Внеклассное мероприятие "Уголок России-отчий дом"
материал (3, 4 класс) по теме

Косоурова Светлана Павловна

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

   Проведение внеклассных мероприятий, посвящённых родному городу, изучению его достопримечательностей, встречи со знаменитыми людьми города в той или иной степени затрагивают основные стороны патриотического воспитания младшего школьника.                                                   

     Реализация данного мероприятия создает условия для получения практических знаний о родном городе и людях, в нём проживающих.

     Таким образом, учащимся младшего школьного возраста следует рассказывать о малой Родине, где они родились, растут, ходят в школу, общаются со своими одноклассниками, друзьями.    Проведение внеклассного мероприятия на тему «Моя малая Родина» способствует формированию у учащихся патриотических чувств.

 

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Гороховецкого района  Владимирской области

Смотр-конкурс творческих разработок

Внеклассное мероприятие

«Уголок России-отчий дом»

     

   

                                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                                            МБОУ СОШ №3

                                                                                                        Косоурова Светлана Павловна

-2016-

 Актуальность выбранной темы:

      Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

     Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

     Совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны, города. Дети должны гордиться своим городом, его достопримечательностями, историческими ценностями.  

          Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.  

     Проведение внеклассных мероприятий, посвящённых родному городу, изучению его достопримечательностей, встречи со знаменитыми людьми города в той или иной степени затрагивают основные стороны патриотического воспитания младшего школьника.                                                  

     Реализация данного мероприятия создает условия для получения практических знаний о родном городе и людях, в нём проживающих.

     Таким образом, учащимся младшего школьного возраста следует рассказывать о малой Родине, где они родились, растут, ходят в школу, общаются со своими одноклассниками, друзьями.    Проведение внеклассного мероприятия на тему «Моя малая Родина» способствует формированию у учащихся патриотических чувств.

Методические рекомендации:

      Методическая разработка предназначена для учащихся 3-4 классов начальной школы. Данное  мероприятие проводится в форме классного часа  и  позволяет   формировать   отношение к родному городу, как к ценности.                                                                                                         Проведение классного часа требует использование ИКТ. Обучающиеся по желанию готовят дополнительный материал в виде докладов, небольших сообщений, рисунков, творческих работ, фотографий, видеорядов о своём городе.

Цель мероприятия:

-создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения  через знакомство с природным и историческим наследием  родного города , его достопримечательностями, знаменитыми людьми.  

Задачи:

-показать значение Родины в жизни каждого человека;

-способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю;

- формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

- воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего города;  

- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к природному и историческому наследию Гороховца;

- содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного города ;

-дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность, развивать внимание, мышление, коммуникативные умения.

Предварительная подготовка:

1.Оформление выставки рисунков на тему: “Моя малая Родина”.

2.Подготовка творческих работ на тему:  “Мой древний город».

3.Подготовка мини-проекта по математике : «Гороховец в числах».        

4.Подготовка фотопроекта  «Прогулка по родному городу».

5.Изучение творчества Гороховецких писателей и книг о Гороховце.

6. Подготовка презентаций, мини проектов, видео роликов , сообщений о достопримечательностях родного города.

7. Разучивание стихов и песен о Гороховце.

Оборудование: Аудиотехника и фонограмма песен о Гороховце, ИКТ, компьютерная презентация “Прогулка по Гороховцу”, разрезные карточки пословиц, картинки достопримечательностей Гороховца, опорные карточки, книги о Гороховце.

 Ожидаемые результаты:

Результатом мероприятия должно стать осознание учащимися ценности и значимости родного города, понимание необходимости уважительного и бережного  отношения к его наследию, более глубокого изучения его ценностей.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

- умение определять и формировать цель занятия.

Личностные:

- способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае, городе.

Познавательные:

- умение перерабатывать самостоятельно полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

В ходе проведения классного часа  учащиеся смогут:

- самостоятельно  создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;

- анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-получить опыт работы в группе, организации устного выступления;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-отрабатывать навыки работы с новой информацией, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

(Ученики стоят в кругу , взявшись за руки).

