Экологический проект "Бианковские чтения"
проект (3 класс) на тему

Истомина Елена Васильевна

Начиная с 2014 года, наша Уемская школа становится площадкой Чтений для  учеников начальной школы не только  Приморского района, но и для школ города Архангельска. На протяжении четырех лет на площадке "Поморочка" встречаются ребятишки начальной школы, чтобы вспомнить биографию и творчество замечательного писателя - натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, а также проявить свое умение и фантазию, работая на различных специальных секциях под руководством творческих наставников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Экологический проект «Бианковские Чтения»

Е.В.Истомина, учитель начальных классов, п.Уемский, Приморский район, Архангельская область

Исполнители проекта: учащиеся 1-4 классов МБОУ «Уемская средняя школа», родители, педагоги МБОУ «Уемская СШ»

Сроки реализации проекта: октябрь

Проблема и актуальность.

    Сегодня в современной школе экологическое образование и воспитание должно охватывать все возрасты. Оно должно стать приоритетным. И задача школы состоит не только в том, чтобы  сформировать некий объем знаний по экологии, но и в том, чтобы научить школьника приобретать  навыки научного анализа явлений природы и помогать природе через практическую деятельность. А заложить основы  экологической нравственности необходимо в начальной школе, чтобы обучающиеся стали экологически культурными людьми. Экологическое воспитание надо начинать с самых ранних лет. Дети должны научиться осознавать красоту, неповторимость природы,  понимать, что эта красота хрупка и беззащитна, а радость и тревога за природу рождает заботу о ней. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. И понимая важность роли экологического просвещения, мы начинаем его воспитание с первой ступени обучения учащихся. Одним из таких важных  экологических мероприятий является  проект «Бианковские Чтения»

Обратившись к творчеству В. Бианки, имея целевую группу ( ученики начальной школы), используя многообразие форм деятельности для  раскрытия способностей каждого ученика,  сетевое взаимодействие, чтобы сотрудничать с другими образовательными  учреждениями, выйдя за рамки одной школы,  Уемская школа присоединилась к всероссийскому мероприятию, идейным вдохновителем которого является Голубицкий А.В., бывший директор МБОУ «Храбровская СОШ»  Гурьевского района Калининградской области, который 10 лет назад запустил данный проект.

Начиная с 2014, наша Уемская школа становится площадкой Чтений для учеников начальной школы не только Приморского района, но и для школ области: городских школ г. Архангельска, школы  поселка Боброво,  Катунино,  Талаги, Рикасихи . На протяжении 4 лет на площадке «Поморочка» встречаются ребятишки начальной школы, чтобы вспомнить биографию и творчество  замечательного писателя - натуралиста Виталия Валентиновича  Бианки, а также проявить свое  умение и фантазию, работая на различных специальных секциях.

Цель проекта: воспитание активной гражданской позиции, формирование мотивации к активному участию в общественной жизни.

Задачи:

-воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, к природе через произведения Виталия Бианки;

-вовлечь учащихся в проектную работу по изучению и воспитанию окружающей среды;

-приобщить учащихся к творческой и практической исследовательской деятельности;

-формировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Реализация проекта.

Работа над реализацией проекта состояла из нескольких этапов.

Организационно – подготовительный этап 

1)Сетевое взаимодействие с  Храбровской средней школой  Калининградской области. Разработка плана работы данного мероприятия.

2)Составляется и вывешивается текст объявления о начале работы проекта с указанием темы, периода, состава участников, условий.

3) Готовится оборудование, материал, план мероприятий.

 Познавательно – исследовательский этап

1)Организация наблюдений, опытов, экскурсий в школьный парк, в лес, на полянку, на водоем, бесед по творчеству Виталия Бианки и чтение  произведений писателя – натуралиста.

Практический этап 

1)Выставка рисунков и поделок по произведениям В.Бианки,  фотовыставка работ по теме   «Природа родного края»

2)Трудовые десанты  «Посади дерево»,  «Чистая улица – чистый поселок», «Речка Уемлянка – капелька Северной Двины», «Пусть парк наш самым лучшим будет»

3)Акция «Собери семечко»- сбор семян для корма птицам

4) Изготовление кормушки для птиц «Птичья столовая»(с помощью родителей)

5)Подготовка концерта.

