статья "талантливый ребенок в школе - благо или боль?"
статья (1 класс) на тему
Статья о работе с талантливыми детьми, одаренными в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talantlivyy_rebenok_v_shkole.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Талантливый ребенок в школе – благо или боль?
Из опыта работы
Воспитателя ГПД
лицея № 344 Санкт-Петербурга
Новоселовой М.Е.
Я работаю в школе давно. Мне приходилось обучать и заниматься со «слабенькими » и одаренными детьми. И всегда возникает вопрос: легко ли учить талантливого ребёнка?
Вот уже несколько лет я работаю в физико-математическом лицее. Школа считается одной из лучших школ района. К нам в школу поступают в первый класс самые обыкновенные дети, среди них есть и учащиеся, отличающиеся от других детей желанием много читать, рассказать о чем-то дополнительно на уроке, показать свою эрудицию, сделать умозаключение, правильный вывод. Таких детей можно назвать талантливыми, одаренными.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Умственная работа, выполняется такими детьми не для отметки, не для победы в конкурсе, а по потребности, она связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.
Люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Это и способность к нестандартному восприятию, яркое воображение, любознательность, оригинальность, интуиция, конкретность мышления, которые проявляются в области практики.
Многие вопросы решать путём «традиционного» урока или занятия в ГПД уже не получается. Приходится использовать новые приемы, методы преподавания уроков. Ведь учить работать с книгой, значит учить работать с информацией. На современном этапе обучения это имеет важное значение.
Сегодня ни для кого не секрет, что современные дети не любят читать. Я имею в виду даже не просто чтение, а работу с книгой, с литературным источником. Школьники с удовольствием просматривают мультипликационные фильмы, играют с разнообразными средствами информации, «гаджетами», в компьютерные игры ( «развлекалочки») и стараются вести разговор, поддерживать беседу, отвечать на вопросы, опираясь на знания сценария, игры, фильма ,но не первоисточника .
Дети не ходят ( за редким исключением) в библиотеки выбирать книгу нужного автора или произведение по какой-то теме , они не умеют это делать, не понимают процесса. В лучшем случае, обращаются за помощью к библиотекарю: «Мне нужна книга, если такая в библиотеке? Дайте, пожалуйста». Даже в процессе обсуждения рассказывают о том, как нужно вести себя, придя в библиотеку: о вежливом , культурном поведении. А ведь как хорошо, когда ребёнок может самостоятельно это сделать. Он приучается и думать, и рассуждать, и действовать. Это ли не развитие ученика как личности. Ведь именно к этому мы и стремимся, воспитывая наше будущее поколение: уметь принимать задачу и уметь искать пути её решения.
Как живется одаренным детям в школе? Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У таких детей нет и особых проблем в общении со сверстниками - они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
Работа с такими детьми требует особых усилий: выявление таких детей, организация учебного процесса. Я провожу нестандартные уроки, где дети самостоятельно находят информацию, включаются в исследовательскую деятельность, работают с дополнительной литературой. Эффективны и такие приемы, как : «Пресс-конференция», где проявляется умение детей задавать вопросы содержательного характера. Или «Удивляй», этот приём основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда обыденное становится удивительным. Прием «диалог с текстом» хорош в дополнительное время на уроках закрепления или контрольных, когда есть время для индивидуальной работы с учащимся.
Мне нравится игра «Да-нет», которую легко организовать и на уроке и во внеурочной деятельности. Дети задают вопросы учителю, одноклассникам по теме урока или обсуждаемого вопроса.
Развитию таких детей способствуют и задания творческого плана, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, факультативные занятия, предметные кружки. Это могут быть и общешкольные мероприятия: классно-урочная работа в группах, парах, разноуровневые задания, индивидуальные консультации, викторины, словесные игры , которые я использую в работе в внеурочное время., по желанию ребёнка.
Конечно, для учителя и воспитателя талантливый ребенок - это создание неких трудностей в подготовке к уроку, когда надо постоянно помнить о том, что на каждом уроке должно быть какое-то задание ,дополнительно направленное на такого одаренного ученика.
