Классный час
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ
Цели: повторить экологические правила, правила поведения людей в лесу; учить устанавливать связи в природе; рассмотреть значение леса для природы, для человека; обобщить знания о растительном и животном мире лесов; развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране; воспитывать любовь к природе, лесу.
Оборудование: рисунки, фотографии растительного и животного мира лесов; гербарий; экологические знаки, карточки с заданиями; запись песни «Лесной марш», романса «Благословляю вас, леса» П. И. Чайковского.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
Из всех земных cокровищ и чудес
Нежней всего люблю дремучий лес.
Не то люблю, что ягоды дарит,
А то, что он о тайнах говорит.
И шум лесной, и шепот тишины –
Загадочными знаками полны...
Кусты, деревья, травы и цветы
Хранят в лесу разгадку красоты.
А красота для всех земных людей–
Учитель жизни до заката дней...
Игорь Кобзев
– Сегодня мы отправимся в лес, чтобы узнать его тайны.
II. Экологическая остановка.
Учитель. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Кто еще не успел это сделать, постарайтесь оберегать уже посаженные леса, станьте надежными друзьями леса. Давайте посмотрим, какие удивительные деревья растут в наших лесах.
Выходят дети в костюмах: Ель, Лиственница, Клен, Береза, Дуб.
Ель. Я ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе со мной на Новый год приходит сказка. В еловом лесу всегда прохладно и темно. Ель растет 150–200 лет.
Лиственница. Королевой лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки падают на землю, словно листья. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Она не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы.
Клен. Я – клен. Я желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее применяют в токарном деле, в машиностроении. Кларнет и флейта, из которых музыканты извлекают нежные звуки, тоже сделаны из клена.
Береза. Полюбилась издревле русскому народу белоствольная береза. Сколько песен и стихов сложено о ней! Часто упоминается она в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры.
Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. Из него делают мебель, паркет. А несколько листов дуба в банке с солеными огурцами сделают огурцы хрустящими, крепкими, вкусными.
Учитель. Послушайте экологическую сказку об известном дереве.
СКАЗКА «О ЧЕМ ДРОЖИТ ОСИНКА»
…Взгляд останавливается на деревце с трепетной листвою, зеленая волна непрерывно движется от нижних ветвей к вершине. Кажется, что хозяйка зеленого сарафана все время любуется им и поправляет свой летний наряд... Это осинка, вечно трепетная, поющая нежную лесную песенку.
Почему же дрожит осинка? Боится, или ветер-озорник не покидает лесную красавицу с крупными листьями на длинных и тонких ножках?
Убаюканный деревцем, я задремал, а осинка все продолжала шептать свою песенку, то взволнованную, то озорную, то нежную, грустную.
– А вы рассудите, – жаловалась она, – разве мне можно не волноваться, не трепетать. Со дня своего рождения я вся дрожу от страха... Как только я упала маленьким семечком на землю, меня чуть не съел долгоносик. Спасибо, выручила черноголовая синичка: долгоносик попал к ней в желудок. Я спряталась в щелку и сидела там, изнывая от голода и жажды, и только спасительный дождь вернул меня к жизни. Когда я стала маленьким деревцем, меня грыз заяц, а потом лось. Какой только ужас я не испытывала: этот лесной великан дважды ломал мне вершину... Не понимаю, почему бы ему не выбрать Лещину, у нее такие вкусные орешки.
Мой родной братец Тополь и тот в почете. Его в городах выращивают, холят, поят, ухаживают за ним, а в действительности – это же пустой франт. Забейте в землю осенью тополиную палку – весною она листьями оденется. Я так не могу, я нежное создание. Толстуха Липа живет пятьсот лет. Наш лохматый, твердолобый староста Дуб – тысячу, ядовитый Тис, говорят, – целых четыре тысячи. Я же, бедная, в пятьдесят лет старуха. Какая несправедливость.
Взять двоюродных сестричек, Ель и Пихту, они и в темноте расти могут, а мне без солнышка смерть. Закроют меня своими колючками, тут и конец. Поэтому и жмусь к опушкам леса. Но и там страшновато: вдруг придет человек с топором, а еще ужаснее – с пилой. Мне первой и достанется.
Осинка тяжело вздохнула и продолжала:
– Возьмите хотя бы эту пышнотелую Липу. Теперь она только пчел обслуживает, а раньше всю Россию обувала, сто миллионов лаптей в год делали из ее луба!
– А я, несчастная, до сих пор горю, как спичка. Да, да, сгораю! Многих моих родственников вывозят из леса на спичечную соломку. И потому, что я мягка, легка, прямослойна.
Шепот осинки перешел в рыдания. Она вся задрожала, затрепетала. Взволновались и рядом стоящие деревья. Зашумели, закивали вершинами, спрашивая друг друга:
– Что случилось? Что случилось?
Учитель. Что вы узнали нового об осинке? Чем она знаменита?
– Вот, ребята, какой удивительный у нас лес!
