Программа внеурочной деятельности в 1 классе
рабочая программа (1 класс) на тему

Фомина Елена Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

Утверждена решением

ШМО классных руководителей

Протокол от ____________ № ________

Программа

внеурочной деятельности

в 1 «б» классе

2016-2017 уч. г.

Возраст обучающихся  7-8  лет

Автор:  Фомина Е. Е

Классный руководитель

1 «б» класса

Кстово

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность  - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Данная программа внеурочной деятельности разработана  как способ организации жизнедеятельности и воспитания обучающихся, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, имеет сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, одновременного использования возможностей основного и дополнительного образования.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:

  • любознательный, активно познающий мир;  владеющий основными умениями учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • организовать  общественно-полезную  и  досуговую деятельность  учащихся  совместно  с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
  • выявить  интересы,  склонности,  способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности, оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • формировать  опыт и культуру неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате внеурочной деятельности предполагается:

  • Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
  • Развитие ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире.
  • Раскрытие потенциалов воспитанников:

Нравственный потенциал:

- усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество»,    «любовь»; чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей; активность в общешкольных и классных делах.

         Образовательный потенциал:

- желание и готовность продолжить самостоятельно добывать  новые  знания и представлять результаты, проявлять творческую активность.

          Коммуникативный потенциал:

- владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог. 

          Культурный потенциал:

- стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими людьми; потребность в посещении театров, выставок, концертов.

          Физический потенциал:

- стремление к ведению здорового образа жизни, физическому совершенствованию.

I уровень:         Школьник знает и понимает общественную жизнь. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
II уровень:         Школьник ценит общественную жизнь.              Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
III уровень:        Школьник самостоятельно действует в общественной жизни.  Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

  1. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся является неоспоримой в наше время. Это  подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

      ЦЕЛЬ: 

    Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

      ЗАДАЧИ:

  • Формировать у детей знания, умения и навыки здорового и безопасного образа жизни;
  • Формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического развития;
  • Развивать потребность в правильном питании, в занятиях физической культурой, спортом;
  • Формировать культуру проведения свободного времени через вовлечение детей в разнообразные виды деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Обучающиеся усвоят правила личной гигиены, нормы здорового образа жизни;
  • У обучающихся сформируется позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  • Обучающиеся раскроют свои физические возможности.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

занятия в спортивных секциях;

беседы о ЗОЖ;

 участие в оздоровительных процедурах;

 спортивные турниры,  праздники;

 классные часы;

 спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы.

СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п

Название мероприятия

1

Правила безопасности в школе, дома, на улице

2

Весёлые старты

3

Режим дня - ЗОЖ

4

« В стране здорового питания»

5

Уроки  Мойдодыра

6

«Домашняя аптечка»

7

Способы закаливания организма

8

« Забота об ушах и зубах»

9

Всемирный день здоровья

10

Мы и наши зубы.

11

Будем плавать загорать

  1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях с осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Работа по данному направлению играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, формирует гражданскую позицию, позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению  обеспечивает присвоение обучающимися соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия, предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, чтения и обсуждения произведений художественной литературы, просмотра видеофильмов, участия в творческой деятельности.

ЦЕЛЬ:

Знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными достопримечательностями, людьми, строившими и прославившими родной край.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважение к истории и культуре народа;
  • Познакомить с историей родного края, культурой, обычаями своего народа;
  • Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к природе, семье;
  • Формировать общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких,  уважительное отношение к окружающим людям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Дети узнают об истории возникновения Нижегородского края, города Кстово, о символике родного города, о природе и народных промыслах Нижегородской области, о знаменитых людях и исторических событиях.
  • Научатся уважать,  бережно относиться к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • Научаться анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Классные часы, уроки-беседы, уроки-сообщения;

Пешие прогулки по городу, тематические экскурсии, походы;

Встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, тематические мероприятия, посвященные юбилейным датам;

Викторины, конкурсы, выставки, соревнования.

