Опыт работы учителя по программе "Азбука безопасности"
статья на тему
Из опыта работы по программе внеурочной деятельности "Азбука безопасности" в 1-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyty_azbuka_bezopasnosti.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №11
Доклад на ШМО по теме
«Опыт работы учителя по программе «Азбука безопасности».
Из опыта работы
учителя начальных классов
Рыжовой Натальи Вячеславовны
2014 – 2015 уч.г.
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».
В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Работа идет с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками в первом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.
Программа «Азбука безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия провожу в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Программа рассчитана на 4 года, детей младшего школьного возраста 7-10 лет
Занятия по программе «Азбука безопасности» рассчитаны на 34 часа во 2 – 4 классах и 33 часа в 1 классе, 1 раз в неделю. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .
Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Решение этих задач осуществляется через:
1)тематические занятия;
2) игровые уроки;
3) практические занятия,
4) встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;
5) наблюдение за движением транспорта;
6) экскурсии, целевые прогулки;
7) рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;
8) соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;
9) создание проектных работ по группам « Культура поведения в транспорте и на улице», «Пусть утро будет ясным» и другое.
10) чтение художественной литературы;
Например, стихотворение Ю. Яковлева «О правилах дорожного движения», которое изучали в 1 классе:
Делали ребятам предостереженье:
«Выучите срочно, Правила движенья!
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители».
11) заучивание пословиц, поговорок («Берегись бед, пока их нет», «Тише едешь-дальше будешь» и т. д., чистоговорок, считалок, отгадывание загадок («Неживая, а идёт, неподвижна, а ведёт (дорога) ») ;
12) пальчиковую гимнастику, физкультминутки, логоритмические игры:
«Би, би, би - гудит машина (стучат кулачки) .
Тут, тук, тук - мотор стучит (хлопки) .
Едем, едем, едем, едем - он так быстро говорит (топаем ногами) .
Шины трутся о дорогу, шур, шур, шур - они шуршат (трутся ладошки друг об друга) .
Быстро крутятся колёса, тра-та-та вперед спешат (вертушка руками) »;
13) праздники, досуги, конкурсы: «Юные спасатели», «Путешествие в страну Дорожных Знаков», «Мы идём по улице» и д. р.
14) сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические, словесные, игры-соревнования.
Игра «Доскажи словечко»
Все будьте правилу верны:
Держаться правой … стороны
По асфальту точек стежка –
Пешеходная … дорожка
Экзамен важного значенья
Держи по Правилам… движенья
Систематизирован литературный материал: стихи, рассказы, поговорки. Изготовлена картотека дидактических, развивающих и подвижных игр. Составлена фонотека аудио, CD, DVD дисков.
Эффективность проводимой мною работы с детьми в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы педагоги и родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Общение взрослого с ребёнком идет на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, думаем, делаем открытие, удивляемся.
Формы работы с родителями:
1. Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования активного участия в ней.
2. Ознакомление родителей по ОБЖ по перспективному плану.
3. Оформление специальных экспозиций: «Свой - чужой», «Зелёная аптека», «Вита – значит, жизнь».
4. Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарника, водителя) .
5. Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголке ОБЖ) .
6. Анкетирование родителей по темам:
- «Безопасность ребёнка»
Родители отвечали на вопросы, о том умеет ли их ребёнок пользоваться телефоном, соблюдает ли режим дня в выходные дни, выполняет ли правила поведения в отношении к другому человеку и т. д.
- «Я и мой ребёнок на улицах села»
Вопросы анкеты различны: знает ли ребёнок свой домашний адрес, как добирается до детского сада, кто учит ребёнка соблюдать правила движения, как часто ребёнку говорят о необходимости соблюдения правил дорожного движения:
- ежедневно;
- иногда;
- очень редко;
- не разговаривали на эту тему;
- не считаю нужным разговаривать на эту тему и т. д.
Результаты такой работы: уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.
Форма подведения итогов: тестирование, конкурсы рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее», праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Проводимую мной работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности, как эстафетную палочку подхватывают родители, которые не только продолжают беседы со своим ребёнком на предложенные темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса.
Хочется надеяться, что все, что мы делаем с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, поможет сохранить наше будущее, наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...
Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения «Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »
В данном опыте описаны приемы работы по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы...
Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...
«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»
«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...
Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"
Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения...
Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»
Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...
Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"
В начальную школу дети уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...