Экология детства
методическая разработка на тему

Ахмадуллина Анастасия Ринатовна

Как страшно жить в современном мире, ведь столько опасностей подстерегает взрослого человека на каждом шагу. А что тогда говорить о детях, которые являются самой незащищенной группой населения. В связи с этим все чаще можно столкнуться с тем, что вместо того, чтобы гулять с друзьями, ребенок все свободное время проводит в четырех стенах или ходит с мамой за ручку в школу вплоть до 11 класса. Родители и педагоги жалуются на то, что ребенок становится зависимым от компьютерных игр и социальных сетей, что он не имеет друзей и социально замкнут, а круг интересов его крайне скуден и мал. В итоге такие дети вырастают во взрослых, которые не приспособлены к самостоятельной деятельности, не имеют целей, и не могут планировать свою жизнь. Инфантильные люди не уверенны в себе и не способны нести ответственность за свои поступки. Кто же в этом виноват?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_detstva.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Экология детства: от чего стоит защищать ребенка или стоит ли его вообще защищать»

Ахмадуллина Анастасия Ринатовна,

педагог ГБОУ Школы №207 с углубленным изучением

английского языка Центрального района

Как страшно жить в современном мире, ведь столько опасностей подстерегает взрослого человека на каждом шагу. А что тогда говорить о детях, которые являются самой незащищенной группой населения. В связи с этим все чаще можно столкнуться с тем, что вместо того, чтобы гулять с друзьями, ребенок все свободное время проводит в четырех стенах или ходит с мамой за ручку в школу вплоть до 11 класса. Родители и педагоги жалуются на то, что ребенок становится зависимым от компьютерных игр и социальных сетей, что он не имеет друзей и социально замкнут, а круг интересов его крайне скуден и мал. В итоге такие дети вырастают во взрослых, которые не приспособлены к самостоятельной деятельности, не имеют целей, и не могут планировать свою жизнь. Инфантильные люди не уверенны в себе и не способны нести ответственность за свои поступки. Кто же в этом виноват?

 «Не трогай, разобьешь», «Не беги, упадешь», «Давай лучше я тебя покормлю, а ты можешь испачкаться» - это типичные фразы современного родителя, которые мы слышим каждый день. Обычный день среднестатистической семьи первоклассника: мама готовит завтрак, пока ребенок умывается и одевается, затем кормит свое чадо, после этого первоклассника сажают в машину или берут за ручку и отправляются в школу, после учебы следует обед, прогулка, где мама не отходит ни на шаг, домашние игры и сон. В лучшем случае еще присутствуют творческие кружки и спортивные секции, где ребенок должен следовать конкретным инструкциям и выполнять  определенное задание, в худшем, все свободное время ребенок проводит в своей комнате наедине с игрушками или гаджетами. Чрезмерная забота о ребёнке, тотальный контроль, ограничение его самостоятельности все это является характерными признаками гиперопеки, от которой сейчас страдают многие дети и взрослые [1]. Большинство психологов и педагогов придерживаются мнения, что гиперопека является формой морального насилия над ребенком, а соответственно нарушает права ребенка.

Дети и подростки, которые окутаны семейной заботой – родителей, бабушек и  дедушек, все чаще становятся зависимыми от других. Они не могут работать и обеспечивать себя. Те же, кто заканчивает обучение и находит работу, обеспечивают себя и имеют отношения, все равно живут с родителями. И это не только потому, что не хватает средств или возможностей, но и потому, что переехать от родителей – это значит взять на себя ответственность.

Соответственно, главными врагами в такой ситуации выступают самые близкие – семья ребенка, в которой он находится с самого рождения, воспитатели и педагоги, где он начинает и продолжает обучение. Как же так? Ведь деятельность образовательных организаций должна быть направлена на развитие и воспитание личности ребенка. Современные детские сады и школы имеют большой спектр развивающих занятий и дополнительных уроков, целью проведения которых является развитие личностных качеств, интеллектуальных способностей и ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, учебно-познавательной и т.д.). Уроки и дополнительные занятия выстраиваются таким образом, что ребенку необходимо выполнить определенное задание за определенное время и в определенных условиях. Ребенка всячески пытаются мотивировать к процессу обучения, придумывая новые и интересные формы, организуя всевозможные походы, экскурсии, театральные выходы. Ему не надо ничего придумывать и организовывать свою деятельность, остается только включиться в заранее подготовленный педагогом процесс. Все тесты и итоговые аттестации тоже доказательства тому, что ученику вместо того, чтобы порассуждать, объяснить, доказать, ему чаще всего необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных. Ребенку интересно, он занят 24 в сутки, еще и все контрольные работы и экзамены можно быстро проанализировать и составить общую картину успеваемости. Это облегчает жизнь и педагогу, и школьнику, и системе образования.  

Подготовка к самостоятельной жизни отошла на второй план. Но вспомните педагогику Антона Семеновича Макаренко, ведь она гениальна, прежде всего, потому, что она жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. «Воспитание должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника» [3]. Именно поэтому, центральное место в своей педагогической системе Макаренко отводил трудовому воспитанию. Но в современных школах функцию уборки за собой, дежурства, субботники убрали. То есть, ученику не моют классы, парты, не дежурят в столовой, даже не представляют, что это возможно делать обычному школьнику, ведь есть уборщицы и дворники. А ведь это тоже жизненные навыки, которые воспитывают трудолюбие и уважение к другим.

Пассивность, вечное ожидание того, что ребенку предложат интересное задание, где не надо «ломать голову» и организовывать процесс формирует у него покорность, безволие, беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование определенных умений и навыков [2].

Раньше, еще каких-то 10-20 лет назад, детей «воспитывала улица». Ребята сами планировали свой досуг, придумывали новые развлечения, организовывали игру. Были нестандартные ситуации, в которых ребенок должен был сам принимать решение. Сейчас этого нет, теперь понятие «улица» стало опасным не только для детей, но и для взрослых. Дорога в школу, прогулки, общение со сверстниками в неформальной обстановке – все это теперь происходит под чутким присмотром родителей и педагогов. Улица была тем местом, где они становились самостоятельными личностями, развивались и учились полезным вещам, а теперь это «путь» от дома до школы и назад. 

Подводя итог, можно сказать, что повышенная забота и внимание со стороны родителей, воспитателей и педагогов может негативно сказаться на личности ребенка, это порождает определенную зависимость, отсутствие самостоятельности, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения. Даже такие новые формы, как всевозможные квесты и тренинговые методики, не решают этой проблемы, ведь ребенку опять дается готовое задание.

Чтобы не превратить наш мир в мир инфантильных, несамостоятельных и безответственных людей, необходимо задуматься над нынешней ситуацией, реорганизуя процесс обучения и используя определенные механизмы влияния на образовательные организацию и семью.

Литература:

1. ГИПЕРОПЁКА КАК ПРИЧИНА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ [Электронный ресурс]// URL: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/giperopyeka/ (дата обращения: 20.01.2018)

2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000

3. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей/ Антипенко З. Г. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2008. – 463 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Статья "Из детства домашнего в школьное детство»

В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу....

Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» -  это комплексно-целевой проект по  формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...