Утренник "Весна на Дону"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Весна на Дону
Открывается занавес - стол, самовар
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвеньках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
р. Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей.
Все дети:
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Две казачки взрослые готовятся к приходу гостей.
Даниловна:
Пришла Весна - красна,
Отворяй ворота.
Гавриловна: Солнце на небе сияй,
С нами праздник встречай.
Даниловна: Гавриловна, а любишь ли ты весну - красну?
Гавриловна: Да разве можно её красную не любить!
Вона какая она у нас на Дону: и тепла, и ясна, цветаста и душиста.
Даниловна: А еще, не забудь, сколько праздников на нее выпадает.
Гавриловна: А помнишь, сколько гостей мы с тобой на разные праздники встречали?
Да и нонче к нам в гости казачата придут, да и поговорим о том, как хороша
весна в Донском краю.
Даниловна: Слышу, слышу звонкие голоса казачат, вот они и пожаловали к нам в гости.
Под казачью мелодию входят казачата. Проходка под песню "Мы донские казаки"
Гавриловна: Проходи честной народ, не пыли дорожка.
Казаки наши идут погулять немножко.
1 реб: Здравствуйте, тетушка Гавриловна.
2 реб: Здравствуйте, тетушка Даниловна.
Взрослые: Здорово дневали, казачата.
Даниловна: Почему у вас, ребятишки, глазки весело блестят?
Гавриловна: Почему у вас, ребятишки, голосочки так звенят?
1 реб: Весна, весна идет весна,
Тепло и свет несет она.
2 реб: Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
3 реб: И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
4 реб: Пусть голос молодой весной, звенит над Доном, над рекой.
ПЕСНЯ «МЫ ДОНСКИЕ КАЗАКИ»
Гавриловна: Вот не зря у нас, на Дону, говорят:
«Гость на порог - хозяину радость».
А что еще в народе говорят?
Дети говорят пословицы и поговорки о донском крае, казаках, праздниках.
• Как у Дона, так и у дома.
• Славна Москва церквами, а Дон казаками.
• Не надо и родиться, если в казаки не годится.
• По казакам и Дон плачет.
• Казакам песни слушать, что мед кушать.
• Казак в пути не скучает, он песни играет.
• На Дону казаку и камешек подпевает.
• Солнце землю согревает, а песня сердце утешает.
• Веселы привалы, где казаки запевали.
• Ленивому всегда праздник.
• Всякая душа празднику рада.
• Праздник придёт - гостей приведёт.
Даниловна: А весна пришла – весенние праздники принесла. Богата весна народными праздниками.
Под звон тихих колоколов дети рассказывают о своих впечатлениях.
1 реб: Первый праздник Сретенье.Господне С давних времен этот день считался первой встречей весны. На Сретенье зима с весной встречались. Вечером мы солнце закликали.
2 реб: А потом мы встречали Сороки, в день весеннего равноденствия. Это вторая встреча весны. На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья. Пекли жаворонков, закликали весну.
3 реб: Третья встреча весны была на Благовещенье. Благовещенье – один из самых больших праздников весны. И люди, и звери, и птицы, и растения радовались этому дню, даже солнце «играло».
4 реб: Вместе встречали и Светлое Воскресенье, именуемое Пасхой. Пели, плясали, играли, да куличи с «крашенками» кушали.
Гавриловна: Ай да молодцы, все помните, обо всем знаете.
Обращает внимание на Даниловну, которая роется в сундуке
«Даниловна, что ты там в сундуке ищешь?»
Даниловна: Туточки где-то конфетки были, вкусные-превкусные, сладкие-пресладкие.
(Гавриловна хихикает)
Даниловна: А ну-ка, признавайся, ты конфеты съела?
Гавриловна: Нет, не я!
Даниловна: А вкусные хоть были!
Гавриловна: Очень! Ой! Ну, простите, не удержалась, а давай, Даниловна, посмотрим, что есть у тебя еще в сундуке? Хотите, ребятушки узнать?
Даниловна достает деревянные ложки, отдает ребенку
1 реб: Я — удалый молодец, на ложках играю. Парней созываю. «Братцы, выходите, девчат повеселите!»
