Статья "Игра в жизни младшего школьника"
статья на тему
В статье "Игра в жизни младшего школьника" рассказывается о важности игры в жизни младшего школьника. В статье представлена классификация игр по Д. Б. Эльконину, С. Милллеру, а также принципы организации и построения игрового пространства в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_mladshego_shkolnika.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в жизни младшего школьника
Игра занимает в жизни младшего школьника одно из ведущих мест. В младшем школьном возрасте, играя, ребенок решает стоящую перед ним задачу развития, свойственную уже данному возрасту. Для младшего школьника меняются игровой репертуар и задача игры, но игра не уходит из жизни. Игра имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Конечно, репертуар игр и форм игровой деятельности для младшего школьника специфичен по сравнению с дошкольником или подростком.
Д. Б. Эльконин выделил несколько видов игры, которые постепенно осваиваются ребенком и выступают условием его психического развития:
- предметная игра (ребенок воспроизводит предметные действия взрослых, осуществляет игровое манипулирование с предметами);
- сюжетно-ролевая игра (ребенок воспроизводит отношения между взрослыми, осваивает сюжет через присвоение себе определенной роли);
- игра с правилами (в ней ребенок осуществляет переход от игры с открытой ролью и скрытыми правилами к игре с открытым правилом и скрытой ролью);
- режиссерские игры ( ребенок разыгрывает сюжеты с помощью игрушек, выполняя одновременно роль сценариста, режиссера и актера).
Существуют и другие классификации игровой деятельности. Например, С. Миллер выделяет:
- исследовательские
- подвижные игры
- подражательные игры
- фантазийные игры.
Для младшего школьника более характерны игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры); игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические игры, развивающие игры, интеллектуальные игры); подвижные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, более старших детей, так и но инициативе собственно детей младшего школьного возраста. Важное значение для младших школьников занимают игры с правилами.
В социально-коммуникативном отношении для современных младших школьников характерны различные формы разворачивания игры: индивидуально (например, определенные виды компьютерных игр); в паре (например, шахматы, шашки, домино, морской бой, крестики-нолики и др.); в группе (например, режиссерские, ролевые, игры с правилами); в команде против другой команды (чаще спортивные и различные подвижные игры).
Игра и учеба – психологически разные виды деятельности. Резкий отказ от игры и переход исключительно к учебной деятельности от дошкольного к младшему школьному возрасту вреден. Такой резкий контраст при смене относительно свободной модели поведения ребенка в игре (хотя и по правилам, с соблюдением игровой роли и т.п., но по собственной инициативе, с собственной мотивацией) на жестко регламентированные учебные занятия, разворачиваемые, по инициативе учителя, затрудняет адаптацию к школе. При этом важно, чтобы игры, которые по инициативе взрослого предлагаются младшим школьникам, несли преимущественно познавательную нагрузку и функцию интеллектуального развития. Но не менее важно, чтобы они были интересны самим младшим школьникам.
В последние десятилетия во всем мире активно развиваются учебные игротеки и экспериментариумы, где в игровой форме, через непосредственное манипулирование с предметами, знаками, материалами дети осваивают различные знания, физические и химические закономерности, сведения об окружающем мире, людях, своих возможностях и т.п. Современные научные музеи становятся интерактивными и в игровой форме доносят детям научную информацию. Это могут быть различные вариации лото, игры с загадками, конструкторы, различные варианты стратегий, математические и механические головоломки, ребусы, логические и ролевые игры. Для снятия напряжения или для физического развития младших школьников важны различные подвижные и спортивные игры. В ряде учебных ситуаций важна соревновательность как составляющая игровой деятельности.
По сути, большинство дидактических игр – это разновидность игр с правилами. Их особенность лишь в том, что они разворачиваются изначально по инициативе взрослого. И целевая установка взрослого в такого рода игровой инициативе – конкретные задачи развития и обучения детей.
Феноменологическая сущность игры позволяет активно и результативно использовать ее развивающий потенциал в работе с младшими школьниками. Игра в начальной школе может облегчить, а в некоторых случаях даже решать следующие задачи общей цели образования, воспитания, развития:
– развивать мотивацию к учебной деятельности, общению, познанию;
– оптимизировать коммуникативное пространство образовательного учреждения;
– развивать ценностно-нормативные регулятивы межличностного, внутригруппового, межгруппового, межкультурпого общения;
– содействовать развитию самопознания и самосознания учащихся;
– оптимизировать коммуникации в разнопозиционных отношениях (учитель – ученик; ученик – ученик; ученик – класс; класс – учитель; учитель – учитель и др.);
– содействовать и сопровождать развитие общих и специальных способностей, в том числе в познании, учении, творчестве;
– содействовать развитию волевых процессов и способов саморегуляции;
– разрешать и регулировать конфликтные ситуации;
– развивать мировоззрение и расширять культурное поле личности;
– развивать физические возможности и телесные способности.
