"Поклонимся великим тем годам..."
методическая разработка по теме
Урок мужества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poklonimsya_velikim.pptx | 2.93 МБ |
urok_muzhestva_2018g.docx | 67.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью .
Поднимался народ богатырский, Наш великий, могучий народ! Постоять за родную державу, За могучую нашу страну!
Некрасов Владимир Петрович Владимир Петрович
«...Перед нашими глазами вставали картины далёкого родного Хабаровска: школа, левый берег Амура, где мы любили отдыхать, товарищи. Нет, никогда мы не допустим, чтобы гитлеровец или самурай овладел нашим Амуром! Никогда !».
Роза Шанина . Фашисты прозвали «Невидимым ужасом Восточной Пруссии »
Лидия Литвяк - « Белая лилия Сталинграда».
И выбежала из дому девчонка: " Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне !.."
Евгений Александрович Дикопольцев
Василий Галактионович Шелест
Полтавский Евгений Николаевич
Носов Савелий Васильевич
Яшин Виктор Николаевич
Тимощук Владимир Михайлович
Василий Галактионович Шелест
Сверкает праздничный салют!
«Бессмертный полк» — международное общественное движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.
Подвиг народа. Подвиг воинов, бойцов. Подвиг женщин. Подвиг детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
имени Пяти Героев Советского Союза
Материалы на городской конкурс методических разработок педагогов,
реализующих программы дополнительного образования
краеведческой направленности
Номинация:«Урок мужества»
Тема:«Поклонимся великим тем годам….»
Выполнила: учитель начальных классов
Степанова Ольга Геннадьевна
г. Хабаровск
2018 год
Урок мужества.
«Поклонился великим тем годам…»
Автор: Степанова О.Г., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза
Вид деятельности: познавательная
Направление воспитания: патриотическое
Пояснительная записка.
Методическая разработка направлена на воспитание у детей чувства любви к историческому прошлому , гордости за героическое прошлое своей Родины, их духовное обогащение на основе исторических примеров служения Отечеству; поможет понять учащимся их личную ответственность за будущее своей страны.
Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста и может быть использована при проведении классного часа в 3-5 классах.
Предназначена педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям, ведущим факультативные занятия данного типа, а также классным руководителям.
Цель:формирование патриотического сознания, верности Отечеству, уважение к историческому прошлому нашей Родины.
Задачи:
-раскрытьпонятия патриотизма и чувства долга перед Родиной;
-помочь сформировать отношение к выполнению основных социальных ролей в обществе (защитник Родины), расширить знания о Великой Отечественной войне;
- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувства гордости за свой народ, свою Родину.
Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать детям стихи для чтения наизусть; разработка и проведение тематического урока со слайдовым сопровождением, демонстраций видеороликов, фрагментами видеофильма, музыкальное оформление с записями военных песен. Силами учащихся создание тематического стенда:«Поклонился великим тем годам…»(включает в себя выставку рисунков, иллюстраций, фотографий посвящённых Великой Отечественной войне).
Предполагаемый результат: формирование внутренней потребности доброго отношения к старшему поколению, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, их духовное обогащение на основе исторических примеров служения Отечеству, личную ответственность за будущее своей страны.
Оборудование:выставка книг, тематический стенд:«Поклонился великим тем годам…»(включает в себя выставку рисунков, иллюстраций, фотографий посвящённых Великой Отечественной войне), видеоролики, видеофильм, музыкальное оформление с записями военных песен, презентация, интерактивная доска.
Сценарий мероприятия
Этап 1. Организационный момент.
Звучит военная музыка, обучающиеся входят в класс, рассаживаются на места.
Этап 2. Образовательное событие.
- Какой праздник приближается? (9 мая, День Победы)
Ведущий:Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашисткой Германией. День Победы – это радостный и горький праздник, он и не может быть иным, потому что не бывает безоблачной радости без слёз и печали. В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что имеем – жизнь и праздник в этой жизни мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал в тех адских условиях, когда казалось, что не возможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасших мир от фашистов, а наш народ от порабощения.
