Роль школы в поддержке семейного воспитания.
статья на тему
Данная статья может быть интересна учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkoly_v_podderzhke_semeynogo_vospitaniya.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школы в поддержке семейного воспитания.
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность, так как на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей, близких людей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека, так как именно в семье у него формируются модели будущей жизни.
Родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе.Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми - вот основа родительского авторитета.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить . Возникает вопрос: каким образом можно строить это общение?
Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа -- семья -- ребенок. Родители должны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по линии постепенного развития.
Основным инструментом, позволяющим повысить роль семьи в выполнении ее основных функции является социально-педагогическая работа. Школа и семья, в современном мире должны быть сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия.
Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы и ее служб, ориентированных на поддержку семьи. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми.И ведущая задача здесь - правильная организация взаимоотношений «семья - ребенок - педагог» на всем протяжении воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому, считаю, что целесообразно большую часть воспитательного процесса организовывать совместно с родителями и учащимися, а возникающие проблемы решать сообща, для того, чтобы прийти к согласию, учитывая интересы друг друга, и объединить силы для достижения достаточно высоких результатов.
Не всегда родители сразу откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними и проявляютинтерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка, поэтому свою работу я начинаю с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает своего учителя, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, опираясь на родителей-единомышленников,стараюсь вовлекать в процесс остальных родителей, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Существуют различные формы взаимодействия педагога и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения. Я считаю, что в работе целесообразно использовать сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Кратко охарактеризую наиболее используемые в работе коллективные формы взаимодействия с родителями.
-Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. В этом случае собрание больше похоже на беседу, двусторонний обмен мнениями и идеями, на совместный поиск. Главное условие успешности - собрание не должно походить на длительный монолог учителя.Эффективным способом повышения творческой активности участников собрания является способ включения их в совместную исследовательскую деятельность. Например, родители проводят целевое наблюдение за своими детьми, а результаты обсуждают на собрании.В результате этого родители и педагог решают, как нужно построить совместную деятельность по устранению и преодолению выявленных недостатков и закреплению положительных моментов.
- Индивидуальные и коллективные тематические консультации, на которые приглашаю психолога, педагога дополнительного образования, педагога по внеурочной деятельности учителей-предметников и т.п. При этом важно помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям.
- « Собрание – отчет», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей.
- Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях.
-Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.
- Привлечение родителей к организации экскурсий,подготовке праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
Важное место во взаимодействии школы и семьи в классе занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.
Формы организации этой деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников («День матери», «День птиц», « Рождественские посиделки»), игровых семейных конкурсов-состязаний («Семейные старты»). Совместно с родителями и детьми была оформлена выставка осенних букетов, проведены игры и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен об осени.
Общение педагогов с родителями всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия.
Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы. Одна из таких новых форм – проектная деятельность.
Участвуя в проектной и исследовательской деятельности, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В проектной или исследовательской работе принимают участие педагог, дети и родители как активные участники процесса.
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Преимущества совместной проектной деятельности:
1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей
3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.
Родители приняли активное участие в создании исследовательских работ на разнообразные темы:
Итоговым мероприятием было участие в школьном фестивале проектных и исследовательских работ, где мы заняли первое и второе место.
Также часто применяю в своей работе индивидуальные исследовательские проекты, которые были представлены на районных и региональных конференциях « Паруса науки» и «В науку первые шаги».Еще одним совместным проектом с родителями и детьми явился проект по патриотическому воспитанию «Славянка – территория мужества».. Этой информацией мы поделились с детской библиотекой.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Современная школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье. И необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей.
Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника
выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...
Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"
Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...
Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».
В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....
Роль семейного воспитания в начальной школе
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньшезла и как можно больше добра»Л.Н. Толстой ...
Роль семьи и условия семейного воспитания
Одной из главных функций семья является воспитание детей.Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям....
Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».
Данный материал поможет учителю начальных классов провести родительское собрание....
Роль школы и семьи в воспитании детей
Статья на тему "Роль школы и семьи в воспитнаии детей 7-10 лет"...