Выступление по теме "Внеклассное мероприятие или образовательное событие"
методическая разработка на тему

Чиркова Галина Григорьевна

чем отличается внеклассное мероприятие от образовательного события?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_ili_obrazovatelnoe_sobytie.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие или образовательное  событие?

В условиях  реализации ФГОС особое место отводится организации внеурочной деятельности в школе.

Наша  современная школа  должна отвечать запросам  современного общества, и новый ФГОС требует новые подходы, как к учебной, так и к воспитательной работе. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Усилия педагогов должны быть направлены на достижение новых образовательных  результатов, т.е.на освоение  школьниками разнообразных способов деятельности и личную  самореализацию. В школьной практике накоплен большой опыт по организации и учебного процесса, и различных  внеклассных  мероприятий..

    Но все это не работает на приобретение  личностных и метапредметных  результатов. В прошлом,  2014-2015 учебном году, мы нашли такую форму организации внеурочной деятельности, которая помогла нам реализовать требования нового стандарта. Это   другая  форма внеклассной деятельности – образовательное  событие.

Возникает вопрос-  чем отличается внеклассное мероприятие от образовательного события?

Рассмотрим, что в литературе понимается под внеклассным мероприятием и образовательным событием.

 Внеклассное мероприятие – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения .

Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности внеклассного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях.

5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

виды внеклассных мероприятий.

предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы

Что такое Образовательное  событие?

А.Б.Воронцов «Образовательное событие- это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события –это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои мысли, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных ( содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности»

Р.В.Селюков «Образовательное событие –это акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменения в личности, очевидный для самих участников»

Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается учеником как  значимая в его собственном образовании.

Образовательное – значит ориентировано на получение систематизированных знаний и навыков , и  обязательно быть практикоориентированным.

Событие – это факт, явление.

Образовательное  событие призвано расширить границы традиционных  форм проведения внеклассных  мероприятий, позволяет в практической деятельности продемонстрировать применение их знаний.

В образовательном событии организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт ( выставка, проект, буклет, стихотворение, поделка и др), затем – усиление этого действия через рефлексию.

Разработка системы образовательных событий обеспечивает:

  • Расширение предметного содержания
  • Мотивацию на учебную деятельность
  • Создание условий для самореализации и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности
  • Развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным видам деятельности
  • Развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах
  • Воспитание уважительного отношения к традициям.

Основная концепция –создание  единого образовательно – воспитательного пространства  без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.

Основной принцип ,на который опирается образовательное событие- «От сотрудничества - к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».

Главная отличительная особенность – сотворчество взрослых и детей: учителей, учеников, родителей, социальных партнеров.

Основная форма реализации – игра.

В совокупности определяем ОС как такая форма организации совместной учебной деятельности, позволяющая систематизировать знания, умения, навыки обучающихся, применять их в практической деятельности.

Цель ОС:

  • усвоение  учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности обучающихся, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс учреждения. Дать возможность обучающимся проявить свои знания, умения в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научить конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися и педагогами.

Чтобы понять, чем отличается Образовательное событие от обычного, привычного нам внеклассного мероприятия, нужно вникнуть в сущность  Образовательного  события. А она заключается в том, что  организуются  специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию.. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель. Особенностью  деятельности педагога является то, что она носит гибкий , дифференцированный характер  и включает элементы спонтанности и импровизации.

  Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

В ОС также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения –это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Эта форма работы – наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности  – от мотива до результата.

Проект осуществляется в 3 этапа:

  • Подготовительная работа (от недели до  месяца)
  • Содержательная часть
  • Рефлексия

Алексеем Борисовичем Воронцовым были развернуты ключевые, с точки зрения проходящего обсуждения, понятия «событие» и «мероприятие». Были осмыслены их этимологическое значение и функционально-практическая значимость. Особо значимой для аудитории была характеристика признаков образовательного события, признаками которого являются:

  1. Наличие инициативных действий учащихся;
  2. Применение на уроках-событиях сообщений–размышлений, а не просто сообщений-информации;
  3. Обязательное приглашение на событие значимых и заинтересованных людей;
  4. Применение различных форматов групповой работы.

В результате чего у ребенка происходит «саморазвитие», личностный рост, а событие может быть связано с перерывом в его течении и переходом в другую реальность. Эксперт особо подчеркнул, что событие должно быть осмыслено как ответственное действие, и способствовать переходу от одного типа действия в другой.

Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное событие «Путешествие Маленького принца»

Разработка внеклассного мероприятия по проектной деятельности...

"Путешествие во времени". Проект в рамках образовательного события.

Можно ли путешествовать во времени? Этот вопрос интересовал всех и всегда. В тайну этих путешествий мы попытались проникнуть и поставили такие задачи: •определить, с героями каких книг фантастиче...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.

: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...