Программа "Проектная деятельность младших школьников"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа проектной деятельности является продолжением работы начатой в 1 классе и предусматривает работу учащихся в парах, группах и индивидуальную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Рассмотрено на Согласовано «Утверждено»
педагогическом совете Заместитель директора по УВР Директор МКОУ
_______/_____________/ МКОУ «» «» Протокол ПС № 1 от _______ / /
/«____»__________2016 г. «____»________2016 г. Приказ № от
«___»______________2016г.
Программа
по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность младших школьников» 2 класс
на 2016-2017 уч.год
Составитель: Никитина Т.И.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа «Проектной деятельности младших школьников» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом школы.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность. Базовой образовательной технологией является метод проектов. Данная учебная программа последовательно применяет этот метод и строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Следует учитывать отсутствие у второклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Цель программы: создание условий для личностного роста школьников, для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формированию активной жизненной позиции.
Задачи программы:
- развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
- прививать навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- научится критически мыслить.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для учащихся 2 класса на 1 год и является продолжением работы начатой в первом классе. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации образовательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии.
Метапредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
-с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
-с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов:
- с уроками математики.
Формы контроля:
Защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Календарно-тематическое планирование проектной деятельности младших школьников
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приёмы | Кол-во часов | Вид отчёта | Дата защиты |
1. | Наша безопасность | Беседа о правилах дорожного движения. Безопасная дорога домой | 2 | Выставка дорожных знаков | Сентябрь |
Рисование знаков дорожного движения. Создание выставки. | |||||
2. | Краски осени | Экскурсия в осенний лес для сбора природного материала. | 3 | Поделки из природного материала. | Сентябрь, октябрь |
Подборка материалов для возможных композиций и поделок из природного материала. Изготовление поделок. | |||||
Презентация индивидуальных поделок. Награждение победителей. | |||||
3. | Покормите птиц зимой! | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | Конкурс кормушек, сделанных своими руками. | Октябрь, ноябрь |
Изготовление кормушек для птиц. | |||||
Развешивание кормушек в парке. | |||||
4. | Моя семья | Беседа «Что такое семья?» | 3 | Проект «Генеалогическое древо моей семьи» | Ноябрь, декабрь |
Создание генеалогического древа семьи. | |||||
Презентация проектов | |||||
5. | Новый год у ворот | Беседа «Как люди празднуют Новый год в разных странах» | 2 | Конкурс новогодних игрушек. | Декабрь |
Как и из чего можно сделать новогодние игрушки. Изготовление новогодних игрушек. | |||||
6. | Кто был мастером ставен в селе? | Беседа «Зачем люди закрывали окна ставнями?» | 3 | Презентация «Кто был мастером по изготовлению ставней в нашем селе?» | Январь |
Экскурсия по селу и фотографирование ставен. | |||||
Создание электронной презентации о ставнях в селе. | |||||
7. | Подарки первоклассникам | Изготовление закладок для первоклассников. | 3 | Выставка закладок и книжек-раскладушек для первоклассников, индивидуальная работа | Февраль |
Изготовление книжек-малышек для первоклассников. | |||||
Выставка и оценка работ. | |||||
8. | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвящённых 23 февраля. | 2 | Подарки папам и мамам на 23 февраля и 8 марта. | Февраль, март |
Изготовление сувениров, посвящённых 8 марта. | |||||
9. | Математические задачи | Знакомство с задачами – головоломками | 2 | Альбом «Математические задачи» | |
Создание альбома «Математические задачи-головоломки», коллективная работа. | |||||
10. | Неделя детской книги | Выбор сценария к празднику | 3 | Праздник, посвящённый детским писателям. | Март, апрель |
Репетиция праздника. | |||||
Праздник «Неделя детской книги», выступления детей. | |||||
11. | Стихи А.Л.Барто. | Беседа «А.Л.Барто – детская поэтесса» | 3 | Книжка-раскладушка «Иллюстрации стихов А.Л.Барто» | Апрель |
Выбор стихотворений А.Л.Барто на конкурс выразительного чтения. | |||||
Создание книжки-раскладушки с рисунками детей по стихам А.Л.Барто. | |||||
12. | Индивидуальный проект «Открытка для ветерана» | Изготовление открытки для ветеранов | 2 | Открытка для ветерана. | Апрель, май |
Презентация открыток. | |||||
13. | Кораблик Победы | Изготовление кораблика из подручных материалов. Коллективная работа. | 2 | Кораблик Победы. | Май |
Запуск корабликов по реке. | |||||
14. | Итоговое занятие | Выставка поделок, презентация проектов. Что получилось, а что нет. Пожелания на следующий год. | 1 | Май |
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Учебно-методическое обеспечение. Методические и учебные пособия:
- Концепция модернизации Российской Федерации;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- «Проектирование в начальной школе. От замысла к реализации» Изд. «Учитель», Волгоград, 2013г. Авторы: М.Ю.Шатилова, Н.И.Селезнёва, Н.И.Ильина;
- «Проектная деятельность учащихся» Изд. «Учитель», Волгоград, 2009г. Авторы: М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е.И.Самохвалова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...