СОДЕРЖАНИЕ:

 п/ п

Название мероприятий

1

Поведение в школе

2

Азбука  нравственности  ( цикл бесед)

3

О добром и вежливом отношении к людям

4

Клубный час « История моего города

5

Как стать трудолюбивым

6

Этикет школьника

7

Рождественские встречи

8

Правила культуры поведения на улице и дома

9

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

  1. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Перед системой образования стоит задача - развитие у ребенка таких умений, которые позволили бы ему уметь адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования. Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

ЦЕЛЬ:

Формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для освоения обучающимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • Воспитывать нравственные качества личности ребенка;
  • Обучать  навыкам общения и сотрудничества;
  • Формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • Развивать коммуникативные умения в процессе общения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Ориентация на выполнение нравственных норм в процессе общения;
  • Обогащение личного опыта общения детей;
  • Овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Классные часы;

Беседы, викторины;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Тренинги, часы  общения;

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Ролевые игры;

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п

Название мероприятия

1

« Внимание –дети!» Встреча с инспектором ОГИБДД

2

Дары Осени

3

Праздник Осенних именинников

4

Мастерская Деда Мороза

5

День матери

6

День Конституции

7

За что человека уважают в обществе

8

Праздник зимних именинников

9

Книжкина больница

10

Если кто-то попал в беду

  1. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. В связи с этим одной из приоритетных задач современной школы выступает развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. В этом процессе наибольшее значение имеет младший школьный возраст, который является ключевым этапом становления личности как субъекта познавательной деятельности.

ЦЕЛЬ:

Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

ЗАДАЧИ: 

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Формировать навыки научно-интеллектуального труда, первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности;
  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
  • Формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Познавательные беседы,

Устные журналы,

Предметные недели;

Интеллектуальные игры,

Конкурсы, викторины;

Игры на развитие внимания, мышления, памяти, читательских умений.

СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п

Название мероприятия

1

Игра – путешествие по школе « Мы теперь ученики»

2

Умники и умницы

3

Весёлая грамматика

4

Конкурс портретов «Моя любимая мама»

5

Где живёт Дед Мороз

6

Знатоки природы

7

Творческие работа «Весёлые цифры»

8

Творческая работа « Занимательные буквы»

9

Считай, смекай,отгадывай

10

Интеллектуальная игра « Отчего и почему»

11

Итоговая линейка «До свидания, 1 класс»

  1. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

ЦЕЛЬ:

Нравственное становление, гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческих умений средствами эстетического образования.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать активную жизненную позицию;
  • Формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
  • Развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
  • Развивать творческие способности и эстетический вкус;
  • Воспитывать интерес и любовь к искусству.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 уровень.

 Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа. Умение видеть прекрасное в окружающем мире: в природе, в пространстве школы.

2 уровень.

Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.

3 уровень.

Участие в акциях художественно-эстетического направления в социуме.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Концерты, выставки, смотры-конкурсы;

 досугово-развлекательные акции в социуме;

фестивали искусств;

занятия в коллективах художественной самодеятельности;

культпоходы в театры, кино (с последующим анализом).  

СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п

Название мероприятия

1

Концерт Нижегородской филармонии

2

Посещение Нижегородского планетария

3

Экскурсия в Берегиню

4

С Новым годом

5

Концерт  Нижегородской филармонии

6

Здравствуй, зимушка зима!

7

С книгой жить-век не тужить

8

Час общения: «Мир моих увлечений»

9

День смеха

10

Прощание с 1 классом

При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется  использовать  собственные  ресурсы школы (педагоги  дополнительного  образования, учителя  начальных  классов,  музыки, физкультуры,  педагог-организатор,  педагог-психолог,  социальный педагог, заведующий библиотекой), а также учреждения дополнительного образования города. В учебно-воспитательном процессе большую роль играет сотрудничество учителя и учащихся с родителями обучающихся.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 ЦНТ «Берегиня»                Родители          Нижегородская филармония

     ДДЮТ                                      Класс                                Академия Самбо

 Городская библиотека №2        ФОК      Районный краеведческий музей

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

 рост социальной активности обучающихся;

 рост мотивации к активной познавательной деятельности;

 уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов,    как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

 качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

 удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:

1. Диагностика нравственной воспитанности;

 2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Какой у нас коллектив?» по А. Н. Лутошкину),

3. Методика социометрии, направленная на изучение межличностных отношений в классе; Д.Морено;

4. Уровень адаптации учащихся (рисуночные тесты, диагностика на уровень тревожности, диагностика на определение школьной мотивации);

5. Уровень воспитанности (по Н.П. Капустину);

6. Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельностью. (Анкета для родителей)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Просвещение, 2014.
  2. Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. Москва, 2015.
  3. О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы, Москва, «ВАКО», 2008.
  4. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. Москва, «ВАКО», 2005.
  5. Г.Г. Кулинич. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. Москва «ВАКО», 2006.
  6. Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. Москва «ВАКО», 2008.
  7. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня. Москва, «ВАКО», 2008.
  8. Н.А. Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Волгоград, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...