Программа внеурочной деятельности в 1 классе
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
Утверждена решением
ШМО классных руководителей
Протокол от ____________ № ________
Программа
внеурочной деятельности
в 1 «б» классе
2016-2017 уч. г.
Возраст обучающихся 7-8 лет
Автор: Фомина Е. Е
Классный руководитель
1 «б» класса
Кстово
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Данная программа внеурочной деятельности разработана как способ организации жизнедеятельности и воспитания обучающихся, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, имеет сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, одновременного использования возможностей основного и дополнительного образования.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:
- любознательный, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности, оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- формировать опыт и культуру неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате внеурочной деятельности предполагается:
- Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
- Развитие ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире.
- Раскрытие потенциалов воспитанников:
Нравственный потенциал:
- усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь»; чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей; активность в общешкольных и классных делах.
Образовательный потенциал:
- желание и готовность продолжить самостоятельно добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность.
Коммуникативный потенциал:
- владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.
Культурный потенциал:
- стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими людьми; потребность в посещении театров, выставок, концертов.
Физический потенциал:
- стремление к ведению здорового образа жизни, физическому совершенствованию.
I уровень: Школьник знает и понимает общественную жизнь. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
II уровень: Школьник ценит общественную жизнь. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
III уровень: Школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
- СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся является неоспоримой в наше время. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
ЦЕЛЬ:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ЗАДАЧИ:
- Формировать у детей знания, умения и навыки здорового и безопасного образа жизни;
- Формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического развития;
- Развивать потребность в правильном питании, в занятиях физической культурой, спортом;
- Формировать культуру проведения свободного времени через вовлечение детей в разнообразные виды деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Обучающиеся усвоят правила личной гигиены, нормы здорового образа жизни;
- У обучающихся сформируется позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом;
- Обучающиеся раскроют свои физические возможности.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
занятия в спортивных секциях;
беседы о ЗОЖ;
участие в оздоровительных процедурах;
спортивные турниры, праздники;
классные часы;
спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п | Название мероприятия |
1 | Правила безопасности в школе, дома, на улице |
2 | Весёлые старты |
3 | Режим дня - ЗОЖ |
4 | « В стране здорового питания» |
5 | Уроки Мойдодыра |
6 | «Домашняя аптечка» |
7 | Способы закаливания организма |
8 | « Забота об ушах и зубах» |
9 | Всемирный день здоровья |
10 | Мы и наши зубы. |
11 | Будем плавать загорать |
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях с осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Работа по данному направлению играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, формирует гражданскую позицию, позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению обеспечивает присвоение обучающимися соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия, предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, чтения и обсуждения произведений художественной литературы, просмотра видеофильмов, участия в творческой деятельности.
ЦЕЛЬ:
Знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными достопримечательностями, людьми, строившими и прославившими родной край.
ЗАДАЧИ:
- Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважение к истории и культуре народа;
- Познакомить с историей родного края, культурой, обычаями своего народа;
- Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к природе, семье;
- Формировать общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких, уважительное отношение к окружающим людям.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Дети узнают об истории возникновения Нижегородского края, города Кстово, о символике родного города, о природе и народных промыслах Нижегородской области, о знаменитых людях и исторических событиях.
- Научатся уважать, бережно относиться к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- Научаться анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Классные часы, уроки-беседы, уроки-сообщения;
Пешие прогулки по городу, тематические экскурсии, походы;
Встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, тематические мероприятия, посвященные юбилейным датам;
Викторины, конкурсы, выставки, соревнования.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/ п | Название мероприятий |
1 | Поведение в школе |
2 | Азбука нравственности ( цикл бесед) |
3 | О добром и вежливом отношении к людям |
4 | Клубный час « История моего города |
5 | Как стать трудолюбивым |
6 | Этикет школьника |
7 | Рождественские встречи |
8 | Правила культуры поведения на улице и дома |
9 | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны |
- СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Перед системой образования стоит задача - развитие у ребенка таких умений, которые позволили бы ему уметь адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования. Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
ЦЕЛЬ:
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
ЗАДАЧИ:
- Создать условия для освоения обучающимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- Воспитывать нравственные качества личности ребенка;
- Обучать навыкам общения и сотрудничества;
- Формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Ориентация на выполнение нравственных норм в процессе общения;
- Обогащение личного опыта общения детей;
- Овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Тренинги, часы общения;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Ролевые игры;
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п | Название мероприятия |
1 | « Внимание –дети!» Встреча с инспектором ОГИБДД |
2 | Дары Осени |
3 | Праздник Осенних именинников |
4 | Мастерская Деда Мороза |
5 | День матери |
6 | День Конституции |
7 | За что человека уважают в обществе |
8 | Праздник зимних именинников |
9 | Книжкина больница |
10 | Если кто-то попал в беду |
- ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. В связи с этим одной из приоритетных задач современной школы выступает развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. В этом процессе наибольшее значение имеет младший школьный возраст, который является ключевым этапом становления личности как субъекта познавательной деятельности.
