Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
статья (4 класс) по теме

Паньшина Раиса Михайловна

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupayu.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни

чести, ничего чем человек есть человек.

В.  Белинский

Слайды 1-2

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы и семьи.

Слайды 3

     В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение,

 духовные и душевные качества,

необходимые человеку в обществе,

 а так же выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

       При осуществлении нравственного воспитания преподаватели гимназии учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим ставим основнуя задачу воспитания эмоционально-нравственной культуры:

Слайды 4--5

1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;

9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.

Что мы хотим воспитать в наших детях?

Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла?

Как научить чуткости, нравственной самостоятельности?

Как научить видеть, где добро, а где зло?

Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других?

Эти и другие духовно-нравственные вопросы преподаватели гимназии при ГРМ стараются решать через принципы духовно-нравственного воспитания


Слайды  6-7

  1. принцип системно-организованного подхода,

который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур    по духовно-нравственному воспитанию;

Практика взаимодействия Русского музея и гимназии находит своё отражение в музейно - педагогической программе «Здравствуй, музей!»,

разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея».

Цель программы 

- формирование у учащихся основ визуальной грамотности,

 понимания органической взаимосвязи изобразительного и народного искусства,

а также архитектуры с природой и окружающим человеком миром  

Слайды 8-9

  1. принцип ценностной ориентации.

 Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности,

занимая центральное место в системе детерминации ее поведения.

 Они определяют направленность и характер мировоззрения личности.

Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным.

Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости,

любви к окружающему миру,

приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и

 способствуют развитию творческих способностей ребёнка.

Программа «Мир музея» предоставляет широкие возможности и для творческого поиска учителя, который может адаптировать её идеи и положения к возможностям и потребностям своего класса.

Что с большим успехом делают учителя начальной школы гимназии.

Слайды  10-11

  1. принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании,

 предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной    , социальной, профессиональной    и     других групп населения.;

Педагоги дошкольного отделения Российской гимназии при Русском музее провели семинар для родителей и детей

«Формирование познавательных действий и познавательных интересов в музейной среде».

В рамках семинара был представлен увлекальный квест «По страницам былин» в Михайловском дворце.. Воспитанники совершили путешествие по дворцу.

В увлекательной форме познакомились с видами изобразительного искусства,

выполнили интересные задания от Левушки-хранителя музея,

 а в завершении путешествия отгадали ребус.

Встреча с музеем принесла много положительных эмоций для детей, родителей и педагогов

Слайды  12-24

  1. принцип активности,

который предусматривает настойчивость и разумную инициативу

В процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип предполагает деятельное отношение человека

Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды,

в волевых качествах, обучении;

Ежегодное проведение фестиваля искусств, принимают участие со 2 по 11 класс

Настоящим праздником стал спектакль «Март в Летнем саду», который исполнили на профессиональном уровне гимназисты 4 класса.

И в завершении была торжественно выставка юной художницы, ученицы 3 класса Меркуловой Софии.

Слайды 25

  1. принцип сохранения исторической памяти народа,

предполагающий необходимость сбережения в разных формах   всех видов информации

о событиях прошлого,

о времени и месте свершения этих событий;.

Принцип включает в себя знание истории,

способность дорожить историческими традициями своего народа,

сохранять их в памяти.

В рамках духовно-нравственного воспитания  в гимназии педагогом Русского музея Манискалко Ю.В  реализуются две программы

-"Изобразительное искусство в историческом развитии"-5,6 класс

и "Художник и мир"-8-9 класс

Проводятся  «Культурологические встречи" с участием сотрудников Русского музея.

В  2017-2018 уч году в гимназии прошел конкурс-Самый классный класс,

 на одном из этапов которого учащимся совместно с классным руководителям необходимо было представить мини-проект,

связанный с Русским музеем (экскурсия, квест, презентация),

в состав жюри конкурса вошли работники Русского музея 

Слайды  26-29

  1. - принцип воспитания на традициях.

 Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения,

 сопутствующие им обычаи,   обряды,    идеи,   представления,    правила,    духовные ценности и т.п

Традиционная линейка 1 сентября в большом зале Филармонии.  Где каждый год проходит встреча всеми учащимися гимназии -   первоклассников.

Для всех присутствующих  (учащихся, педагогов, родителей) проходит торжественная линейка, переходящая в концерт, организованный силами гимназистов( слайд 27-28)

Одним из самых значимых,

 долгожданных,     ярких    и     волнующих событий в жизни гимназии при Русском музее является праздник «Посвящение в гимназисты».

И вот Георгиевский зал Михайловского дворца гостеприимно распахнул свои двери перед первоклассниками.

 Это был особенный день в жизни первоклашек,

день полный волнения и ожидания.

Под звуки гимна Санкт - Петербурга началась торжественная часть мероприятия.

С напутственным словом к воспитанникам  и их родителям обратился заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея,

 доктор педагогических наук, профессор Б.А. Столяров

Слайды 30-37

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье.

Я, как классный руководитель, должна представлять, какие нравственные понятия сформированы семьёй.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В моём классе проводится много мероприятий совместно с родителями обучающихся.

 Родители ходят вместе с нами на экскурсии,

в походы, занятия в детскую библиотеку,

 Дом детского творчества,

проводим совместные праздники.

 Ведётся фото и видеосъёмка.

Слайды  38-39

  1. лингвистический принцип,

требующий всемерного сохранения и развития русского языка

как средства межнационального общения

и языка своей нации, народности,

как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа.

Учащимися совместно с родителями создаются проекты « Докучные сказки», « Сочиняем сказку», составление сценария праздника.

В рамках образовательного форума

 «Пространство лингвистических возможностей» в гимназии прошел день,

посвященный работе с программой «Здравствуй, музей».

В 1-2 классах прошли выставки рисунков,

во 2 классе с успехом прошла защита проектов по истории музеев,

в 3 на встречу с ребятами пришли родители:

урок «Изобразительное искусство в музейном пространстве» провела мама Мотенкова Юлия Александровна.

 Главным сюрпризом стала «Передвижной проект-выставка « Мир сказок и чудес Русского музея»,

Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач,

 которую ставит перед собой современная школа,

здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность.

Сегодня в нашей гимназии есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной    системы и представляют собой важный компонент социального заказа для о...

Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"

Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

  Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образ...

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"

"Единственное  истинное  счастье  в  жизни  -  это  жить  для  других."  Лев Толстой...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

•формирование социальной культуры;•формирование семейной культуры;•формирование  личностной  культуры....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.

Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....

Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.  Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...