2 реб: Ой, ноги мои, что мне делать с вами,
Для хороших людей пляшите вы сами.
ШУТОЧНЫЙ ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ
Гавриловна достает платок-шалечку и казачью фуражку.
Даниловна: Будем встречу продолжать. Будем весело играть.
ИГРА «КТО ПЕРВЫЙ ВОЗЬМЕТ»
Правило игры: На столе кладут платок и фуражку. Под музыку ребята двигаются вокруг стола, пританцовывая. С окончанием музыки дети надевают фуражку или платок, кому что достанется. Победит тот, кто первый схватит и наденет головной убор.
1 реб: По над Доном со звоном,
На весь край баянили.
2 реб: Мы приветом, мы поклоном
Казаков прославили.
3 реб: Скачи, мой конь, во весь опор
В простор живых лугов,
Где пышный стелется ковер
Ростовских берегов.
1 реб: Казачата тут как тут, вам частушки пропоют.
«ЧАСТУШКИ»
1 дев: Вы послушайте, мальчишки, вам частушки пропоем.
Только чур не обижаться, из-за шуток не реветь.
1 мал: Мне не надо пуд гороха, мне одну горошину,
Мне не надо двух корявых, мне одну горошину.
2 дев: Хихоньки да хахоньки наши парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней не видать наших парней.
2 мал: На окошке два цветочка, голубой да аленький,
Я парнишка неплохой, хоть и ростом маленький.
3 дев: Я качалась на качелях, уронила брошку.
А кому какое дело, я люблю Сережку.
3 мал: Серый камень, серый камень, серый камень сто пудов,
Не такой тяжелый камень, как несчастная любовь.
4 дев: У меня миленка три, три и полагается,
Я с одним гулять пойду, двое пусть ругаются.
4 мал: Девочки, девчоночки, проели все печеночки,
Хожу я без печеночек, но все люблю девчоночек.
5 дев: У меня миленка нет, нету подходящего,
Не найдется ли у вас какого завалящего.
5 мал: Мои глазки, как коляски, только не катаются,
Я не знаю почему девочки влюбляются.
6 дев: Полюбила я пилота, так и думала, что мой,
Пока брови наводила, он спикировал к другой.
6 мал: Если б не было воды, не было б и кружки,
Если б не было девчат, кто бы пел частушки.
7 дев: Полюбила гармониста, заругала меня мать.
Не ругай меня, ты мама, развеселый будет зять.
По частушек звучит мычание коровы в грамзаписи.
Даниловна: Ой, моя скотинка сена просит.
Гавриловна: Хотела и я, Даниловна, купить себе на базаре коровенку. Ох, и увидела, как там старик корову продавал.
Даниловна: Расскажи, расскажи.
Гавриловна: А вот я вам сейчас не только расскажу, но еще и покажу. Смотрите.
ИНСЦЕНИРОВКА С. МИХАЛКОВА «КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ».
Ведущий: (На сцену выходит Цыган с лошадью – изображение головы или лошади на палке, - которую он держит в руке).
Цыган (обращается к казаку): Здравствуй, Иван Петрович!
Как живёшь – поживаешь? Часто ли хвораешь?
Казак: Здорово! А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?
Цыган: Не бойся, я не доктор! Я цыган Мора из хора!
Пою басом, запиваю квасом!
Казак: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай! Говори, что надо, да мимо проваливай!
Цыган: Мой знакомый Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна!
Казак: Это, брат, дело! Мне лошадь давно заводить приспело!
Только, хороша ли лошадь?
Цыган: Не конь, а диво! Бежит, дрожит, спотыкается, а упадёт – не поднимается!
Казак: Ого! Вот так лошадь! А какой масти?
Цыган: Пегая, с пятнами, с гривой лохматой, сама кривая, горбатая,
аглицкой породы, поведёшь через огороды, шоб люди не смеялись!
Казак: Да, погляжу, лошадь совсем молодая – ни одного зуба во рту нет!
Цыган: А зачем тебе лошадь с зубами? Зубов нет, меньше будет есть!