А. М. Новиковым были предложены следующие принципы организации игрового пространства в образовании:
1) принцип отражения и преображения. Система отношений "игра и объективная реальность". С. Л. Рубинштейн говорил о том, что игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом. Необходимая для развертывания игры, она в игре и формируется;
2) принцип самовыражения. Система отношений "игра и субъект игры". В процессе игры ее субъект – игрок, актер и т.д. выражает свой субъективно-личностный мир – субъективную реальность как самого игрока, так и его изображаемого персонажа. Причем духовный мир игрока несет в себе наряду с личностной психологией и общественную психологию, выражая в игре в том числе общественные идеи, настроения, проблемы, потребности и идеалы, но опять же через призму личностного выражения. И в этом смысле деятельность игрока сродни деятельности художника, художественной деятельности;
3) принцип развития игровой деятельности. Система отношений "игра – предшествующий опыт игровой деятельности". Развитие игровой деятельности следует рассматривать, очевидно, в двух плоскостях – филогенетическое развитие игры в русле исторического развития человечества и онтогенетическое развитие игры в русле индивидуального развития каждого отдельного человека;
4) принцип нормы деятельности и нормотворчества. Система отношений "игра и норма действия". Любая игра существует и разворачивается тогда, когда существуют игровая норма, правила игры, выполняется игровая роль. В сложной игровой деятельности играющий должен выходить с уровня присвоения нормы и действия по норме на уровень порождения нормы, ее регуляции, ее творения;
5) принцип общения. Система отношений "игрок и игрок". Игра, по сути, пространство коммуникативное, даже если это игра с интерактивными устройствами. Разворачивание игры, ее реализация происходят в коммуникации с другим, другими, с самим собой как другим. И в этом контексте присвоение нормы игры происходит именно посредством и в ситуации общения.
Подходы к построению игрового пространства в школе (один из вариантов)
– игры между командами образовательных учреждений (например, спортивные игры, Клуб веселых и находчивых, интеллектуальные игры, геокешинг и др.);
– игровые мероприятия внутри образовательного учреждения, охватывающие весь коллектив (например, празднично-игровые мероприятия, неделя игры и игрушки, игры-инициации, такие как посвящение в лицеисты или гимназисты, исторические реконструкции и т.п.);
– игры в работе с классом (коммуникативные игры, игровые тренинги и др.);
– игры по микрогруппам (командные игры, дидактические игры, соревновательные игры и т.п.);
– игры на уроках (дидактические игры, развивающие игры, игры-метафоры, сюжетно-ролевые игры сценирования и т.п.);
– парные игры на уроках или во внеурочной деятельности (интеллектуальные игры, дидактические игры, ролевое проигрывание сюжетов и др.);
– индивидуальные игры (игры по правилам, интеллектуальные игры, игры с интерактивными устройствами и др.).
Функции игры в школе:
• мотивационная (создает мотив деятельности, который значим для игрока, не отодвинут во времени и позволяет включиться в деятельность с первых минут);
• образовательная (в период подготовки к ролевой игре и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую информацию, знания, которые закрепляются значительно быстрее за счет практического использования в игровом процессе);
• воспитательная (развивает в участниках умение уважительно относиться к ценностям окружающих, корректно отстаивая собственные взгляды; прививает культуру поведения);
• развивающая (развивает быстроту реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, творческие способности, организаторские качества, актерские навыки);
• коммуникативная (развивает навыки культуры общения, учит поведению в социуме, стимулирует умение завязывать контакт, строить и поддерживать коммуникацию);
• экспериментальная (позволяет безболезненно экспериментировать, осуществлять опробование собственных возможностей, способствуя выработке собственной позиции и системы взглядов);
• компенсаторная (компенсирует потребность в проявлении взрослости, самостоятельности, включая участников в социально значимые отношения);
• терапевтическая (способствует умению гасить конфликты, снимает агрессивность, стрессы, заставляет отвлечься от отрицательных эмоций);
• релаксационная (снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему, в частности, при интенсивном обучении).
