«Игровые технологии в воспитании»
материал (3 класс) на тему

Олина Валентина Петровна

В настоящее время для обеспечения эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx246.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Шемышейка

Выступление

на педагогическом совете

на тему:

«Игровые технологии в воспитании».

Подготовила и выступила Олина В.П.

Ноябрь 2014г.

Игровые технологии  в воспитании

 Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Национальные проекты нацеливают нас на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

     В настоящее время для обеспечения эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

     Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

     Задача учителя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.

     Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

Задачи игры:

Главная задача воспитания–  подготовка детей к жизни.

Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Создание и укрепление детского коллектива.


Условия эффективности игры:

Игра будет эффективна только в том случае, если дети свободно и добровольно включаются в игру.

Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.

Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.

Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест. Игры должны проходить под наблюдением взрослого.

Педагогические требования к игре:

Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой игровой роли.

Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.

     Роль игры в воспитании личности:

В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.

Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Чем младше ребёнок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры.

Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др. Их можно назвать воспитательными играми.

Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.

Вот несколько примеров классных часов, проведённых в форме игры:

1.Классный час «Два лика огня».

 Учащиеся познакомились, в каких случаях «Огонь – друг, огонь – враг».

В игре «Огонь и человек» встретились две команды: «Пламя» и «Искра». Обеим командам предлагались одинаковые задания: "Лестница", "Соедини фразы", "Доскажите словечко", " Разгадайте ребус" и др.

 В каждом конкурсе учитывалась скорость и качество выполнения задания. Перед учащимися многоэтажное здание. В нём очаги возгорания. Ребята должны их ликвидировать, выполнив предложенные задания.

 За каждое успешно выполненное задание команда получала "огнетушитель". Победила дружба. На память все получили закладки-памятки «Чтобы не сгореть».

Цели:

  • в игровой форме донести до детей необходимость соблюдать правила пожарной безопасности;
  • закрепить знания у детей о причинах и последствиях пожара;
  • развивать у детей умение применять изученную теорию на практике.

Оборудование:

  • плакат с названием игры;
  • в конвертах карточки с заданиями;
  • таблички с надписями;
  • "огнетушители», «огоньки» из картона;
  • плакат с рисунком многоэтажного дома.

Рекомендации:

  • данная игра рассчитана на 40-45 минут;
  • играют две команды по 10-12 человек.

 

Ход игры.

 

Здравствуйте дорогие ребята!

Сегодня игру затеваем,

На поле безопасных чудес

вас приглашаем.

Тема актуальная и важная -

Безопасность пожарная.

Тема нашего классного часа «Два лика огня». «Огонь – друг, огонь – враг».

 Какой гранью он обернется к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: не больше, чем коробка спичек, дело только в том, в чьих руках она будет».

        Огонь – друг. С незапамятных времён огонь был спутником человека и верно служил ему. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Без огня нет жизни на земле. Огонь помог человеку расселяться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы. Без огня жизнь на земле невозможна. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных самолетов и космических кораблей стали возможны благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит.

        Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

        Огонь – враг. Он бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезали в гигантских языках пламени тысячи городов. Бесценные творения, несменные сокровища, создаваемые разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превращались в пепел. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней, уничтожает лесные массивы, урожаи сельскохозяйственных культур. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

        Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. А чтобы этого не случилось:

- назовите возможные причины пожара.

Ответы детей:

  1. Игра детей со спичками.
  2. Удар молнии.
  3. Разведение костров в ветреную погоду.
  4. Короткое замыкание, повреждение электропроводки.
  5. Зажигание свечей.
  6. Неосторожное обращение с огнём (во время приготовления пищи на газовой плите).
  7. Курение.
  8. Выпавший из печи уголь и другие.

- Какие же правила вы должны соблюдать, чтобы не случилось беды?

- Какие средства пожаротушения вы знаете?

- По какому номеру нужно вызвать пожарных?

- А можно ли в шутку вызвать пожарную команду? Почему?

- А сейчас мы свои знания проверим в игре.

Приглашаю на игру: "Огонь и человек"

Сегодня встречаются две команды. Обеим командам предлагаются одинаковые задания. В каждом конкурсе учитываются скорость и качество выполнения задания. Вот перед вами многоэтажное здание. В нём очаги возгорания. Вы должны их ликвидировать, выполнив предложенные задания. За каждое успешно выполненное задание команда получает "огнетушитель". Побеждает та команда, которая во время игры выполнит задание правильно и быстро. И так начинаем. Вы должны  выбрать себе название команд, а для этого отгадайте загадки. Отгадки будут являться названиями ваших команд.