Казак: Знаешь что, Мора из хора? Иди-ка ты со своей лошадью по добру – по здорову подальше отсюда, пока тебе бока не обломали!
На сцене появляется Цыган, вместо лошади у него в руках котёнок. Он очень довольный, гладит котёнка, подходит к казаку, которому хотел продать лошадь.
Цыган: Слышь, Иван Петрович, лошадь я свою продал!
Казак: Да, ну! Не брешишь?
Цыган: Правда, покуда её до дома довели, она и сдохла.
Но я - то тут ни при чём! Я её живую продавал!
Казак: Ну, а теперь, вижу, котёнка продаёшь?
Цыган: Бог с тобой, Иван Петрович! Какой же это котёнок? Это горный барс! Купи, не пожалеешь!
Казак: Ой, цыган Мора из хора, сгинь с моих глаз долой, а не то, погоню тебя дранной метлой! (Цыган быстро уходит со цены).
Гавриловна: Понравилась моя история?
Даниловна: Хороша!
(Смотрится в зеркальце, любуется собой)
Смотрю я на себя в зеркальце, а сама вспоминаю свое отражение лет так…
Ох, и славная я была, да вон как она.
Девочка: На лужок, на лужок, собрались подружки,
И запели, завели песню-завитушку.
ПЕСНЯ «ОЙ, СЛАВНАЯ Я»
Даниловна: Вот и заканчивается наш весенний веселый денек. Весну красную мы встретили, да как праздник наш прошел, не заметили. Порезвились да погуляли, родной край прославили.
Гавриловна: Народные праздники вспомнили. И каждый теперь знает, что за морем теплее, а дома светлее.
1 реб: Ах ты, милая станица, вновь свела меня с тобой.
Здесь мне выпало родиться, стать казачкою донской.
Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь.
Пусть мне сто дорог назначат, я сюда опять вернусь.
2 реб: Сторонушка, сторонушка,
Донской, привольный край.
Цвети, моя сторонушка,
Цвети и расцветай.
3 реб: Ой, ты батюшка, наш славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон – Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
ПЕСНЯ «ДОН ИВАНОВИЧ»
Гавриловна: Любите свой край, ребята.
Даниловна: Почитайте родителей.
Гавриловна: Следуйте традициям своего народа.
Даниловна: И приходите к нам в гости, всегда мы рады гостям.
Из сундука достаются угощения для детей.
Гавриловна: Под веселый перепляс, Распрощаемся сейчас!
Дети уходят под казачью мелодию.
:
Песня «Молода я молода» Молода я молода, не догадливая. - 2р. | Песня «Молода я молода» Молода я молода, не догадливая. - 2р. |
Песня «Молода я молода» Молода я молода, не догадливая. - 2р. | Песня «Молода я молода» Молода я молода, не догадливая. - 2р. |
На зорьке росы травы намочили | На зорьке росы травы намочили |
На зорьке росы травы намочили | На зорьке росы травы намочили |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"
С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу....
Сценарий праздника "Казачьих обряды" ( свадьба на Дону)
Данная разработка будет полезна при подготовке к празднику "Казачьи обряды", поможет учащимся познакомить с обычаями и традициями наших предков....
ПРАЗДНИК РоЖДЕСТВО НА ДОНУ
Сценарий праздника для учащихся 1 класса, прилагается презентация и музыкальное сопровождение праздника....
Сценарий праздника "Рождество на Дону"
Праздник для учащихся начальной школы, способствует развитию младших школьников.Можно использовать как материал для внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС....
Первое освобождение Ростова-на-Дону.
Презентация рассказывает о первом освобождении Ростова-на-Дону в ноябре 1941 года. Вы увидите фотографии и кинохронику тех далёких годов....
Как на Тихом на Дону.
Материал предназначен для использования на классном часе, уроке истории в начальной школе....
"Как на нашем на Дону чтим отцов и старину".
Над широким лиманом, над Доном-рекойПоднимается медленно шар золотой,Я стою на холме, в голубой вышине,И Россия моя растворилась во мне. Вот родное село. Вот усадьба моя.Вот моя дорогая семья, ро...