В школе игровое пространство и игра как способ организации деятельности участников образовательного процесса реализуются в трех содержательных направлениях:
– воспитательная работа (игровое пространство во внеурочной деятельности, в системе различных мероприятий, конкурсов, соревнований и др.);
– учебная работа (дидактические игры, игры сценирования, мотивационные игры);
– психолого-педагогическое сопровождение (коммуникативные игры, игровые тренинги, психологические игры, развивающие игры и др.).
Дидактически игры призваны решать конкретные учебные задачи на основе игровой мотивации. Использование дидактических игр в работе с младшими школьниками обеспечивает плавный переход от игры к учебной деятельности, является эффективным средством включения детей в учебу, сохраняя устойчивую познавательную мотивацию. У многих первоклассников наблюдаются недостаточные устойчивость и произвольность внимания, а впоследствии и произвольность памяти, преобладание наглядно-образного мышления. В дидактических играх за счет эмоциональной включенности в игру при решении учебных задач происходит развитие произвольности познавательных процессов. Правила большинства дидактических игр направлены на развитие логического мышления. Е. В. Карпова выделяет следующую структуру дидактической игры:
1) дидактическая задача (ставится педагогом);
2) правила игры (задаются педагогом как основа игры, реализуются учащимися);
3) игровые действия (реализуются учеником: чем они разнообразнее, тем увлекательнее игра для учащихся);
4) результат (рефлексия достижения прямых результатов – выигрыш, а косвенных – приращение развития).
Развитие игровой деятельности младших школьников происходит не только под влиянием учителя. В пространстве детской субкультуры также существует множество игр, часть которых разворачивается ситуативно на перемене. Но некоторые могут длиться во времени. В последние годы детская субкультура сильно претерпела изменения, особенно в больших городах. Это связано с фактическим уходом "культуры двора" как фактора социализации для младших школьников и развитием огромной индустрии компьютерных игр. При этом все равно можно говорить о том, что детское мировоззрение, образ мира, способы взаимодействия с ним определяются, как отмечает М. В. Осорина, как минимум тремя факторами:
– влияние культуры взрослых;
– традиции детской субкультуры;
– интеллектуально-творческая деятельность самого ребенка.
В современной ситуации важно также уделить внимание относительно новому феномену игры, в который все более активно погружаются младшие школьники, – это компьютерные игры. Среди компьютерных игр выделяют различные жанры:
– приключенческие игры, обладающие полноценным сюжетом, который игрок в процессе игры сам раскрывает;
– боевик ("стелс-экшн", "шутеры", "файтинг", "ужасы") – игры, состоящие в основном из боевых сцеп, драк и перестрелок;
– ролевые игры, где у персонажей задаются или обретаются специальные навыки и характеристики, которые можно развивать, выполняя определенные действия;
– стратегии, представляющие собой управление масштабными процессами (строительство городов, ведение бизнеса, командование армией и т.д.);
– компьютерные стимуляторы – игры, имитирующие определенные области реальной жизни или конкретные виды деятельности;
– головоломки – игры, состоящие из решения различных логических задач и головоломок;
– образовательные игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются в игровой форме;
– забавы – игры, где психологическое впечатление от происходящего на экране гораздо важнее самого процесса игры.
Различные компьютерные игры обладают специфическим развивающим потенциалом, но в ситуации формирования игровой зависимости любые виды компьютерных игр начинают негативно влиять на психоэмоциональное состояние и социальное развитие младших школьников. В этом контексте использование компьютерных игр в дидактических и развивающих целях эффективно при четком "дозировании" их в деятельности младшего школьника, а также при вариативности и постоянном изменении репертуара компьютерных игр в соответствии с развивающими и учебными задачам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня в жизни младшего школьника
Полезная информация для родительских собраний....
Режим дня в жизни младшего школьника
Полезная информация для родительских собраний....
Телевизор в жизни младшего школьника
Телевизор в жизни младшего школьникаВлияние телевидения на детей огромно: 1. Телевизор, к сожалению, не стал помощником в приучении к работе над книгой. Даже наоборот, предоставляя возможность усва...
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Значение физминуток в жизни младшего школьника.
Даный материал направлен на профилактику нарушения осанки и миопии....
Телевизор в жизни младшего школьника.
Правила борьбы с телеманией....
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....