Организация работы с родителями в условиях ФГОС НОО
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал поможет учителям в работе по привлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в условиях внедрения ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelyami_v_usloviyah_fgos_noo.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС НОО
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.
Именно поэтому мы переходим от трёхкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта к новой структуре ФГОС НОО: обязательная часть и часть формируемая, участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы. Во-первых, это заключение трёхстороннего договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным учреждением, его учредителем и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей. Профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот те два краеугольных камня, которые могут послужить мостом в создании долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
В нашей школе выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций педагогов и психологов, а также различных досуговых мероприятий.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания и обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе.
В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях.
В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями и веду её по нескольким направлениям. Наиболее распространённой формой работы с родителями являются родительские собрания. Очень важно соблюдать рекомендации по их проведению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
(слайд 2)
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, анкетирование и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
В диагностических целях использую для родителей различные анкеты, тесты, которые помогают ближе и глубже познакомиться.
Таким образом, провожу много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.
Ну а как же добиться привлечения родителей к работе с классом?
Я сделала так. В 1 классе в начале сентября выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. (слайд 3)
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке и проведении классных часов, презентаций, праздников, конкурсов, сценариев, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса, это и приобретение подарков для детей к праздникам.
3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса. (альбом)
Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки, сопровождение, экскурсии, походы.
Получается так или иначе все родители задействованы, а значит, могут оказать посильную помощь. Во всяком случае, никто никогда не отказывался.
Итак, разбив, таким образом, родителей на группы я была уверена, что работа пойдёт и отдача будет. К счастью я не ошиблась. Каждая группа задействована в определённое время, а результаты работы можно легко отследить и увидеть. Эти группы работают на протяжении 4 лет (состав частично меняется). Хотелось бы рассказать о самой активной и трудолюбивой группе «Творчество» куда вошли самые творческие, позитивные добросовестные и ответственные родители, поэтому они же вошли и в состав родительского комитета. За это время самыми активными родителями Якубенко С.Н. и Семак А.Г. были проведены праздники:
«Широкая масленица», «А ну-ка девочки», «День смеха», «Прощание с азбукой» (слайд 4,5,6)
Были подготовлены презентации: «Моя малая Родина», «Светлый праздник пасхи». (слайд 7)
Проведены совместные конкурсы: «Разноцветная неделя», «Планета Знаний» (слайд 8,9)
Родительские классные часы: «Интересные книги», «Творчество В.Бианки». (слайд 10)
Акция «Посади дерево» (слайд 11)
Уроки мужества (слайд 12)
Экологические мероприятия (слайд 13)
Заочные конкурсы.
Походы, экскурсии.
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила заочный конкурс «Новогодняя игрушка» (выставка поделок, выполненных мамами). (слайд 14) На очереди конкурс «Папины руки». Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Обязательно подводятся итоги, победители и самые активные родители получают на родительских собраниях грамоты, а дети неописуемый восторг.
Проведение таких мероприятий позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.) Такие мероприятия проходят интересно и оживлённо.
Однодневный поход в лес в конце учебного года стал для нас традиционным. (слайд 15) Родители не только сопровождали детей, но и организовали привал, следили за соблюдением основных правил поведения в лесу, организовали конкурсы. Поход в лес имеет большое воспитательное значение. В походе воспитывается чувство товарищества. Развивается умение общаться со взрослыми в неформальной обстановке.
Одной из форм сотрудничества с родителями является работа родительского комитета.
Одной из функций родительского комитета в моем классе, являются рейды по проверке тетрадей и дневников учащихся, состоянию учебников, подведение итогов различных конкурсов, награждение лучших. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в год, хотя, можно проводить по четвертям. Например, на лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарили закладки, вручали ордена, (слайд 16) а за лучшее ведение дневников поощряли специальными штампиками. (слайд 17). Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями по просьбе учителя и принимает активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.
Я считаю, что к новым формам работы классного руководителя можно отнести создание портфолио класса, куда помещается достижения ребёнка и результаты всех классных дел. (слайды 18-21) В нашем случае к работе по созданию портфолио в основном привлекались родители из 4 группы «Услуги».
Содержанием моего взаимодействия с родителями становится постоянная забота о развитии их ребенка. Чувствуя это, родители начинают доверять учителю, желание общения не пропадает, а появляется взаимная заинтересованность.
Родители в моём классе принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия. Триединый союз работает в тесном контакте. Это мечта любого учителя. Конечно я понимаю, что многое зависит от того какие родители в классе и насколько они готовы вовлечься в учебно-воспитательный процесс. Традиционными для нас стали весенние походы в лес, совместные праздники, заочные конкурсы, презентации, где организаторами и ведущими зачастую бывают сами родители
Какова же результативность этой работы? – 100 % охват родителей во внеклассной работе. – Позитивное отношение их к школе. – Активная деятельность родительского комитета.
Проведённое анкетирование отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.
– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня
самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач. Таким образом, их взаимодействия – многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.
П.П. Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"
В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....
УМК ПНШ как инструмент для работы с родителями в условиях ФГОС НОО
В статье анализируются возможности УМК ПНШ для работы с родителями младших школьников....
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Организация работы с родителями при реализации ФГОС начального общего образования
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Эффективность воспитания детей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родите...
Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».В.СухомлинскийФедерал...
Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС
Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...