Дети (хором). Эту истину знаю отроду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
Учитель. Что же дает человеку лес?
1-й ученик. В лесу я видел огород: на грядках зеленели
Побеги всех родных пород – березы, сосны, ели.
И столько было здесь лесной кудрявой,
свежей молоди!
Дубок в мизинец толщиной тянулся вверх из желудя.
2-й ученик. Он будет крепок и ветвист, вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист – дубовый, настоящий.
С. Маршак
3-й ученик. Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица вкусна и холодна.
III. Станция «Литературная».
Учитель. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лес – это необыкновенное чудо природы.
– А кто из вас знает стихи о лесе?
1-й ученик. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же знаешь, мы свои!
2-й ученик. Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и летней тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок,
Шуршит густой листвой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапных елок
Сливается с листвой рябины и берез.
Ты полон свежести, и все в тебе живое!
А сколько у тебя загадок и чудес!
Учитель. Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.
Прислушайтесь! Присмотритесь повнимательней! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!
IV. Правила друзей природы.
Звучит романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса!».
Учитель. Опишите, каким вы увидели лес. Какое настроение, какие чувства подарил вам лес?
– Кто из вас уже посадил хотя бы одно дерево?
– Какое дерево посадили? Кто вам помогал?
– Постарайтесь оберегать уже посаженные леса. Станьте настоящими друзьями леса, как поется в песне Юрия Чичкова «Лесной марш».
Учащиеся исполняют песню «Лесной марш».
Нам птицы просигналили подъем.
Привычными тропинками проходим мы,
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.
Мы сами написали в лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса надежные друзья.
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.
Учитель. Ребята, а знаете ли вы, как надо вести себя в лесу? Давайте проверим.
1. Почему в лесу нельзя громко кричать? (Шум пугает лесных обитателей.)
2. Можно ли в лесу разжигать костер? (Нельзя.)
Ученик. Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпя искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол,
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
– Что натворил в лесу пожар?
– Потребуется несколько лет, чтобы на обожженной земле появились травка, цветы. Вы знаете, где и как следует разводить костры при необходимости? (Подальше от деревьев, лучше на открытых местах. Уходя, обязательно надо залить водой и засыпать песком.)
ПРАВИЛА РАЗВЕДЧИКОВ ПРИРОДЫ
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам – не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Н. Рыжова
V. Викторина «Лесные тайны».
1. К о н к у р с «Представление».
Представление команд друг другу и жюри:
а) название команды («Листопадничек», «Зеленый друг»);
б) девиз («Охранять природу – значит охранять Родину»; «Природа – наш дом, и мы в нем живем»);
в) эмблемы.
2. К о н к у р с «Музыкальный».
Каждой команде предлагается узнать по три голоса птиц.
3. К о н к у р с «Животные леса».
Вопросы командам:
У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)
Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова «соха», на которую похожи рога старого лося.)
Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)
Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)
Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)
Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)
Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)
Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)
На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)
Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру и норку – за то, что они истребляют рыбу.)
Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)
Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)
Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)
Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)
Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.)
Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)
Что делают некоторые животные, чтобы предотвращать у своих детенышей развитие рахита? (Устраивают им солнечные ванны. Например, барсук, лиса выносят малышей из нор и держат на солнце.)
4. К о н к у р с «Птицы лесов».
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)
Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)
У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.)
Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.)
Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают.)
Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)
Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)
Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)
Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)
Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.)
Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)
Рассмотрите рисунок головы ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.)
С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)
Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)
5. К о н к у р с «Растения лесов».
Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)
Из древесины какого дерева делают карандашные палочки? (Из кедра.)
Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Из ели.)
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое растение. Нижним веткам темно.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Плоды каких кустарников богаты витамином «С»? (Черная смородина, шиповник.)
У какого хвойного дерева не шишки, а шишкоягоды? (У можжевельника.)
На каком лиственном дереве растут мелкие шишечки с самыми мелкими орешками в мире? (У ольхи.)
У какого лиственного дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (У березы.)
Древесина какого хвойного дерева не гниет в воде? (Лиственница.)
6. К о н к у р с «Фотоохота».
Каждая команда получает лист с контурами животных. За 5 минут участники должны записать названия изображенных животных. За каждое правильное название животного команда получает 1 балл.
З а д а н и е: найдите и назовите животных по контурам.
7. К о н к у р с «Экологический».
Каждая команда составляет экологические знаки о поведении человека в лесу. За каждый знак команда получает 2 балла.
Защита экологических знаков:
Запрещена охота на животных.
Запрещена вырубка деревьев.
Нельзя рвать цветы.
Нельзя разводить костры в лесу.
VI. Итог занятия.
Жюри подводит итоги викторины «Лесные тайны».
Учитель. Когда вы приходите в лес, не забывайте о том, что вы в нем в гостях. Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. Не причиняйте ему вреда.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда.
Учитель. Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. А может быть, кто-то из вас попробует написать рассказ или стихотворение о природе или сочинить музыку. Мы будем этому очень рады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...