Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
статья (4 класс) по теме
Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupayu.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Без глубокого нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни
чести, ничего чем человек есть человек.
В. Белинский
Слайды 1-2
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы и семьи.
Слайды 3
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение,
духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе,
а так же выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
При осуществлении нравственного воспитания преподаватели гимназии учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим ставим основнуя задачу воспитания эмоционально-нравственной культуры:
Слайды 4--5
1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:
2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;
3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;
4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;
5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;
6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;
7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;
8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;
9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;
10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;
11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.
Что мы хотим воспитать в наших детях?
Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла?
Как научить чуткости, нравственной самостоятельности?
Как научить видеть, где добро, а где зло?
Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других?
Эти и другие духовно-нравственные вопросы преподаватели гимназии при ГРМ стараются решать через принципы духовно-нравственного воспитания
Слайды 6-7
- принцип системно-организованного подхода,
который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию;
Практика взаимодействия Русского музея и гимназии находит своё отражение в музейно - педагогической программе «Здравствуй, музей!»,
разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея».
Цель программы
- формирование у учащихся основ визуальной грамотности,
понимания органической взаимосвязи изобразительного и народного искусства,
а также архитектуры с природой и окружающим человеком миром
Слайды 8-9
- принцип ценностной ориентации.
Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности,
занимая центральное место в системе детерминации ее поведения.
Они определяют направленность и характер мировоззрения личности.
Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным.
Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости,
любви к окружающему миру,
приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и
способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Программа «Мир музея» предоставляет широкие возможности и для творческого поиска учителя, который может адаптировать её идеи и положения к возможностям и потребностям своего класса.
Что с большим успехом делают учителя начальной школы гимназии.
Слайды 10-11
- принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании,
предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной , социальной, профессиональной и других групп населения.;
Педагоги дошкольного отделения Российской гимназии при Русском музее провели семинар для родителей и детей
«Формирование познавательных действий и познавательных интересов в музейной среде».
В рамках семинара был представлен увлекальный квест «По страницам былин» в Михайловском дворце.. Воспитанники совершили путешествие по дворцу.
В увлекательной форме познакомились с видами изобразительного искусства,
выполнили интересные задания от Левушки-хранителя музея,
а в завершении путешествия отгадали ребус.
Встреча с музеем принесла много положительных эмоций для детей, родителей и педагогов
Слайды 12-24
- принцип активности,
который предусматривает настойчивость и разумную инициативу
В процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип предполагает деятельное отношение человека
Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды,
в волевых качествах, обучении;
Ежегодное проведение фестиваля искусств, принимают участие со 2 по 11 класс
Настоящим праздником стал спектакль «Март в Летнем саду», который исполнили на профессиональном уровне гимназисты 4 класса.
И в завершении была торжественно выставка юной художницы, ученицы 3 класса Меркуловой Софии.
Слайды 25
- принцип сохранения исторической памяти народа,
предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации
о событиях прошлого,
о времени и месте свершения этих событий;.
Принцип включает в себя знание истории,
способность дорожить историческими традициями своего народа,
сохранять их в памяти.
В рамках духовно-нравственного воспитания в гимназии педагогом Русского музея Манискалко Ю.В реализуются две программы
-"Изобразительное искусство в историческом развитии"-5,6 класс
и "Художник и мир"-8-9 класс
Проводятся «Культурологические встречи" с участием сотрудников Русского музея.
В 2017-2018 уч году в гимназии прошел конкурс-Самый классный класс,
на одном из этапов которого учащимся совместно с классным руководителям необходимо было представить мини-проект,
связанный с Русским музеем (экскурсия, квест, презентация),
в состав жюри конкурса вошли работники Русского музея
Слайды 26-29
- - принцип воспитания на традициях.
Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения,
сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п
Традиционная линейка 1 сентября в большом зале Филармонии. Где каждый год проходит встреча всеми учащимися гимназии - первоклассников.
Для всех присутствующих (учащихся, педагогов, родителей) проходит торжественная линейка, переходящая в концерт, организованный силами гимназистов( слайд 27-28)
Одним из самых значимых,
долгожданных, ярких и волнующих событий в жизни гимназии при Русском музее является праздник «Посвящение в гимназисты».
И вот Георгиевский зал Михайловского дворца гостеприимно распахнул свои двери перед первоклассниками.
Это был особенный день в жизни первоклашек,
день полный волнения и ожидания.
Под звуки гимна Санкт - Петербурга началась торжественная часть мероприятия.
С напутственным словом к воспитанникам и их родителям обратился заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея,
доктор педагогических наук, профессор Б.А. Столяров
Слайды 30-37
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье.
Я, как классный руководитель, должна представлять, какие нравственные понятия сформированы семьёй.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
В моём классе проводится много мероприятий совместно с родителями обучающихся.
Родители ходят вместе с нами на экскурсии,
в походы, занятия в детскую библиотеку,
Дом детского творчества,
проводим совместные праздники.
Ведётся фото и видеосъёмка.
Слайды 38-39
- лингвистический принцип,
требующий всемерного сохранения и развития русского языка
как средства межнационального общения
и языка своей нации, народности,
как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа.
Учащимися совместно с родителями создаются проекты « Докучные сказки», « Сочиняем сказку», составление сценария праздника.
В рамках образовательного форума
«Пространство лингвистических возможностей» в гимназии прошел день,
посвященный работе с программой «Здравствуй, музей».
В 1-2 классах прошли выставки рисунков,
во 2 классе с успехом прошла защита проектов по истории музеев,
в 3 на встречу с ребятами пришли родители:
урок «Изобразительное искусство в музейном пространстве» провела мама Мотенкова Юлия Александровна.
Главным сюрпризом стала «Передвижной проект-выставка « Мир сказок и чудес Русского музея»,
Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач,
которую ставит перед собой современная школа,
здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность.
Сегодня в нашей гимназии есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для о...
Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"
Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образ...
Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"
"Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других." Лев Толстой...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
•формирование социальной культуры;•формирование семейной культуры;•формирование личностной культуры....
Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.
Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....
Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы. Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...