Программа "Проектная деятельность младших школьников"
рабочая программа (2 класс) на тему

Никитина Тамара Иннокентьевна

Программа проектной деятельности является продолжением работы начатой в 1 классе и предусматривает работу учащихся в парах, группах и индивидуальную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

  Рассмотрено на                                                 Согласовано                                                                      «Утверждено»

педагогическом совете                             Заместитель директора по УВР                                                Директор МКОУ

_______/_____________/                       МКОУ   «»                                                                                           «»                                                        Протокол ПС № 1 от                                _______ /  /                          

/«____»__________2016 г.                   «____»________2016 г.                                       Приказ №       от              

          «___»______________2016г.          

 

Программа

по внеурочной деятельности

 «Проектная деятельность младших школьников» 2 класс

на 2016-2017 уч.год

Составитель:  Никитина Т.И.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

    Программа «Проектной деятельности младших школьников» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом школы.  

    Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников,  являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность. Базовой образовательной технологией является метод проектов. Данная учебная программа последовательно применяет этот метод и строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.  Следует учитывать отсутствие у второклассников навыков совместной  деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

    Цель программы: создание условий для личностного роста школьников, для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формированию активной жизненной позиции.

    Задачи программы:

  • развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
  • прививать навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • научится критически мыслить.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 2 класса на 1 год и является продолжением работы начатой в первом классе. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации образовательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Формы организации учебного процесса

   Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

     Технологии, методики:

  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровье-сберегающие технологии.

      Метапредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

-с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

-с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов:

- с уроками математики.

    Формы контроля:

Защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Календарно-тематическое планирование проектной деятельности младших школьников

Всего 34 часа, 1 час в неделю.

№ занятия

Тема проекта

Содержание, методические приёмы

Кол-во часов

Вид отчёта

Дата защиты

1.

Наша безопасность

Беседа о правилах дорожного движения. Безопасная дорога домой

2

Выставка дорожных знаков

Сентябрь

Рисование знаков дорожного движения. Создание выставки.

2.

Краски осени

Экскурсия в осенний лес для сбора природного материала.

3

Поделки из природного материала.

Сентябрь, октябрь

Подборка материалов для возможных композиций и поделок из природного материала. Изготовление поделок.

Презентация индивидуальных поделок. Награждение победителей.

3.

Покормите птиц зимой!

Беседа «Как помочь птицам зимой?»

3

Конкурс кормушек, сделанных своими руками.

Октябрь, ноябрь

Изготовление кормушек для птиц.

Развешивание кормушек в парке.

4.

Моя семья

Беседа  «Что такое семья?»

3

Проект «Генеалогическое древо моей семьи»

Ноябрь, декабрь

Создание генеалогического древа семьи.

Презентация проектов

5.

Новый год у ворот

Беседа «Как люди празднуют Новый год в разных странах»

2

Конкурс новогодних игрушек.

Декабрь

Как и из чего можно сделать новогодние игрушки. Изготовление новогодних игрушек.

6.

Кто был мастером ставен в селе?

Беседа «Зачем люди закрывали окна ставнями?»

3

Презентация «Кто был мастером по изготовлению ставней в нашем селе?»

Январь

Экскурсия по селу и фотографирование ставен.

Создание электронной презентации о ставнях в селе.

7.

Подарки первоклассникам

Изготовление закладок для первоклассников.

3

Выставка закладок и книжек-раскладушек для первоклассников, индивидуальная работа

Февраль

Изготовление книжек-малышек для первоклассников.

Выставка и оценка работ.

8.

Сувенир в подарок

Изготовление сувениров, посвящённых 23 февраля.

2

Подарки папам и мамам на 23 февраля и 8 марта.

Февраль, март

Изготовление сувениров, посвящённых 8 марта.

9.

Математические задачи

Знакомство с задачами – головоломками

2

Альбом «Математические задачи»

Создание альбома «Математические задачи-головоломки», коллективная работа.

10.

Неделя детской книги

Выбор сценария к празднику

    3

Праздник, посвящённый детским писателям.

Март, апрель

Репетиция праздника.

Праздник «Неделя детской книги», выступления детей.

11.

Стихи А.Л.Барто.

Беседа «А.Л.Барто – детская поэтесса»

3

Книжка-раскладушка «Иллюстрации стихов А.Л.Барто»

Апрель

Выбор стихотворений А.Л.Барто на конкурс выразительного чтения.

Создание книжки-раскладушки с рисунками детей по стихам А.Л.Барто.  

12.

Индивидуальный проект «Открытка для ветерана»

Изготовление открытки для ветеранов

2

Открытка для ветерана.

Апрель, май

Презентация открыток.

13.

Кораблик Победы

Изготовление кораблика из подручных материалов. Коллективная работа.

     2

Кораблик Победы.

Май

Запуск корабликов по реке.

14.

Итоговое занятие

Выставка поделок, презентация проектов. Что получилось, а что нет. Пожелания на следующий год.

1

Май

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

Учебно-методическое обеспечение. Методические и учебные пособия:

  • Концепция модернизации Российской Федерации;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • «Проектирование в начальной школе. От замысла к реализации» Изд. «Учитель», Волгоград, 2013г. Авторы:  М.Ю.Шатилова, Н.И.Селезнёва,  Н.И.Ильина;
  • «Проектная деятельность учащихся» Изд. «Учитель», Волгоград, 2009г. Авторы: М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е.И.Самохвалова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...