 Заключительный этап 

1)Праздник «Бианковские Чтения»

2) Анализ реализации проекта.

   В 2017 году площадка  «Поморочка» была представлена  13  творческими и исследовательскими секциями:  «Художественная», «Музыкальная», «Скульптурная», «Поэтическая», «Театральная», «Фотографическая»,  «Экологическая», «Исследовательская», «Игровая», «Наблюдательная» «Цветочная», «Секция юного корреспондента», «Иностранная». Талантливые педагоги – наставники, работая на секциях, делают  все, чтобы ребята  чувствовали себя не  гостями, а полноправными хозяевами этого ежегодного праздника природы.

   Традиционно церемония открытия Бианковских Чтений начинается с теле-моста :  прямым включением  Храбровской  и Уемской школы, где  ребята показывают  спектакль и объявляют о начале работы  Чтений. Затем  мы в своей школе показываем небольшой концерт на экологическую тему, и дети расходятся по секциям заниматься интересными делами.

В «Художественной секции» ребята иллюстрируют произведения писателя В.Бианки, а  в «Музыкальной» - воспроизводят пение птиц при помощи музыкальных инструментов. В «Скульптурной  секции» дети лепят полюбившихся героев произведений В.В. Бианки, а в «Поэтической» – учащиеся сочиняют стихотворения и сказки о природе. Ребята, которые выбрали для себя «Театральную секцию», инсценируют произведения писателя – натуралиста. Это и «Колобок – колючий бок», «Хвосты», «Кто чем поет?» Учащиеся «Фотографической секции» запечатлевают  птиц нашего края, осеннюю природу севера. Дети «Экологической секции» мастерят экологические кормушки, развешивают их для птиц в школьном парке, угощая крылатых друзей семенами растений, крошками хлеба, крупой, овсом. Ребята «Исследовательской секции» проводят опыты с водой, которую берут из разных источников, а в «Игровой секции» -изучают поморские игры:   «Олень»,  «Тетерка», «Солнышко», те самые, в которые играли когда – то наши дедушки и бабушки, чтобы вырасти сильными и ловкими. Дети «Наблюдательной секции» изучают сезонные изменения в живой и неживой природе в школьном парке, рассматривают следы птиц и животных на снегу. В «Цветочной секции» учащиеся занимаются практической работой. Изучив происхождение цветов и уход за ними, ребята пересаживают цветы в нужную емкость и оформляют паспорт. В «Секции юного корреспондента» ребята пробуют себя в этой роли, учатся брать интервью у детей, учителей и гостей.Итогом работы секции стал видеоролик. В  «Иностранной секции» ребята инсценируют сказку «Лис и мышонок» на трех иностранных языках: английский, немецкий,  французский.

   Итогом работы становятся красочные демонстрации поделок, плакатов, фотографий, видеороликов, стендовых проектов, яркие выступления  учащихся.

   На нашей площадке ежегодно проходят конкурсы рисунков, поделок по сказкам и рассказам В.В.Бианки, проводится фотовыставка «Природа родного края», выставка «Северные дары - угощения из северных ягод»

   В школе в этот день всегда много гостей. Это и сопровождающие педагоги, родители учащихся и работники районной детской библиотеки. Педагоги на «Педагогической секции» делятся  опытом по экологическому образованию школьников. Родители и библиотекари посещают секции, работают в жюри, наблюдают за работой ребят, а на   «Привале» угощают детей пирогами.

   Завершаются Бианковские Чтения прямым включением школ п. Храброво и п. Уемским, подводятся итоги  «открытий» и результатов совместного труда в виде репортажа . Ребята и педагоги делятся яркими впечатлениями о работе на Бианковских Чтениях. Дети с удовольствием рассказывают, как учились раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Кульминацией заключительной части становятся  телемосты с другими площадками. Подводятся итоги конкурсов. Победители награждаются грамотами, сертификатами. Все участники не только узнают много нового и интересного, но и получают массу положительных эмоций.

   Таким образом, целенаправленная работа по экологическому направлению оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В результате реализации проекта учащиеся получили необходимые знания экологической направленности, становились активными творцами отношений  «природа – человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению экологической направленности

Внеклассное мероприятие по литературному чтению экологической направленности...

Чтение экологической сказки. Сказка про репку.

Чтение экологической сказки.Сказка про репку....

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...