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)

Из искры возгорится                      .(Пламя).

Задание 1. "Лестница".

Из слов на пожарную тему составить "лестницу". Каждое последующее слово должно быть на 1 букву больше предыдущего. Сколько ступенек в "лестнице", столько пожарных касок получает команда.

Образец:

1. Газ

3 буквы

2. Угар

4 буквы

3. …..

5 букв

4. ….

6 букв и так далее

Слова:

1. Газ, дым, ток. 3б.

2. Вода, лень, угар, ожог, бинт, утюг, жгут. 4б.

3. Огонь, пожар, пламя, стекло, песок, ведро, багор. 5б.

4. Спички, бензин, лопата, тостер, машина. 6б

5. Керосин, телефон, кипяток, дыхание, волдыри. 7б.

6. Салфетка, пожарный, таблетки, пожарная (машина). 8б.

7. Аварийный (выход). 9б.

8. Эвакуация, охлаждение. 10б.

9. Обморожение, небрежность. 11б.

10. Огнетушитель. 12б.

11. Электричество. 13б.

Слова: газ, эвакуация, вода, салфетка, огнетушитель, спички, обморожение, огонь, керосин, аварийный (выход), электричество, дым, небрежность, лень, охлаждение, пожар, пожарный, бензин, таблетки, угар, кипяток, ток, лопата, ожог, пожарная (машина), дыхание, бинт, волдыри, тостер, жгут, машина, ведро, утюг, багор, песок.

Пока команды работают, болельщики получают задание,

ответить на шуточные викторины:

  1. Какие вещи можно развешивать на проводах? (На провода ничего нельзя вешать).
  2. Какие гвозди можно забивать между проводами? (Никакие).
  3. Какой тканью можно окутывать электролампочку? (Никакой).
  4. Какими обоями можно оклеивать провода? (Провода нельзя оклеивать обоями, их надо укладывать в специальные кабель-каналы).
  5. Где лучше прятаться во время пожара: в шкафу или под кроватью? (Во время пожара прятаться нельзя).
  6. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту? (Проезжая или проходя по деревянному мосту нельзя пользоваться огнем).
  7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду? (В ветреную погоду нельзя разводить костер).
  8. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки? (Чтобы в случае выпадения угля избежать пожара).

Задание 2. "Соедини фразы".

Каждой команде выдается по две карточки с заданиями:

1. Соедините начало фраз с их окончанием, и вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Огонь нельзя оставлять...

а) по телефону 01

2. Если увидишь пламя...

б) нельзя прятаться

3. Вызывай пожарных...

в) без присмотра

4. От огня...

г) зови на помощь взрослых

5. Из горящего помещения…

д) дым

6. Опасней всего при пожаре…

е) надо быстро уйти

2. Соедините начало фраз с их окончанием, и вы получите правила безопасного обращения с электроприборами.

1. Не включай электроприборы

а) когда сидишь в ванне

2. Не пытайся починить электроприбор

б) с оголенными проводами

3. Не пользуйся электроприборами

в) мокрыми руками

4. Не пользуйся электроприборами

г) если он включен в разетку

Задание 3. " Где нарушены правила пожарной безопасности?"

Командам показывается плакат, на котором изображены несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности в жилой комнате и на кухне. За 1 минуту найти все нарушения ППБ и рассказать, какие меры безопасности не были соблюдены.

Ответы:

  1. Лампа накрыта тканью.
  2. Электропровод лежит на полу, под ковриком.
  3. Розетка на стене перегружена.
  4. Занавеска расположена слишком близко от плиты.
  5. Кухонное полотенце висит над плитой.
  6. Полка для посуды установлена над плитой.
  7. Электрические приборы включены в комнатах и оставлены без присмотра.

К ишре Крестики-нолики 2

Загадки

Чтобы не было огня, не играйте вы в меня.

Я - огня сестричка, маленькая .... (Спичка)

Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)

Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)

От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)

Кто меня не бережется, тот так скоро обожжется. (Огонь)

На столе, в колпаке, да в стеклянном пузырьке

поселился дружок - развеселый огонек. (Лампочка)

В маленьком амбаре лежат сто пожаров. (Коробок спичек)

Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает,

без зубов, а кусает. (Огонь)

При пожаре не сидим, набираем ... (01)

Он для всех опасен нас, называют его ... (Газ)

Задание 4. Анализ и решение конкретных ситуаций.

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электроэнергией.

(Каждая команда получает карточку с задачей).

