Классный час
классный час (4 класс) на тему

Насырова Юлия Юрьевна

Классный час в 4 классе "Правда и ложь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pravda_i_lozh.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе на тему «Правда и ложь»

Цель: объяснить детям, почему лгать плохо

Задачи:

1. Определить понятия словам – правда, ложь.

2. Формировать нравственные качества обучающихся – честность, справедливость.

3. Воспитывать положительные человеческие качества.


 

Ход классного часа

1. Определение темы классного часа.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ. И вы, выслушав его, скажете, на какую тему мы с вами будет сегодня говорить.

Лгун.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

- Почему не прибежали на помощь люди?

- А если бы мальчик не обманывал людей, пришли бы люди к нему на помощь?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего классного часа? (Правда и ложь)

2.Обсуждение понятий «правда», «ложь».

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

 (Истина, честность).

-Что значит быть честным?

-Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины).

- Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман).

- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

- На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

3. Ситуации из школьной жизни. 
- Поговорим о ситуациях из школьной жизни. 
Как вы поступаете, если: 
- получили двойку; 
- потеряли сменную обувь; 
- опоздали на урок; 
- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? 
- разбили красивую вазу? 
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом? 

4."Что легче?" В.А. Осеева Рассказ для детей про ложь

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.


 

- Как вы думаете из троих мальчиков кто поступил правильно? (третий). Почему?

- Рассердилась мама на третьего мальчика за правду? (нет)

- А двое остальных мальчиков правильно поступили что солгали? (нет). Почему?

- А как бы поступили вы в этой ситуации?

5. Чтение рассказа В. Осеевой «Ябеда».

 Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». - Бывают такие ситуации, когда человек говорит правду, а на него за это обижаются. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда». 


Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит. 
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился. 
- Кто разбил горшок? – спросила учительница. 
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал: 
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился. Все пройдет - одна правда останется. Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…» 

- А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой?

-Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? 
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому? 


 

6. Игра « Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.


 

7.Итог классного часа. 
- Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

- Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1)    Сказал – сделай.

2)    Не уверен – не обещай.

3)    Ошибся – признайся.

4)    Говори только то, что думаешь.

5)    Не можешь сказать правду – объясни почему.

6)    Поступай только честно.

-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...