ЦЕЛЬ:
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
ЗАДАЧИ:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Формировать навыки научно-интеллектуального труда, первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности;
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
- Формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Познавательные беседы,
Устные журналы,
Предметные недели;
Интеллектуальные игры,
Конкурсы, викторины;
Игры на развитие внимания, мышления, памяти, читательских умений.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п | Название мероприятия |
1 | Игра – путешествие по школе « Мы теперь ученики» |
2 | Умники и умницы |
3 | Весёлая грамматика |
4 | Конкурс портретов «Моя любимая мама» |
5 | Где живёт Дед Мороз |
6 | Знатоки природы |
7 | Творческие работа «Весёлые цифры» |
8 | Творческая работа « Занимательные буквы» |
9 | Считай, смекай,отгадывай |
10 | Интеллектуальная игра « Отчего и почему» |
11 | Итоговая линейка «До свидания, 1 класс» |
- ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
ЦЕЛЬ:
Нравственное становление, гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческих умений средствами эстетического образования.
ЗАДАЧИ:
- Формировать активную жизненную позицию;
- Формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
- Развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
- Развивать творческие способности и эстетический вкус;
- Воспитывать интерес и любовь к искусству.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 уровень.
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа. Умение видеть прекрасное в окружающем мире: в природе, в пространстве школы.
2 уровень.
Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.
3 уровень.
Участие в акциях художественно-эстетического направления в социуме.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Концерты, выставки, смотры-конкурсы;
досугово-развлекательные акции в социуме;
фестивали искусств;
занятия в коллективах художественной самодеятельности;
культпоходы в театры, кино (с последующим анализом).
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п | Название мероприятия |
1 | Концерт Нижегородской филармонии |
2 | Посещение Нижегородского планетария |
3 | Экскурсия в Берегиню |
4 | С Новым годом |
5 | Концерт Нижегородской филармонии |
6 | Здравствуй, зимушка зима! |
7 | С книгой жить-век не тужить |
8 | Час общения: «Мир моих увлечений» |
9 | День смеха |
10 | Прощание с 1 классом |
При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные ресурсы школы (педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, музыки, физкультуры, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, заведующий библиотекой), а также учреждения дополнительного образования города. В учебно-воспитательном процессе большую роль играет сотрудничество учителя и учащихся с родителями обучающихся.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЦНТ «Берегиня» Родители Нижегородская филармония
ДДЮТ Класс Академия Самбо
Городская библиотека №2 ФОК Районный краеведческий музей
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
∙ рост социальной активности обучающихся;
∙ рост мотивации к активной познавательной деятельности;
∙ уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
∙ качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
∙ удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:
1. Диагностика нравственной воспитанности;
2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Какой у нас коллектив?» по А. Н. Лутошкину),
3. Методика социометрии, направленная на изучение межличностных отношений в классе; Д.Морено;
4. Уровень адаптации учащихся (рисуночные тесты, диагностика на уровень тревожности, диагностика на определение школьной мотивации);
5. Уровень воспитанности (по Н.П. Капустину);
6. Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельностью. (Анкета для родителей)
ЛИТЕРАТУРА:
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Просвещение, 2014.
- Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. Москва, 2015.
- О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы, Москва, «ВАКО», 2008.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. Москва, «ВАКО», 2005.
- Г.Г. Кулинич. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. Москва «ВАКО», 2006.
- Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. Москва «ВАКО», 2008.
- Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня. Москва, «ВАКО», 2008.
- Н.А. Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Волгоград, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...