Привожу вариант разноуровневой работы по одному из предметов школьной программы, где включены задания, направленные на развитие талантливого ученика.
Итоговая работа по русскому языку в 1 классе
по теме «Предложение и текст» ( март)
1-5 задания – обязательного уровня
6-10 задания – базовый, продвинутый уровень
11-12 задания – повышенный уровень ( на выбор)
- Прочти текст. Определи количество предложений.
Наступила осень. Лёша собирает портфель. Мальчик сегодня идёт в школу. Теперь он первоклассник. __________________
- Соедини линиями схему и предложение.
- Зима! А. ___ ___ ___ ___ ?
- Дима лепит снеговика. Б. ___ ___ ___ .
- Маша уже наряжает ёлку. В. ___ !
- Кто взял мои санки? Г. ___ ___ ___ ___ .
- Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст.
Дельфины очень умны и дружелюбны.
Существует много морских животных.
Они питаются рыбой и моллюсками.
Среди них – дельфины.
- Подбери заголовок к тексту из предыдущего упражнения: ________________________.
- Раздели текст на предложения, поставь в конце правильные знаки препинания. Спиши.
Солнце светит всё ярче На крышах сверкают ледяные сосульки Скоро вернутся грачи и ласточки Наступает весна
- Какая группа слов является предложением?
Школьники побывали сегодня в театре
Барбос пёс светло
У коровы Зорьки
- Составь предложения по соответствующим схемам.
1.А. ___ ___ ___ ___ ? 2. Б. ___ ___ ___ .
3. В. ___ ___ ! 4. Г. ___ ___ ___ ___ .
1. _________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
8. Вставь слова по смыслу.
Кошка _______________________ с мячиком.
Дедушка читает ___________________________________________.
Учитель объясняет ученикам ________________ правило.
9.Пользуясь подсказкой, дополни текст подходящими по смыслу словами. Озаглавь его.
_________________________
Был тёплый осенний ______________________. Серёжа с мамой пошли гулять в ________________. Там они ______________________ лебедей и белок. Потом ели __________________ мороженое и пили __________________________ сок. Вечером они вернулись _____________________ и рассказали папе о замечательной
____________________.
Подсказка: апельсиновый, вкусное, день, домой, кормили, парк, прогулке.
10.Раздели текст на слова и предложения. Что у тебя получилось? Запиши текст. Допиши отгадку.
ВсехзверейонахитрейШубкарыжаянаней
ПышныйхвостеёкрасаАзовутеё…
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
( _______________________ )
11. Из данных слов составьте и запишите текст.
Утром, за, водой, отправились, мать, и, мальчики.
Ключ, за , пригорком, бил, из, отвесной скалы.
Густой, от, воды, пар, шёл.
Серёжа, палец, под, струю, подставил.
Вода, самого, казалось, холоднее, мороза.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитайте. Допишите пословицы про хлеб.
Хлеб
В нашем языке сотни тысяч слов. На самом первом месте стоит слово хлеб. Нет на земле важнее работы, чем вовремя бросить семена в землю и вовремя снять урожай. Много пословиц сложил русский народ о хлебе.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, к группе одаренных мы относим детей, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления, имеют доминирующую образовательную потребность.
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. И для учителя огромная радость, когда в классе есть такие дети – наше светлое будущее! Но помните, что успешное обучение одаренных детей возможно только при условии сотрудничества их родителей, психологов и педагога.
Список литературы:
- «Где растут таланты" под редакцией Л.Свирской, Л. Роменской. "Обруч"2014г.
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. М, Просвещение, 2015
- Конобевская О.А. Русский язык .2 класс. Ростов н/Д, Фенникс, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...
«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».
Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...
"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."
Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие родителей в воспитание своих детей....
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...
Готов ли ваш ребенок к школе? Психологическая готовность ребенка к школе.
готов ли ваш ребенок к школе?...
Статья.Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
Статья написана мною исходя из большого опыта работы с детьми, с первоклассниками.Большую часть для родителей .Игры можно использовать и в группе продленного дня....
Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"
Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...