Познавательная игра- путешествия "Алтай — сказочный край "
методическая разработка (4 класс) по теме

Шенцева Вера Викторовна

 

Познавательная игра путешествия  по Алтайскому краю с элементами викторины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_altayskomu_krayu.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRDSyhpU1mMFEngnzp50UF2gIgrFj09Wp7F493Ba6u-r7bsqQFG

 «Алтайский край – частица нашей Родины»

Цели и задачи :

Образовательные: познакомить учащихся с природой родного края; углублять и расширять знания учащихся об истории, географии, культуре Алтайского края;

Развивающие: развивать у учащихся интерес к природе родного края;

Воспитательная: прививать школьникам бережное отношение к природе; создавать  условия  для развития активной, творческой личности, любящей свой край.

Форма проведения: игра-викторина

Тип игры: познавательная

Оборудование и материалы: рисунки детей, слайды с изображением природы Алтайского края, наиболее интересных культурных объектов; мультимедийный проектор, экран, клип «Барнаул», презентация.

Оформление: предварительно объявляется конкурс рисунков «Моя Родина - Алтай», оформляется выставка лучших работ, призы для участников и победителей.

Предварительная работа: участники учат стихи, готовят сообщения, монтируют клип

Продолжительность мероприятия: 40 минут

Участники: ведущий, дети

Ход мероприятия:

«Увидеть и познать свой край можно

либо своими глазами, либо с помощью книг»

  Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы получше узнать о своей малой Родине – Алтайском крае.

Есть много мест на белом свете,

Есть Крым, Кавказ и Парагвай.

Но сердцу дорог только этот

Родной, красивый мой Алтай.

Алтайский край – Кусок земли

С огромной карты не приметен.

Вокруг себя ты посмотри,

Увидишь – он великолепен.

Бескрайние просторы Кулунды, (Слайд 2)

Которые цветут в благоуханье,

Древнейшие курганы и холмы – (Слайд 3)

Истории родной очарованье.

Величие лазурных берегов (Слайд 4)

Озёр Алтая- край любимый славит.

Бодрящая вода из родников (Слайд 5)

Прохладой в летний зной тебя поманит.

И мы, как жители Алтая, (Слайд 6)

Всем сможем смело заявить,

Что лучше нет в России края,

Который можно так любить!   

  Ведущий: Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок.

        В этом году Алтайскому краю исполняется 80 лет! (Слайд 7) Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, край в настоящее время живёт и развивается.

       Алтай является кладовой России. В нём есть всё: богатый и разнообразный растительный (Слайд 8) и животный мир (Слайд 9), плодородная земля (Слайд 10), полезные ископаемые (Слайд 11) и прекрасные люди.      Алтай – край литературный. С алтайской землёй связано много писательских имён и конечно таких известных, как В. Шукшин, Е. Гущин,  В. Золотухин, Г. Егоров и другие. (Слайд 12)

Ведущий:

(Слайд 13)         Фалалеева Н, Червонный А, Лужнов А

Именно нашему родному Алтайскому краю посвящается эта  игра. (Слайд 14) В ходе игры будут задаваться вопросы. Если вы отвечаете правильно, получаете жетон, если нет ответ переходит другому, кто больше всех наберёт жетонов, тот и становится победителем нашей игры.

Выступление 1 класса

         Всякая игра начинается с разминки и мы тоже не будем нарушать традиций.

1 тур «Разминка» (Слайд 15)

Вопросы: (Слайд 16)

  1. Назовите крупные реки края (Обь, Бия, Катунь, Чарыш)

 

Ведущий:

1. Кто из известных писателей жил на Алтае? (В. Шукшин, В. Бианки) (Слайд 18)

  1. Назовите курорт в Алтайском крае, знаменитый своими радоновыми водами. (Белокуриха) (Слайд 19)
  2. Хозяин алтайской тайги? (медведь) (Слайд 20)
  3. Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом? (облепиху) (Слайд 21)
  4. Один из первых покорителей космоса был родом с Алтая, кто он? (Г. Титов родился в селе Полковниково Алтайского края или в селе Верхнее Жилино Косихинского района) (Слайд 22)

2 тур  «Выберите правильный ответ» (Слайд 23)

  1. Год образования Алтайского края: (Слайд 24)

         1930          1947           1937           1935

  1. Что означает слово «Алтай»? (Слайд 27)

          синее  озеро      золотая гора         страна горных рек    

  1. Столица – административный центр Алтайского края (Слайд 30)

        Бийск        Рубцовск          Барнаул         Камень-на-Оби

Путешествие по улицам Барнаула (видео)

  1. Самый ценный из пушных зверей, встречающихся на Алтае? (Слайд 33)

лисица           соболь          рысь         горностай

  1. Какое озеро самое глубокое в крае? (Слайд 36)

Малиновое озеро     Ая      Манжерок     Яровое

Ведущий: В Алтайском крае немало живописных озер, солёных и пресных. Малиновое озеро в Михайловском районе выделяется водою малинового цвета. Но даже не только этим. (Слайд 41- 49)

Ведущий:

      Давайте спросим себя, что мы знаем об Алтайском крае? Чем больше мы будем знать о крае, о родном городе, селе, в котором живём, тем они нам будут дороже.

