на сказку. Инсценировка сказки. | |||
Тема 5 Народный опыт воспитания-4ч | ||||||
13. | Труд – основа воспитания в семье. | 1 | Труд, дружба и товарищество — основа воспитания. | |||
14.-15 | Евангельская притча о немилосердном должнике. | 2 | Притча. Евангельская притча о немилосердном должнике. Современная литература о вечных ценностях. | |||
16. | Табу- средство воспитания в семье. | 1 | Опыт, личный пример, убеждения, запрет (табу). | |||
Тема 6 Музыкальная культура-4ч | ||||||
17. | Песенное творчество народов мари. | 1 | Песенное творчество. Жанровые разновидности народных песен (свадебные, рекрутские, гостевые). | |||
18. | Народные музыкальные инструменты. | 1 | Народные музыкальные инструменты. Народные мелодии, исполняемые на марийских, русских, татарских, удмуртских, чувашских музыкальных инструментах. | |||
19-20 | Фольклорно- этнографические ансамбли и песни «Марий памаш», «Пеледыш» | 2 | Познакомится с известными в республике и за ее пределами фольклорно -этнографические ансамбли песни и танца: «Марий памаш» («Марийский родничок»), «Пеледыш» («Цветок»), «Эрвел марий» («Восточные мари») и др. | |||
Тема 7 Народное искусство-3ч | ||||||
21. | Орнамент традиционной марийской вышивки. | 1 | Орнамент традиционной марийской вышивки. Орнаментальные мотивы: «конь», «олень», «утка», «лебедь», «солнце», «звезды», «ромб», «крест». Общие сведения о тканях, нитках, технике исполнения, цветовой гамме вышивки. Практические навыки. Составление узоров для салфетки, платка, полотенца. | |||
22. | Национальная обувь татар. Чувашские ювелирные украшения. | 1 | Национальная обувь татар (кожа, аппликация). Особенности женской обуви (мозаичные ичиги-сапожки —читек). Чувашские ювелирные украшения | |||
23. | Ткачество удмуртов. Русские узорные полотенца. | 1 | Ткачество удмуртов. Русские узорные полотенца. Орнамент и цветовая гамма. | |||
Тема 8 Театры Республики Марий Эл-3ч | ||||||
24. | Зарождение театрального искусства в марийском крае | 1 | Из истории марийского театра. Зарождение театрального искусства марийцев. Создание в Краснококшайске театральной студии. | |||
25. | Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана | 1 | Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, интерьер театра. | |||
26. | Заочная экскурсия в театр. Театральный этикет | 1 | Познакомиться с театральным этикетом | |||
Тема 9 Национальная кухня-3ч | ||||||
27. | Особенности марийской кухни . | 1 | Особенности марийской кухни. Лашка; лашка — суп-лапша. Подкогылъо; падкагьыъ — вареники. Кыравец — каравай с крупой и мясом. Сокта — домашняя колбаса. Команмелна; коман мелена — двухслойные (трехслойные") блины. | |||
28. | Традиции русской кухни. Знакомство с татарской кухней. | 1 | Традиции русской кухни. Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироти. Знакомство с татарской кухней. | |||
29. | Удмурская народная кухня. Чувашская традиционная кухня. | 1 | Удмуртская народная кухня. Чувашская традиционная кухня. Исследовательские и творческие навыки. Сбор рецептов национальной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этнокухня». | |||
Тема 10 Праздники. Народный календарь-5ч | ||||||
30. | Народные календарные праздники. | 1 | Календарь, календарные праздники, марийские календаные праздники. Православный календарь. Общие сведения. | |||
31. | Широкая масленица.Уярня. | 1 | Обычаи и традиции встречи народных календарных праздников у каждого народа. Русская Масленица. | |||
32-33. | Марийский праздник Пеледыш пайрем. Татарский сабантуй. Русская Троица. | 2 | Летний праздник цветов «Пеледыш пайрем», история возникновения. Марийский весенний праздник сохи «Агавайрем», русский праздник березы «Троица», татарский народный праздник «Сабантуй», чувашский весенний праздник, посвященный земледелию, «Акатуй», удмуртский весенний праздник «Акаяшка». | |||
34. | Итоговый урок за курс 3 класса. | 1 | Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной стороны | |||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс
Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...
Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»
Аннотация. Содержание материала соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта. Природоохранительное, эк...
Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»
Аннотация. Содержание материала соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта. Природоохранительное, эк...
Презентация по ИКН "Музыкальная культура народов Марий Эл"
Презентация к уроку Музыкальная культура народов Марий Эл...
Интегрированный курс Марийский государственный язык и история и культура народов Марий Эл для 2 класса
Рабочая программа...
Технологическая карта урока истории и культуры народов РМЭ "Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны", 9 класс
Более 75 лет над нами мирное небо. Залечила раны измученная, истерзанная земля. Выросли новые поколения граждан нашей страны. Но никогда не перестанет скорбить сердце матери, потерявшей сына. Никогда ...
Педагогический проект Использование игровых технологий при изучении истории и культуры народов Республики Марий Эл в начальных классах.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...