Учитель : Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. (Дети держатся за руки, мысленно желая друг другу здоровья, удачи)

2. Постановка проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям отгадать ребус   Р 1 а.

Дети отгадывают слово : Родина

Группа детей исполняет песню «РОДИНА», муз Елены Цыгановой

1.Первые ливни, первые грозы,

Жаркого солнышка свет

Нежная зелень стройной березы,

Розовый ранний рассвет

Припев:

Родина, Родина самая родная

Мамина улыбка, Деда ордена.

Родина, Родина самая святая,

Самая заветная русская земля.

2.Мягкие травы, сочный душистый

Я их не трону покой

До одуванчиков жёлтых, пушистых

Тихо дотронусь рукой

Припев:

Учитель:

 -А что значит Родина? (страна-Россия, место, где родился и вырос человек)

-Давайте уточним значение этого слова. (Дети работает в группах с толковыми словарями.)

3.Постановка темы и цели.

Ученик читает стихотворение Надеиной  Полины «Гороховец»

Ты дорог мне, мой древний город,

Горжусь, что родилась я здесь,

И памятники старины глубокой

Здесь в каждом уголочке есть.

А красота природы русской!

Река, озера голубые

И лес, который я люблю,

Березовые рощи и кусты рябины,

Могучие дубы на берегу!

И с берега реки –

Весь город, словно на ладони.

И будто в давние года,

Я слышу звон колоколов,

Как будто этот звон прошел через века.

Над городом – златые купола,

И город снова величав и молод.

Он драгоценен, словно с жемчугом ларец,

Мой древний город,

Мой родной Гороховец.  

                                                                                                                                                                                          - О какой Родине мы сегодня с вами будем говорить? (О Малой Родине, о Родном городе).

- Учащиеся формулируют тему и ставят цель классного часа.

Для каждого из вас «Малая Родина» - это ваше любимый город, ваш дом, ваша семья.

Ученик читает стихотворение Н. Неврасова «Уголочек России»  

Уголочек России,

Древнерусской земли, -

Для меня нет красивей

Гороховецкой Руси!

Здесь земля вековая

Память предков хранит.

А природа такая!-

Красотой опьянит.

Величавые храмы.

Словно жемчуг, блестят,

Да леса, перелески

На рассвете шумят.

Гороховец, наш любимый,

Живописный наш край,

Всем людям на радость,

Ты живи, процветай.

                                                                                                                                                                                    4.  Открытие нового.

Учитель: Старинные летописи говорят о том, что на протяжении своей истории Гороховец несколько раз был сожжён врагами.

       Дети читают стихи об исторических событиях Гороховца

1.От тебя ли, моя краса,

От тебя ли , моя отрада,

Пламя рыжее-в небеса,

Низом-чёрная туча чада.

Это как понимать - дотла?

Ни избы, ни стены осторожной?

Это в тёплой груди стрела,

Это вынести невозможно!

Город суженый, витязь мой,

Древнерусского древа ветка!

Сердцем помнится день былой,

Кровью помнится, вечно, крепко.

Тут земля-не сухой песок,

Не корявая корка глины.
хвойным лесом зарос ожог

На Никольской горе былинной.

Много ль надо? Лопух, бурьян,

Тополиного пуха горстка.

Поднялась из заживших ран

Травяная густая шёрстка.

2. Догорает, догорает!

Догорает берег правый…

Затихает, умирает

Пограничная застава.

Треск последних бедных кровель,

Вой собак, потоки крови.

Дым плывёт завесой чёрной,

Воронов кружится стая.

На высоком гребне горном

Вражья конница мелькает

Не карает меч господен

Вражья конница уходит.

Гонит пленников толпою.

Всё .Не видно за горою.

Ничего не слышит ухо.

3.Где горам конец,

У реки венец,

Где на сотню вёрст

Все видать окрест-

Частокол и ров,

Да пяток дворов.

Да на кладбище

Деревянный крест.

Но пошли дела:

Разошлась пила,

И за ней топор,

На работу лют.