- Урок мужества посвящается подвигам народа в годы Великой Отечественной войны.
Ученик:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну,
Тем, кто на век безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается…
Ведущий:
- Когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941г. )
На рассвете 22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война. Одним из тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашей Родины, стала Великая Отечественная война. (слайд №2)
Ученик:
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ведущий:Долгие четыре года наши деды и прадеды боролись за освобождение нашей Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.
(показ фрагмента видеофильма о начале Великой Отечественной войны)
Ученик:
Июнь…Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Ученик:
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45ом, в мае.
Ученик:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Ученик:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких-то 5 минут осталось.
(слайд №3;4)
Звучит музыка, на её фоне читаются слова, на экране проецируются фотографии с изображением, слайды сражений Великой Отечественной войны.(слайд №5;6;7)
Ученик:
- Война – 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
- Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
- Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
- Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
- Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 км – это если считать, по прямой.
- Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот пробежками и по-пластунски – 4 года 1418 дней. Помните!
Ведущий:Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах.
-Как вы понимаете слово – «подвиг»?(учащиесярассуждают)
Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
(слайд №8)
Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Почти вся Западная Европа была «под каблуком» немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!(слайд №9)
Ведущий:В годы Великой Отечественной (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.) хабаровчане активно участвовали в обороне западных рубежей Советского Союза. Хабаровск только в первые месяцы войны дал фронту свыше 27 тыс. жителей, в том числе более 3 тыс. коммунистов, свыше 14 тыс. комсомольцев, 10 тыс. беспартийных. Среди нескольких миллионов защитников Родины было не менее 50 тыс. чел., призванных из Хабаровска. В Действующую армию уходили, как добровольцы, так и регулярные части Дальневосточного фронта. Причём, особенностью для Хабаровска было то, что приход хабаровчан в военкоматы и их мобилизация стали массовыми и отправка военных соединений на запад происходила только с июля-сентября 1941 г. Так как советские власти до этого времени активно не освещали положение дел на фронте и не объявляли мобилизации в регионах от Урала до Тихого океана, рассчитывая выиграть войну силами военных подразделений европейской части СССР.
С июля 1941 года по август 1942 года на западный фронт было отправлено 26 из 40 дивизий Дальневосточного фронта, дивизии, хорошо обученные и опытные, многие из которых участвовали в пограничном, советско-японском конфликте на озере Хасан в 1938 году. Вместо ушедших 26 дивизий формировалось такое же число дивизий из новобранцев-дальневосточников.
Из 26 дальневосточных дивизий, участвовавших в Великой Отечественной в боях на западном фронте, можно уверенно сказать в трёх из них , хабаровчан было значительное количество.
78-ю стрелковую дивизию называют хабаровской. Её формирование началось в Новосибирске, но первый боевой опыт дивизия получила на Дальнем Востоке. Здесь служили амурцы и приморцы, в том числе - жители Хабаровска. Базой формирования дивизии стал 40-й Хабаровский стрелковый полк. Десятки тысяч воинов убыли на фронт в составе маршевых рот, батарей и команд. В сражениях войны приняли участие свыше миллиона бойцов и командиров Дальневосточного фронта.
Звучит музыка, на её фоне читаются слова, на экране проецируются фотографии с изображением.(слайд №10;11;12)
Ученик:В борьбе с гитлеровцами немало подвигов совершил наш крылатый земляк Владимир Петрович Некрасов. Будущий кавалер медали «Золотая Звезда» до войны жил в Хабаровске. Родился в 1922 г. в с. Вятское Хабаровского района Хабаровского края. Учился в средней школе № 3 г. Хабаровска. Работал на авторемонтном заводе фрезеровщиком. В 1938 г. вместе с братом Александром поступил в Хабаровский аэроклуб. В 1940 году братья выехали в Бирскую военную школу лётчиков-истребителей. Окончив её в августе 1943 года, Владимир и Александр - на фронте. Вместе они летали на боевые задания. Владимир был ведущим. В одной из жарких воздушных схваток с вражескими истребителями Александр погиб (в 1944 году при освобождении Украины). Лётчик - Владимир Петрович Некрасов участвовал в 76 воздушных боях, сбил лично 21 самолёт противника и 13 самолетов — в группе с товарищами. Высокое звание Героя Советского Союза военному лётчику майору В.П. Некрасову было присвоено 18 августа 1945 г. Он имел 6 орденов. После войны продолжал службу в Военно-воздушных силах Советской Армии. С 1955 г. майор Некрасов в отставке. Жил и работал в посёлке Быково Московской области. Умер 13 августа 1993г. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя Героя.(слайд №13)
В своей книге «На крыльях победы» В.П. Некрасов пишет о своих чувствах, после того, как он получил письмо из дому в 1943 году, когда героическая Красная Армия развернула наступление по всему фронту: «…Белые простые листки дышали домашним теплом, родительской лаской. Они будили такую ненависть к врагу, оторвавшему нас и миллионы таких же, как мы, от мирной жизни и родных, что мы готовы были в этот же миг вскочить в самолёты и бить, бить врага!». Ответ смелого лётчика-истребителя был таким: «...Перед нашими глазами вставали картины далёкого родного Хабаровска: школа, левый берег Амура, где мы любили отдыхать, товарищи. Нет, никогда мы не допустим, чтобы гитлеровец или самурай овладел нашим Амуром! Никогда!».(слайд №14)
Ведущий: Письма с фронта! Их писали среди руин на прикладах автоматов, на камнях, обгорелых досках. Посылая домой весточку, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть последней.(слайд №15)
Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. (показ письма)
Ученик:
А письма всё идут с войны
Тревожной почтой полевой.
Сквозь дни метелей и весны,
К нам обращаются герои.
Ученик: (военная форма, автомат на плече)
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец.
До свидания,
Твой отец.
Ведущий:Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать.(показ слайда №16)
Ученик:(военная форма, автомат на плече)
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу
По которой я ушёл когда-то,
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
Ведущий:Женщины не только трудились в тылу. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, связистками. Женщины не отставали от мужчин. Тысячи дальневосточниц овладели санитарным делом, приобрели специальность медсестры. Многих солдат спасли от смерти нежные, добрые руки. (показ слайда №17;18)
Ученик:
Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!»
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.(слайд №19)
Ведущий: На фронтах Великой Отечественной сражалось немало женщин-снайперов. Главные качества снайпера: наблюдательность, терпение, умение выжидать, точно выполнять поставленную перед ним задачу. Стрелкам приходилось лежать в укрытии по нескольку часов без движения. Считалось, что такое адское терпение дано только женщинам.Первой женщиной-снайпером, ставшей кавалером ордена Славы, стала 21-летняя Роза Шанина.
Ученик: Роза Шанина была известна способностью вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами. На счету Розы Шаниной записано 59 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника.Однако реальный счёт снайпера Шаниной, вероятно, много больше подтверждённых побед, так как Роза неоднократно уходила в самоволки на передовую и обстановка на поле боя не всегда давала возможность считать свои результаты точнее (несколько раз у Розы кончались патроны и она была вынуждена использовать автоматическое оружие, ведя непрерывный огонь).
Участница Вильнюсской и Инстерсбургско-Кёнигсбергской операций. Несмотря на то, что Роза Шанина участвовала в боевых действиях менее года, газеты стран Антигитлеровской коалиции прозвали её «невидимым ужасом Восточной Пруссии».
28 января 1945 года Роза Шанина скончалась от ран, полученных накануне во время прикрытия тяжелораненого командира артиллерийского подразделения.(показ слайда №20)
Лидия Владимировна Литвяк-герой Советского Союза, женщина- истребитель.(показ слайда №21)
Ученик: Лидия Литвяк была обаятельной девушкой. В кабине своего самолёта она всегда хранила букетик полевых цветов, а на кабине боевой машины, по её просьбе, была нарисована белая лилия, которая и послужила началом её боевого позывного- «Белая лилия Сталинграда».
«Небесная» Лидия отличалась решительностью, хладнокровием, выносливостью и сноровкой: она буквально «умела видеть воздух», как говорил ее командир. Неслучайно ее называли «Дианой — богиней свободной охоты», а ее особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским. Ее мастерством восхищались, радовались ее победам, поражались ее отчаянной смелости. Например, однажды Лидия вернулась на аэродром на изрешеченном немецкими снарядами самолете и с раной в ноге и, доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских воздушных суднах, потеряла сознание. После этого боя мужчины-летчики признали ее настоящим асом.
В одном из первых боевых вылетов над Сталинградом Белой лилии удалось сбить два вражеских воздушных судна. Пилот второго немецкого истребителя был опытным летчиком и бился до последнего. Но в конце концов, его машина вспыхнула от пущенного Лидией снаряда и стремительно направилась в сторону земли, а летчик, выпрыгнувший с парашютом, был взят в плен. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил, и, увидев двадцатилетнюю девушку, пришел в ярость: «Зачем вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Но после того, как Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, сорвал с груди многочисленные награды и протянул ей, победительнице.
Этот роковой1943 год стал последним и для самой Белой Лилии. 1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. Шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Для истребителей полка это был уже четвертый вылет за день. Водном из столкновений самолет Лидии был подбит немецким истребителем, но не упал сразу, а вошел взону облаков и исчез. Так, в 1988 году, через 41 год после гибели, в ее личном деле появилась запись «погибла при выполнении боевого задания». В 1990 году летчице было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1993 — звание Героя России.
Всего за те десять месяцев, которые Белая лилия посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе, а также один аэростат. Лидия Владимировна Литвяк- легендарный советский пилот, несмотря на то, что воевала меньше года.(слайд №22)
Ведущий: На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту не только женщины, но и дети.
Дети! Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
(слайд №23;24;25)
Ученик:
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Ученик:(слайд №26)
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля...
Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."
... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!
Демонстрация видеоролика «Детство опалённое войной»
Ведущий: И всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
Память о героях- дальневосточниках увековечена в мемориальных досках, монументах и, конечно, в названиях улиц. В наши дни, необходимо изучать и передавать юному поколению все, что известно о живших в Хабаровском крае выдающихся людях. «Георгий Бондарь, Евгений Дикопольцев, Василий Дончук, Дмитрий Калараш, Иван Павлович, Владимир Кочнев, Василий Шелестдо войны жили в Хабаровске. Отсюда они ушли на фронт и не вернулись. Всем им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы родного города».
Ученик:
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Ученик:
Евгений АлександровичДикопольцев.
Ему было всего 22 года, когда он погиб. Мечтал стать учителем, поступил в педагогический институт перед войной, но судьба распорядилась иначе, 17 октября 1943 года, исправляя очередное повреждение, гвардии сержант Евгений Дикопольцев был смертельно ранен. Теряя сознание, Евгений схватил концы разорванного провода и последним усилием воли сжал их в кулаке. Героя уже не было в живых, а связь, соединённая его рукой, продолжала жить. Судьба Евгения Дикопольцева навсегда связана с нашим краем.(показ слайда №27)
Ученик:
Василий Галактионович Шелест.(слайд №28)
Родился в 1923 году в селе Орловка ныне Константиновского района Амурской области в семье крестьянина.
С 1930 года семья переехала в город Хабаровск. Учился в 15-й (ныне 15-й школа имени 5 Героев Советского Союза) средней школе, окончил семь классов . Работал слесарем, потом токарем на заводе «Дальдизель» в городе Хабаровске.
В Красной Армии с марта 1942 года. В 1943 году окончил Хабаровское пулеметно-миномётное училище. На фронте с августа 1943 года. Звание гвардии младший лейтенант. Командир пулемётного взвода 53-й гвардейской танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии.
23 сентября 1943 года со взводом форсировал Днепр в районе села Григоровка( Украина). Переправившись, взвод принял на себя главный удар атак противника около сёл Красный Кут и Решётки и обеспечил переправу основных сил.
3 октября 1943 года под украинской деревней Григоровкой пулемётный взвод, которым командовал гвардии младший лейтенант Шелест, принял неравный бой с превосходящими силами противника. Сам Шелест уничтожил более 30 фашистов, остальных обратил в бегство, но и сам погиб от осколка мины.
Похоронен в братской могиле села Григоровка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1944 года Василию Галактионовичу Шелесту посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.В Хабаровске его именем названа улица,мемориальная доска на здании нашей школы. Наша школа, школа № 15 имени пяти Героев Советского Союза (Полтавский Евгений, Носов Савелий, Яшин Виктор, Тимощук Владимир, Шелест Василий) в дань памяти этим героям на пришкольном участке посажено 5 рябинок.(слайд №29)
Ведущий:
-Вспомним именапяти Героев Советского Союза. (Полтавский Евгений, Носов Савелий, Яшин Виктор, Тимощук Владимир, Шелест Василий)
Хабаровчане берегут память о земляках.(слайд №30;31;32;33;34)
Ученик: На высоком берегу Амура расположена самая молодая площадь города – площадь Славы, открытая в 30-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Расположена она в центральной части города, на высоком холме, подступающем к широкому Амуру. В центре площади возвышается 30-метровый обелиск из трех пилонов. На них имена хабаровчан - Героев социалистического труда и кавалеров ордена Славы. В верхней части обелиска – металлопластина, на которой можно увидеть развевающееся знамя, увенчанное пятиконечной звездой (символ ратного подвига) и серпом с молотом (символом трудового подвига). Внизу лавровая ветвь. К 40-летию Великой Победы было построено центральное сооружение мемориального комплекса – Памятная стена, полукругом охватывающая площадку-подиум, в центре которого зажжен Вечный огонь. В граните мемориал комплекса площади Славы увековечены имена 50 тыс. жителей Хабаровска и Хабаровского края, погибших в годы Великой Отечественной войны и не вернувшихся с полей сражения.(слайд №35;36)
Ведущий: ВГермании в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Памятник установлен на зелёном кургане. Воин держит в руке не автомат, а огромный меч, символизирующий сокрушающее оружие. Ногой он попирает разбитую свастику- символ фашизма. Левой рукой прижимает к себе маленькую девочку. Это жизнь- жизнь будущих поколений. (демонстрируется плакат)
Ученик:(слайд №37)
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках.
Памятник – Советскому солдату,
С девочкой спасённой на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат, моей державы.
Охраняет мир на всей земле!
Ведущий:Преклоняясь перед духом и ратными подвигами воинов, отдавших свои жизни "ради жизни на земле", потомки сегодня делают все, чтобы память о верных сынах Отечества была вечной. Вспомним всех тех, кто отдал свои жизни за наше светлое будущее.
Минута молчания.(слайд №38)
Ведущий: И вот, наконец наступила долгожданная Победа!
День Победы - это день радости и одновременно день скорби. Скорби по тем, кто отдал жизнь во имя свободы, отдал свою жизнь во имя нас, живущих сегодня.(слайд №39)
Ученик:
На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром орудий,
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди –
Есть справедливость на Земле!
Ученик:
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил!
Над Германией победное знамя,
Знамя правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего,
Слава, слава народу – герою!
Слава Армии славной его!
- Когда закончилась Великая Отечественная война?
(9 мая 1945 года)
Звучит куплет песни «Нам нужна одна победа».(слайд №40)
Ученик:
Победа!
Во имя Отчизны - победа!
Во имя живущих - победа!
Во имя грядущих - победа!
Ученик:
Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут.