(Чтение стихотворения учащимися) Никотин, Толмачева, Попов, Быковская

1 ученик:

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога,

Вам геолог расскажет про золото.

От забытых веков, с незапамятных пор,

Этот край золотых,

Край невиданной щедрости гор.

2 ученик:

Что такое Алтай?

Вы услышите – золото,

То же  услышите слово.

Это лисы и выдры, горностаи и соболя.

Это мягкое золото

То, что дарит Земля.

3 ученик:

Что такое Алтай?

Вы спросите о том  чабана

«это золото», - скажет он.

Край золотого руна:

Хлебороба спросите,

Комбайнера и тракториста,

«Это золото», - скажут, -

«Во поле чистом

Посмотрите вокруг –

Без краёв, без границ

Золотой океан

Кулундинских пшениц».

Выступление 2 класса

3 тур  «Кто больше?» (Слайд 50)

Вам нужно будет составить как можно больше слов, использовав буквы слова «Заповедник»

Ведущий: Что означает слово «Заповедник»?

Тигирекский заповедник (Слайд 51)

Ведущий:

Богат наш край красивыми местами. Прекрасен он и в буйном цветении садов, и в неповторимых фантастических красках осени. Да, хорош наш Алтай, чудесна его природа: уж если зима – так зима, настоящая, с морозами и метелями, уж если лето – то лето! Никого не оставит равнодушным прекрасный мир природы Алтая: его альпийских лугов, покрытым буйным разнотравьем, грустных лесов, стремительных рек, сверкающих ледников  и величественно безмолвных гор.

4 тур  «Природа Алтая» (Слайд 52)

1. Какое дерево, растущее у нас на Алтае, называется «карандашным» деревом?  (лиственница, кедр, сосна) (Слайд 53)

2. Не найдётся на свете птицы с более мрачной репутацией. В народных сказках и сказаниях она бывает и мудрой, и хитрой, но очень редко доброй (сова, ворон, филин) (Слайд 56)

3. Какой орех самый жирный и питательный? (земляной, кедровый, грецкий) (Слайд 59)

4. Какое масло идёт на приготовление лучших рыбных консервов? (облепиховое, кедровое, , подсолнечное) (Слайд 62)

5. У какого дерева даже в сильную  и на солнце ствол  почти не нагревается? (ель, тополь, берёза) (Слайд 65)

(Слайд 68)         Стихи читают Белобородов, Моисеев, Никотина, Миллер

4 класс

Игра со зрителями

Вопросы 1 команде:

  • Что называют жемчужиной горного Алтая? (Телецкое озеро)
  • Сушёный виноград? (изюм)
  • Метель в степи? (буран)
  • Человек, занимающийся незаконной добычей животных, как правило, с целью наживы? (браконьер)
  • Воздушная оболочка, окружающая нашу планету? (атмосфера)
  • Какую птицу в народе на Алтае называют рыбаком? (чайку)
  • Домашнее животное с красивым мехом и длинными ушами? ( кролик)

Вопросы 2 команде:

  • Его орешками питаются белки? (кедр)
  • Зимняя тёплая обувь взрослых и детей в Сибири? ( валенки)
  • Степной грызун, впадающий в спячку? (суслик)
  • Стихийное бедствие, основным виновником которого чаще всего является человек? (пожар)
  • Мелкая бабочка, живущая в шкафах? (моль)
  • Охраняемая территория в природе? (заповедник)
  • День весеннего равноденствия? (23 сентября)

Ведущий:

Вот и закончилось наше очередное знакомство с краем. Спасибо участникам! Спасибо болельщикам! Сейчас жюри огласит итоги, наградит победителей сладкими призами. А мы пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой Родиной. (Слайд 70)

Скажешь слово Сибирь или Родина –

Наполняется счастьем душа.

И не надо ни власти, ни ордена,

Чтобы грудью полней задышать.

Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,

В недоступные взору места,

Чтоб от солнца весеннего морщиться,

Чтоб частичкой великого стать.

Пробираюсь звериными тропами,

Где деревьев плотней купола,

Чтоб душа, не всегда расторопная,

Мне сильней залюбилось, поверилось

В то, что где-то на месте пустом

Обязательно выращу дерево,

Сына, дочку и выстрою дом.  (Алексей Власов)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Алтай- сказочный край"

Данная разработка посвящена знакомству с творчеством талантливых , одарённых людей района, тех, чью душу переполняет радость и гордость за свою малую Родину, тех , кто способен затронуть сокровенные с...

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Интеллектуально – познавательная игра « Вспомним историю Самарского края».

Цель игры – проверить знания учащихся в области краеведения; Количество участников:  4-5 команд по 5 – 7 человек...

Творческая познавательная игра-экспедиция «Мой край Ямал»

Творческая познавательная игра-экспедиция «Мой край Ямал» проводится как итоговое мероприятие по станции «На краешке Земли» в рамках длительной воспитывающей игры-путешествия «Арктическое путешествие»...

Познавательная игра "Наш край"

Цели: 1. Закрепить знания о природе Ямальской земли.           2.Развивать логическое мышление, смекалку, любознательность....

Методическая разработка познавательной игры-путешествия «Край мой северный» для учащихся 3-4 классов

Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте природных богатств и людях труда, нормах морали и нравственности учащиеся выносят с родной земли, и всю жизнь они будут соотносить с этими и...