Украшай избу,

Выводи резьбу!

 К нову –городу

Собирайся люд!

По дворам его,

Куполам его,

Солнце кубарем,

Месяц лодочкой.

До чего хорош,

До чего пригож!

Колоколенка,

Как молодушка.

Хороши места,

И вода чиста,

И полны леса

Зверя разного.

Народился град,

Сторона южных врат.

И защитником стал

Земли Владимирской.

 

5. Работа по теме.

Дети инсценируют сценку (выходят внук и дедушка)

Чтец: Простую сказочку вот эту

Как в городе в том всё  родилось,

Как людям нашим в нём жилось.

Как вместе встречали годы ненастья,

Как вместе плясали и пели от счастья,

Как вместе старались и вместе трудились,

Как отдыхали и веселились.

Назло неприятностям шли на пролом,

Расскажем о том, как сейчас мы живём.

А начиналось всё это так:

Внук:  Дед, а дед, расскажи, почему наш город Гороховец назвали.

Дед: Ой, внучек, не простой вопрос ты мне задал. Давай спросим об этом ребят…(ответы детей после просмотра видеоряда из серии «Путешествуй вместе с нами»)

Дед: Преемственность поколений и бережное отношение к своему прошлому местных жителей символизирует  исторический герб. В золотом поле на зелёной земле - пять чёрных тычков (шестов) и на каждом из них - по вьющемуся зелёному стеблю гороха.

                                                                              

Герб города Гороховец создан на основе исторического герба города Гороховец Владимирского Наместнечества, Высочайше утверждённого 16 августа 1781 года., подлинное описание которого гласит: "Въ верхней части гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ золотомъ пол? вырощенный на черныхъ тычкахъ горохъ, означающiй имя сего города".

Золото - символ богатства, урожая, стабильности, уважения и интеллекта.

Зелёный цвет - символ здоровья, жизненного роста, природы.

Чёрный цвет - символ скромности, мудрости и вечности бытия.

Внук: Флаг города Гороховец создан с учётом его герба

                                                                           

                                   Дети в группах создают герб и флаг Гороховца

Учитель: А давайте посмотрим, как сейчас выглядит наш город

                       Просмотр видеоролика Ю.Петрова «Гороховец»

 Учитель:  А почему к нам приезжает так много туристов? Что их привлекает в нашем городе? (Ответы детей)

-Давайте посмотрим, какие уголки родного города вы предложили бы посетить туристам.

                                Просмотр видеоролика «Уголок России»

Учитель: Какие места в нашем городе Вам особенно дороги и знакомы? (ответы детей)

Игра «Уголок, милый сердцу моему»

Дети работают в группах. В каждой группе фотографии достопримечательностей Гороховца и карточки с информацией о них. Задание учащимся : соотнести информацию с фото объектом.

Проводится самопроверка по просмотру видеоролика Борисовой Ани «Прогулка по Гороховцу»

                                             Ученики читают стихи о Гороховце

Л. Никифорова

Гороховец

Гороховец, город родной,

Над Клязьмой извилистой город,

Стоишь ты с седой головой,

Делами, душою ты молод.

Со старинной Никольской горы
Виден лес  в отдаленьи зубчатый.

Солнце в Клязьме огнями горит,

Отражаясь вечерним закатом.

Словно в пухе лебяжьем, весной

Утопаешь в садах с цветом пышным.

Не стареет наш город родной.

Стал Гороховец краше, моложе.

Хорошеет со всею страной

И становится сердцу дороже.

Любовь Александрова

Гороховец с высот орлиного полета

 

Любуюсь на твои красоты,

Гороховец, старинный град,

С  высот орлиного полёта

Мой взор не ведает преград.

 

Несёт неторопливо воды

С древнейших пор, через века,

Живое детище природы,

Здесь Клязьма, славная река.

 

В её зеркальном отраженье

Зелёный дым твоих садов,

Покой и умиротворенье

Периной лёгких облаков...

 

Полны таинственности стены

Твоих Купеческих палат,

Что быль столетий, перемены

В немом молчании хранят...