Ситуативная задача 1        

Задание: выберите вариант ответа, соответствующий правилам электробезопасности

1)Вася знает порядок включения электроприборов в сеть - шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.

2) Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.

3) Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? - попросила бабушка.

Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ситуативная задача 2

Задание: выберите вариант ответа, соответствующий правилам охраны труда и электробезопасности.

1) Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается ее любимая передача «Сам себе режиссер». Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

2) Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

3) «Аня, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит», - попросила мама дочку.

Аня взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

Задание 5. "Доскажите словечко".

1. Услышав сирены...

Немедленно покиньте...

Слушайте внимательно...

Куда надо следовать...

Эвакуации, здание, информацию, звучание.

2. Утратили мальчики...

Проявили...

Забыли, что игры с... и снарядами

Чреваты тяжелыми...

  Огнем, утратами, бдительность, неосмотрительность.

Задание 6. " Разгадайте ребус"

Зачеркнуть по 4 одинаковые буквы, чтобы получилось первичное средство пожаротушения, а затем его собрать из отдельных частей.

Б

О

А

Г

Б

Н

А

Е

Т

В

А

У

Б

Ш

А

И

Б

Т

Е

В

В

Л

В

А

Ь

(Огнетушитель)

Финал.

В заключении подводится итог игры. Выигрывает команда, получившая большее количество "огнетушителей". Победители награждаются сувенирами. Все участники игры получают памятку "Огонь и человек".

2.Интеллектуальная игра «Птицы – наши друзья».

Цели: воспитание бережного отношения к природе, заботу о своих меньших друзьях.

Ребята разделились на две команды. Придумали название для своих команд, произошедшее от названия птиц «Синицы» и «Скворцы». С удовольствием принимали участие в конкурсах: «Веришь – не веришь», «Узнай по портрету», «Узнай по описанию», «Чей это голосок?», «Художники». По итогам игры команды набрали одинаковое число жетонов и получили медали за активное участие в игре и журавликов, которые считаются птицами счастья.

3. Классный час, посвящённый к «Дню Матери» -  «Для вас любимые».

Цели: воспитание любви и уважения, чувства благодарности матери

3. Путешествие в сказку.

Цели: воспитание любви и бережного отношения к книгам,

4. Классный час «Своей семье я говорю: «Спасибо!».

Цели: интегрировать знания детей о себе и своей семье, сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем; стимулировать интерес учащихся к семейным традициям, к изучению своей родословной.

5. Классный час «Я в России рождён».

Цели: знакомство о правах людей: и взрослых, и детей, о праве взрослых – праве избирать и быть избранным.

6. Новогодние утренники.

7.«Богатырские забавы» - так называлось внеклассное спортивно-развлекательное мероприятие в классе, посвящённое Дню защитника Отечества.

Цель и задачи:

- развивать у ребят чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине;

- через песни, стихи  познакомить ребят с нелегким трудом военнослужащих, воспитывать уважение к ним;

- донести до детей, что они будущие защитники Родины

Подготовка к мероприятию

Во время подготовки дети разучивают стихи, песни, выбирают называние команды и девиз. Так же готовят оформление зала: надпись, цветы, плакаты.

Гостями праздника были папы, дяди, дедушки. Дети поздравили своих гостей стихами, песнями, танцами. Подарили открытки, изготовленные своими руками. Затем провели спортивные состязания между командой мальчиков и командой пап. Все остались очень довольными.

8.«А ну-ка, девочки».

Цель:

-способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;

- воспитывать чувство  коллективизма, толерантного отношения друг к другу;

- способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

8. Классный час «Ростки дружбы».

Цели:

  • содействовать   формированию   дружного   классного
    коллектива;
  • развивать у учащихся умения и навыки самооценки;
  • показать   ценность   и   необходимость  товарищества
    и дружбы.

Подготовительная   работа:

  • проведение анкеты;
  • написание сочинения-рассуждения  на тему «Друг  -
    он кто для тебя?»;
  • подборка    пословиц,    поговорок,    стихотворений    о
    дружбе.
  • (Каждый ребенок пишет свое понятие друга и закрепляет свой «росток» на «дереве Дружбы».)
  • Дружба — это взаимная поддержка, взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдивая и искренняя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

Игровые технологии – в группе продленного дня, как один из видов деятельностного метода развития и воспитания в начальной школе.

Игра – метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. Игра является необходимым средством развития учащихся в начальных классах. Специально подбираемые игры помогают решению мн...

«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».

Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек  у младших школьников в процессе учёбы....

«Нравственное воспитание младших школьников через систему игровых технологий»

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко....