Организация внеурочной деятельности в начальной школе
статья на тему
Формирование универсальных учебных действий.
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 55.5 КБ |
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Шишилова Ю.В.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
(Слайд1)
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в начальной школе отнесены:
• личностные результаты,
• метапредметные результаты,
• предметные результаты.
Если предметные результаты достигаются в ходе урочных занятий по отдельным предметам, то метапредметные и особенно личностные преимущественно формируются во внеурочной деятельности.
Что же такое личностные результаты?
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Внеурочная деятельность учащихся – специально организованная деятельность учащихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, организованная по направлениям развития личности, отличная от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
-приобретение учащимися социального опыта;
-формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
Образовательные программы внеурочной деятельности разработаны на основе положения о рабочей программе, федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы школы.
Внеурочная деятельность в нашей школе организована по направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, духовно-нравственное, патриотическое, художественно – эстетическое. ( Слайд 2)
Эти направления соответствуют основным характеристикам выпускника НО, которые также заявлены в основной образовательной программе.
ООП МБОУ БСОШ №6 ориентирована на становление следующих характеристик выпускника:
- любящего свой народ, край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
- владеющего умениями учиться;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни,
- приобщенного к миру искусства, эмоционально отзывчивого, воспринимающего произведения искусства, с развитыми художественными способностями и художественным вкусом, сформированными навыками художественной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
В кружке «Я - гражданин России» дети узнают, что такое закон, зачем он нужен, учатся различать свои права и обязанности и права других, пробуют сами придумывать правила.
Каждое занятие кружка направлено на то, чтобы воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к Родине и всему миру. (Слайд 3) Приведу конкретный пример внеурочного занятия кружка «Я - гражданин России» в 1 «а» классе. Тема занятия «Дружба народов». Т.к. у нас многонациональный класс (есть выходцы из Киргизии, Украины, Молдавии, Армении, Татарстана), некоторые ребята получили задание: подготовить рассказ о своих национальных традициях в семье, о народных играх, об атрибутах одежды. Родители были незаменимыми помощниками. Уже на занятии ребята рассматривали мусульманские чётки, украинские и молдавские деньги, играли в киргизскую игру «5 камешков» и украинскую игру «Колдун», слушали украинскую песню в исполнении ученицы, рассматривали русский национальный костюм, пробовали белорусское лакомство «Хворост». Этот урок оставил массу впечатлений у ребят. (Слайд4)
Такие мероприятия на занятиях внеурочной деятельности «Я – гражданин России» развивают желание познавать и сохранять семейные традиции, а значит, а это начальный этап в осознании высших ценностей и общечеловеческих идеалов. (Слайд5)
И в этом отношении важна совместная деятельность школы, семьи и общественности. Поэтому я стараюсь как можно чаще привлекать родителей к активной деятельности в классе. Например, при проведения совместных школьных праздников.
25 ноября в рамках празднования Международного Дня Матери в нашей школе было много гостей – мам и бабушек. В атмосфере радости и добра прошёл праздник «Мама – солнышко моё», подготовленный учениками 1 «а» класса. Нарядные и сосредоточенные дети, гордые и довольные мамы, заботливые и доброжелательные учителя и представители администрации школы собрались, чтобы сказать друг другу добрые слова. (Слайд 6)
Первоклассники предложили своим мамам поучаствовать в игре «Самая-самая»: каждая мама оторвала лепесток от «волшебной ромашки» и читала на нем что-нибудь приятное о себе («самая красивая», «самая мудрая», «самая обаятельная» и т.д.). Таким образом, дорогие гости были не только зрителями, но и непосредственными участниками это праздника. (Слайд7)
Научно-познавательное направление осуществляется на занятиях в кружке «Мир вокруг нас», «Умники и умницы». Занятия проходят в разных формах: беседа, дискуссия, викторина, состязание и т.д. Завершается занятие обычно созданием проекта, рисунками, изготовление поделок. Одним из таких проектов было изготовление кормушек для птиц. (Слайд 8 )
Разнообразные формы проведения этих занятий делают их незабываемыми, увлекательными для учеников. Главная цель занятий в кружках по научно-научно-познавательному направлению формировать у детей любознательность, интерес к учению, стремление к творческому решению познавательной задачи, желание участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Формирование знаний, установок и норм поведения школьников, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка - главная цель занятий в кружке «Юные спортсмены» и «Психогимнастика» . (Слайд 9)
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.)– это главный фактор в успешном формировании универсальных учебных действий. На занятиях «Юные спортсмены» после разминки дети с нетерпением ждут эстафет и игр. 3-ий час физической культуры в неделю позволяет ученикам выплеснуть энергию, снять стресс, укрепить своё здоровье.
По художественно-эстетическому направлению работают кружки «Весёлые нотки», «Юный художник» и «Театр». Они являются не только залогом формирования художественного вкуса и учеников, но и незаменимым подспорьем в проведении классных мероприятий, а также занятий по другим направлениям внеурочной деятельности. (Слайд 10)
Таким образом, внеурочная деятельность в школе реализуется в различных формах:
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная;
- экскурсионно-краеведческая деятельность.
Жизнь ребенка не заканчивается уроками в школе. Ребенок может заниматься в школе во второй половине дня спортом, изобразительным искусством, театром и так далее. Это будет только на пользу, это не нагрузка, а разгрузка, поскольку ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно. А значит, мы, помимо прочего, ослабим напряжение, которое вызывают обязательные уроки.
На внеурочную деятельность дети идут, не отождествляя её с уроками, где ставят оценки, проверяют домашнее задание. Ребёнок идёт на тот кружок, который ему интересен, а значит - занятие принесёт ему радость и удовлетворение, сформирует положительный опыт.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направление Форма с наименованием Классы, наполняемость, часы 1а 1б Спортивно-оздоровительное - «Я спортсмен» (физическая культура) - Психогимнастика 1 час 1час 1 час 1 час Научно-познавательное - «Мир вокруг нас» - «Умники и умницы» 1 час 1 час 1 час 1 час Духовно-нравственное, патриотическое -кружок «Я -гражданин» 1 час 1 час Художественно - эстетическое -кружок «Юный художник» 1 час 1 час -кружок «Весёлые нотки» 2 часа 2 часа Театральный кружок 2 часа 2 часа Итого: 10 час. 10 час. Внеурочная деятельность в 1а, 1б классах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...