 

Как символ святости и веры,

Снег белых стен монастырей.

Бальзам на душу – свежесть скверов

Да колокольный звон церквей...

 

Зелёный бархат горных склонов

Чарует мой пытливый взгляд.

Нежнейших струн души затронув,

Спокойно дышит древний град...

6. Обобщение изученного

 Учитель читает стихотворение  «Малая Родина»

Что ж такое малая родина:
Город, село или маленький дом?
Это место для счастья пригодное,
Которое греет душевным теплом.
Родина малая, Гороховец мой родной,
Если мы вместе – на сердце покой.


 
Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок.

Ученики работают в группах.

Игра «Собери пословицу»

Всякому мила                     родная сторона.

Где кто родится,                там и пригодится.

Дома и стены                     помогают

Своя земля                         и в горсти мила.

Родная землица                и во сне снится.

7. Рефлексия.

Ребята, а каким вы хотите видеть свой город, нам подскажет

Упражнение «Ассоциации»

Учитель: Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если город — это постройка, то какая…

Если город — это цвет, то какой…

Если город — это музыка, то какая …

Если город — это геометрическая фигура, то какая…

Если город — это название фильма, то какого…

Если город — это настроение, то какое…

Упражнение “Какой хочу видеть свой город?”

Учитель: На каждую букву слова ГОРОХОВЕЦ придумываем прилагательные.

 Г- гостеприимный, грандиозный, горнолыжный

О- очаровательный

Р- радушный, роскошный

О- отличный

Х- хороший, хлебосольный

О- обожаемый

В- вечный, великолепный

Е- единственный

Ц- центральный, ценный

9. Итог меропиятия.

Учитель: Сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!

   Я предлагаю вам на листочке-смайлике  написать самое лучшее, что есть  в нашем городе.

(Учащиеся прикрепляют смайлики к доске)

Учитель: Наш разговор я хочу закончить строчками  стихотворения

Гороховец

Александра Верба

- из цикла "Путевые зарисовки" -

Приезжаем наконец

В городок Гороховец.

Чьей-то будто бы игрою

Он сховался под горою.

Здесь построили купцы

Не усадьбы, не дворцы,

Не хоромы-терема,

А диковинки-дома.

 

Сходят домики к реке,

Ну а храмы – ввысоке –

Забираются на кручи,

Чтоб прогнать в ненастье тучи.

 

На Пужалову на Гору

Заберись в любую пору –

Вид захватывает дух,

Перезвоны ловит слух.

 

Здесь с зарёй клубится рано

Млечность сонного тумана,

И баюкает река,

В зыбке-лодке рыбака.

 

Мысль его не потревожу, -

Сам свою судьбу итожу.

Снова на гору взберусь –

Погляжу на Деву-Русь…

 

Вот она – земля-краса!

Облака как паруса,..

И леса… леса… Леса

Укрывают край земли…

Там мечта моя вдали

Где-то тает… Вдаль смотрю

И свечой души горю.

 

Клязьмы тихое движенье

Чуть качает отраженье

Небольшого городка

Сквозь застывшие века…

Звучит аудиозапись песни «Гороховец» в исполнении Натальи Морозовой  


Достигнутые результаты от проведённого  мероприятия:

-В процессе проведения тематического классного часа отрабатывались навыки общения, совместной работы, взаимоуважения.

-Обучающиеся смогли систематизировать и расширить свои знания о Гороховце, оценить значимость природного и исторического наследия родного города.

- Учащиеся получили возможность работы в группе, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение других, отстаивать свою позицию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Уголок России - отчий дом

Исследовательская работа  3 класса...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Квест – игра « Уголок России- Отчий дом» для учеников 1-4 классов

Квест – игра « Уголок России- Отчий дом» для учеников1-4 классовДистанциооный квест....

"Уголок России - отчий дом" (январь 2024)

Конспект внеклассного мероприятия разработан для обучающихся начальной школы в рамках недели по патриотическому воспитанию на тему :"Моя малая Родина"...