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!(слайд №41)
Ведущий:Рядом с нами живут ветераны Великой Отечественной. Все они нуждаются в помощи, в поддержке. В этот день, в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну. (показ слайда №42;43)
Ученик:
Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
Ведущий: Практически каждая российская семья знает о войне не понаслышке, не только по книгам и не только по кинофильмам. Война 1941- 1945 годов пришла в каждую семью России, бывшего Советского Союза. Это была невероятно трудная, героическая битва. Мы не только остановили войну, но и освободили мир от фашизма.В ходе Великой Отечественной войны 8 дальневосточных соединений заслужили почетное звание гвардейских. 78 наших земляков за совершенные в боях подвиги удостоены звания Героя Советского Союза. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны более 2 тысяч представителей коренных народов Дальнего Востока награждены орденами и медалями.
Святой долг каждого российского гражданина - хранить память об этом великом подвиге. Чтить его как историю доблести, высокого патриотизма и силы духа.
Ученик:
«Бессмертный полк» — международное общественное движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников — ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагеря, блокадников, детей войны, — а также записывают семейные истории о них в Народную летопись движения «Бессмертный полк».
История Бессмертного полка началась в 2007 году.Геннадий Иванов, председателя совета ветеранов батальона милиции ведомственной охраны Тюмени, организовал и провел первый «Бессмертный полк», правда, тогда он назывался «Парад Победителей». В День Победы Геннадий Кириллович взял фотографию своего отца и вместе с друзьями, которые поддержали его порыв, пронес ее по главной улице Тюмени. На следующий год со снимками фронтовиков вышла уже большая колонна, акция получила название «Парад Победителей».
В 2011году в Томске народное движение получило название «Бессмертный полк». Сейчасмеждународное общественное движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны охватывает более 80 государств и территорий.
Акция «Бессмертный полк» в этом году в краевом центре пройдет уже в шестой раз. 30 тыс. хабаровчан выйдут на улицы города Хабаровска с фотографиями ипортретамисвоих родственников,для того, чтобы пополнить бессмертные рядыгероев Великой Отечественной войны.
(показ слайда №44;45;46)
Ученик:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса,
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!(слайд №47)
Этап 3. Рефлексия
- Чему посвящён Урок мужества?
(Урок мужества посвящён подвигам народа в годы Великой Отечественной войны.)
-Как понимаем слово «подвиг»?
(Подвиг– это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.)
(слайд №48)
Подвиг народа.
Подвиг воинов, бойцов.
Подвиг женщин.
Подвиг детей.
Ведущий: Солдат Великой Отечественной по праву называют солдатами свободы. Они принесли миру избавление от человеконенавистнической идеологии и тирании, отстояли суверенитет страны, защитили её независимость. Мы всегда будем помнить об этом.
-В наши дни люди совершают подвиг?(Пожар в Кемерово, спасение утопающего, спасение животных.)
Ведущий: В наши дни люди совершают подвиг, жертвуя всем, даже собственной жизнью. И в наши дни мы часто слышим слова: мужество, патриотизм, сострадания, сочувствие, уважение, верность Родине.
В заключение Урока мужества предлагается исполнить песню:
«День Победы» на сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ! (Открытое мероприятие)
Изучение истории своей страны, своего народа; формирование патриотических чувств; воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны; развитие коммуникативных навыков. Память о войне, о жер...
Презентация к классному часу по теме "Поклонимся великим тем годам" для начальной школы.
Презентация к классному часу по теме "Поклонимся великим тем годам" для начальной школы"...
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...
Поклонимся великим тем годам (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.)
Проект разработан с целью воспитания в детях патриотических чувств, любви к своей стране, стремления к миру на всей планете, негативного отношения к войне. В ходе проекта вспоминаются триумфальные и т...
Сценарий конкурса чтецов "Поклонимся великим тем годам!", посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Конкурс чтецов прошел у нас в школе среди учащихся начальной школы. Данный сценарий можно взять как основу для подготовки подобного мероприятия....
Классный час «Поклонимся великим тем годам…Путь к Великой Победе”
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помн...
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»
Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту...