Воспитательный план работы 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему

 Маняпова Лилия Вазыховна

Воспитательная работа классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospitatelnoy_raboty.docx97.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ воспитательной работы во 2 «т» классе за 2016/2017 уч. г.

       Цели и задачи воспитательной работы в данном учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание духовно-нравственного направления, формирование гражданско-патриотического сознания у учащихся  законопослушного поведения, нравственности , здорового образа жизни и развитии эстетических чувств. Для решения поставленных задач были запланированы и проведены  соответствующие мероприятия, классные часы, беседы с родителями, ежедневный контроль за поведением детей, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и учителей – предметников, родителей, с которыми проводились регулярные тематические  родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Работа по сплочению коллектива – задача не одного года, она  будет продолжена в следующем году.

       Основным направлением воспитательной работы прошедшего года было формирование детского коллектива. В классе сложилась традиция поздравлять детей с днем рождения, уважительно относиться к девочкам.

      Был создан классный уголок с названием, девизов, различными рубриками.  Распределены обязанности, которые в течении года менялись для каждого ребенка дважды. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению. Каждый из детей сам мог выбрать поручение себе по душе, сменить обязанности в течение года. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются самостоятельно организовать свою деятельность.

       За год класс принимал участие во многих общешкольных мероприятиях.

В мероприятиях, посвященных дню учителя, дню пожилых людей, Новому году, 8 марта класс принимал активное участие. В классе много талантливых детей, которые любят петь и танцевать. В мае 2017 г. проведено показательное мероприятие «Бахетле балачак» на татарском языке.

В свободное время дети  посещали спортивные кружки и секции художественно-эстетического направления.

      Одним из основных направлений  в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед: «Умеем ли мы общаться?», «О мальчиках  и девочках», «Наш класс на перемене»; «Мои права и обязанности».

      В течение  года велась работа по формированию нравственных качеств. Ребята учились быть добрыми, милосердными, толерантными, дружными. Учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед « Без друзей меня чуть- чуть»,  «Верный друг», « Как лучше поступить»…

    Формирование здорового образа жизни , сохранение и укрепление здоровья учащимися являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились динамические паузы, физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения , снятия физической усталости.  Были проведены мероприятия « В здоровом теле – здоровый дух!», «За здоровый образ жизни», день здоровья.

     Воспитание школьников в духе уважения к традициям , истории родного края , гражданско-патриотическое воспитание-одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения. Информационные часы «Что такое гражданство?», «Знаешь ли ты закон?», « Я- гражданин» знакомили учащихся с Конституцией РФ. Принято участие в выставке  рисунков «Герои сказок Габдуллы Тукая», по результатам двое учащихся класса Тагирова Рашида и Кадырова Амина получили призовые места на районном этапе конкурса.

       В результате диагностики  межличностных отношений в классе были выявлены лидеры: Тагирова Рашида, Нигматуллин Рахим. Их ценят за ответственность , честность, любознательность и интеллектуальные способности. Дети в классе сдружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. Ребята дружат не только в школе, но и за ее пределами. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками.  

      Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных  особенностей обучающихся. Цель такой работы является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.

    Инициативность в общественных мероприятиях проявляет группа девочек и несколько мальчиков. Они составляют актив класса: Тагирова Рашида, НугмановаМуслима, Асылгараева Марьям, Нигматуллин Рахим, Валитов Ильсур.

     Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей к воспитательному процессу, стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Постоянно ведется работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. Проводились классные родительские собрания по программе «Путь к успеху».

     В основу работы были положены  принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя, школы; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.

     Планируя работу с родителями , учитывая не только их заинтересованность , но и социально-психологическая совместимость . Это предусматривает следующие направления деятельности: изучение семей учащихся, педагогическое просвещение родителей, педагогическое руководство деятельностью родительского комитета; индивидуальная работа с родителями; информирование  родителей о ходе и результатах обучения, воспитания, развития учащихся.

     Эта работа дает хорошие результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях.  В течение года были проведены 4 собрания и ежедневные консультации родителей по окончанию учебного дня.

     На начало учебного года были посещены семьи всех обучающихся класса с целью составления социального портрета  семьи. Составлены акты.

    Родители активно участвовали  в классных мероприятиях,организации  нескольких поездок  на природу и  экскурсии в Иске-казанский музей и районный краеведческий музей.

В рамках акции «Помоги своей школе», родителями была оказана посильная помощь в благоустройстве класса, школы.

 

Тема воспитательной работы классного руководителя:

«Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни, учёбе и активной гражданской позицией».

Тема воспитательной работы школы

«Воспитание в условиях реализации современных технологий»

Тема воспитательной работы района

«Совершенствование воспитательного процесса через педагогические технологии»

Главные воспитательные задачи на год:

•        формирование детского коллектива, развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

•        формирование у первоклассников желания и умения учиться, развитие познавательных интересов, творческих способностей при овладении знаниями;

•        приучать  детей выполнять санитарно-гигиенические нормы, правила дорожного движения, правила безопасности жизнедеятельности, развивать навыки самообслуживающего и ручного труда, охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

•        воспитывать уважение и любовь к таким общечеловеческим ценностям как Родина, семья, народные традиции.

Цель:

•        формирование сплочённости в коллективе, сознательного отношения к учёбе,

•        создание условий для самовыражения, самореализации каждого ученика.

Главные воспитательные задачи:

•        воспитание уважения и любви к таким общечеловеческим ценностям как Родина, семья, друзья, народные традиции.

•        развитие коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

•        развитие стремления самостоятельно получать знания;

•        воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие умения рационально, организовывать  вою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма; 

Общие сведения об учащихся 3 т класса

№ п/п

ФИО

Дата рождения

Адрес по прописке

Адрес фактический

1

Асылгараева Марьям Рамиловна

02.11.2007

РТ,с.ВысокаяГора, ул.Малиновая, д.130а

РТ,с.ВысокаяГора, ул.Малиновая,д.130а

2

ВалитовИльсурИльдарович

06.12.2007

РТ,с.ВысокаяГора,ул.Отрадная, д.181

РТ,с.ВысокаяГора,ул.Отрадная, д.181

3

Кадырова Амина Рушановна

23.12.2008

РТ, Высокогорский р-н,п.Инеш, ул.М.Джалиля, д.54.

РТ, Высокогорский р-н,п.Инеш, ул.М.Джалиля, д.54.

4

Мингазова Марьям Гумаровна

29.09.2008

РТ,с.Высокая Гора, ул.Содомова д.207

РТ,с.Высокая Гора, ул.Содомова д.207

5

МубаракшинСагидРаисович

16.08.2008

РТ,с.Высокая Гора, ул.1ая Степная, 67

РТ,с.Высокая Гора, ул.1ая Степная, 67

6

МухутдиновИльнурИльнарович

09.10.2008

РТ,с.Высокая Гора, ул.Мичурина, д.14,кв.51

РТ,с.Высокая Гора, ул.Мичурина, д.14,кв.51

7

НигматуллинРахимНурисламович

16.12.2007

РТ, Нижнекамский р-н, с.Ташлык, ул.Пионерская, д.1в

РТ,с.Высокая Гора, ул.Мичурина, д.13,кв.51

8

НугмановаМуслимаСаматовна

27.08.2008

РТ,с.Высокая Гора, ул.Малиновая, д.109а

РТ,с.Высокая Гора, ул.Малиновая, д.109а

9

Салимуллина Марьям Рамилевна

19.11.2008

Г.Казань, ул.Амирхана, д.97,кв.5

РТ, Высокогорский р-н,п.Инеш, ул.М.Джалиля, д.54.

10

Озджан Амина Яшаровна

01.02.2008

РТ Высокогорский район, д.Калинино, д.1а

РТ Высокогорский район, д.Калинино, д.1а

11

ОзджанМадинаЯшаровна

01.02.2008

РТ Высокогорский район, д.Калинино, д.1а

РТ Высокогорский район, д.Калинино, д.1а

12

Тагирова Рашида Руслановна

18.02.2008

РТ,с.Высокая Гора, ул.Малиновая, д.149

РТ,с.Высокая Гора, ул.Малиновая, д.149

13

Фахретдинова Марьям Рустамовна

09.11.2007

РТ,с.Высокая Гора, ул.Мичурина, д.16,кв.36

РТ,с.Высокая Гора, ул.Мичурина, д.16,кв.36

14

ХуснутдиноваЗарринаНаилевна

17.11.2007

РТ, Арский р-н, д.Шушмабаш, ул.Тукая, 14

РТ,с.Высокая Гора,

ул.Мичурина,д.13,кв.50

Психолого - педагогическая характеристика класса.

  В 3 «т» классе 14 учеников: 10 девочек и 4 мальчика.10 детей  из многодетной семьи.

Коллектив дружный, дети уважительно относятся к взрослым и друг к другу, присутствует взаимовыручка. Ребята доброжелательно относятся друг к другу.Многие ребята добрые, отзывчивые, спокойно реагируют на замечания и стараются не нарушать правила поведения в школе.

 Из ребят можно выделить более активных, способных: Тагирова Рашида, Мингазова Марьям, НигматуллинРахим, ВалитовИльсур, Фахретдинова Марьям.Эти дети быстро усваивают учебный материал, усидчивы, обладают хорошей памятью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.

Есть дети, которые бывают пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле:ХуснутдиноваЗаррина, МубаракшинСагид.

Все учащиеся физически развиты. Освобождённых от занятий физической культуры нет. Но есть дети с хроническими заболеваниями: ХуснутдиноваЗаррина, Мингазова Марьям.

Во внеурочное время все учащиеся класса посещают: кружки, спортивные секции, детские студии.

Все дети  класса из благополучных семей. Родители легко идут на контакт с учителем, интересуются успехами ребёнка.

Листок здоровья класса

ФИ учащихся

Группа здоровья

физгруппа

Асылгараева Марьям Рамиловна

1

основная

ВалитовИльсурИльдарович

1

основная

Кадырова Амина Рушановна

1

основная

Мингазова Марьям Гумаровна

2

подготовительная

МубаракшинСагидРаисович

1

основная

МухутдиновИльнурИльнарович

1

основная

НигматуллинРахимНурисламович

1

Основная

НугмановаМуслимаСаматовна

1

Основная

Салимуллина Марьям Рамилевна

1

Основная

Озджан Амина

1

Основная

ОзджанМадина

1

Основная

Тагирова Рашида Руслановна

1

Основная

Фахретдинова Марьям

2

Основная

ХуснутдиноваЗарринаНаилевна

2

подготовительная

Общественные поручения

Ф.И.О.

Общественное поручение в 1-м и 2-м полугодии

Активность в мероприятиях класса

Активность в мероприятиях школы

1

ВалитовИльсур

Командир класса

Проявляет активность

Активен

2

НигматуллинРахим

Командир спортивного сектора

Заинтересован

Активен

3

Тагирова Рашида

Учебный сектор

Проявляет активность

Активна

4

Салимуллина Марьям

Цветовод

Заинтересована

Активна

5

Мингазова Марьям

Сектор книголюбов

Заинтересована

Активна

6

Асылгараева Марьям

Сектор творчества

Заинтересована

Активна

7

НугмановаМуслима

Сектор здоровья

Заинтересована

Активна

8

ХуснутдиноваЗаррина

Цветовод

Заинтересована

Активна

9

МубаракшинСагид

Спортивный сектор

Заинтересован

Активен

10

МухутдиновИльнур

Спортивный сектор

Заинтересован

Активен

11

Кадырова Амина

Цветовод

Заинтересована

Активна

12

Озджан Амина

Сектор книголюбов

Заинтересован

Активен

13

ОзджанМадина

Сектор книголюбов

Заинтересована

Активна

14

Фахретдинова Марьям

Учебный сектор

Заинтересован

Активен

Основные направления воспитательной работы включает в себя:

1 направление “Здоровьесберегающее”

Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

Здоровье — мудрых гонорар...
Беранже П. Ж.

Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь. 
Ключевский

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формирование здорового образа жизни школьника;
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • Формировать умения безопасной жизнедеятельности.

Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих основные способы безопасности жизнедеятельности.

Содержание спортивно-оздоровительного воспитания:

  • совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
  • просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
  • формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  • разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
  • развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
  • формирование культуры безопасности жизнедеятельности;
  • индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

2 направление “Интеллектуальное”

Знание — столь драгоценная вещь, 
что его не зазорно добывать из любого источника.
АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани

Гибкость ума может заменить красоту. 
Стендаль

Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума – в знании.
Фалес

Мудр не тот, кто много знает, 
А чьи знания полезны.
Эсхил

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;

Виды деятельности:

  • Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
  • Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

  • развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
  • умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
  • формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
  • развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
  • формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.

3 направление “Гражданско-патриотическое”

Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Радищев А. Н.

Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт

Неуважение к предкам есть 
первый признак безнравственности.
Пушкин

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  • обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
  • Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Виды деятельности в направлении “Гражданин”:

  • изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Содержаниегражданско-патриотического воспитания:

  • освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
  • развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
  • знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;

4 направление “Духовно-нравственное”

Нравственность – это разум сердца.
Генрих Гейне

Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень

Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ

Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
  • формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

Виды деятельности:

  • развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Содержание нравственного воспитания:

  • моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
  • этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
  • патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
  • формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
  • политическое воспитание - формирование политического сознания.
  • формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
  • нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
  • развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
  • воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;
  • формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.

5 направление “Культуроведческое и эстетическое”

Доброта – это то, что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Эразм Роттердамский

Душа человека — величайшее чудо мира.
Данте Алигьери

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

Виды деятельности:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
  • Изучение способностей к общению каждого ученика;
  • Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание;
  • Воспитание творческих потребностей и способностей.

Содержание эстетического воспитания:

  • развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  • развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  • эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, экологии;
  • индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  • формирование механизма эстетического самообразования;
  • формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;

6 направление “Семейных ценностей”

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
Демокрит

Будущее нации – в руках матерей.
Оноре де Бальзак

Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
  • организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.

Виды деятельности в направлении “Семья”:

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Содержание работы семейного воспитания:

  • совместная творческая деятельность учащихся и родителей;
  • консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
  • родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
  • работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом, для решения насущных вопросов и проблем.


«Профилактика правонарушений»

Цели и задачи

        Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями.

       Формирование нравственно ориентированной личности  ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности.

       Задачи:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

Обеспечить охрану жизни и здоровья детей. Социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спортивные занятия.

Защита интересов и прав ребенка в семьях, особенно в неблагополучных.

Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений совместно с КДН, ПДН.

Мероприятия

Сроки

1

Составление социально-психологическиого паспорта учащихся «группы риска», списков детей из неблагополучных, многодетных и неполных семей.

сентябрь

2

Контроль за посещаемостью и успеваемостью данных учащихся, обследование их жилищно-бытовых условий.

в течение года

3

Индивидуальные беседы с учащимися, склонными к правонарушениям.

ежемесячно

4

Посещение семей на дому (учащихся «группы риска»).

1 раз в четверть

5

Встреча с инспектором ИДН, участковым уполномоченным (с приглашением родителей)..

ноябрь

6

Проведение тематических часов общения.

в течение года

7

 Обеспечение занятости в каникулярное время.

в течение года

Проведение бесед на темы :

- «Наш класс на перемене»,

- «Об обидах и их причинах»,

- «Друг в моей жизни»;

Работа с одаренными учащимися

ЦЕЛЬ:выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

развитие личности одаренных учащихся;

развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

развитие позитивной Я-концепции;

развитие творческой самостоятельности;

развитие коммуникативных умений;

развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными учащимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

участие в олимпиадах;

исследовательская деятельность.

Принципы работы с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.

Критерии выявления одаренности:
1)      активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2)      наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях иобщеучебных умений и навыков;
3)      систематическое самообразование;
4)      креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5)      темпераментные особенности;
6)      активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Развитие

Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1)      Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2)      Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3)      Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4)      Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5)      Развитие умений самостоятельно работать;
6)      Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7)      Обучение творческим методам работы;
8)   Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9)   Поощрение учащихся.
План работы

Мероприятия

Сроки

Разработка и подбордиагностических психолого-педагогических методик длявыявления одаренных детей.

Постоянно

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

август

Составление  плана работы с одаренными детьми на 2014/2015 учебный год.

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка.  Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

сентябрь

Обеспечение индивидуализации, дифференциации  учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течении года

Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий.

В течении года

Посещение уроков коллег с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.

В течении года

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

В течении года

Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам

В течении года

Участие в районных, областных,  республиканских, международных олимпиадах, конкурсах-играх

В течении года

Развитие логики (факультатив)

В течении года

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам

март

Участие в школьной олимпиаде по предметам

апрель

Подготовка к проектной деятельности, выбор темы проекта, работа с литературой

В течении года

Работа с родителями

В течении года

Поощрениепобедителей олимпиад, конкурсов,фестивалей.

В течении года

Изучение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

В течении года

Анализ результатов олимпиад, конкурсов

В течении года

Посещений кружков, секций по интересам

В течении года

Индивидуальная работа

В течении года

Домашние задания опережающего характера, эссе, творческие отчёты, презентации

В течении года

Роль лидера при работе в парах и группах

В течении года

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2015 -2016 уч. год.

май

Одарённые (мотивированные) дети 3 т класса:

1.Валитов Ильсур

2.Мингазова Марьям

3.Нигматуллин Рахим

4.Нугманова Муслима

5.Салимуллина Марьям

6.Фахретдинова Марьям

7.Тагирова Рашида

 

Работа со слабоуспевающими учащимися

  • Создание и работа шефских пар.
  • Выполнение  заданий, развивающих творческие способности  учащихся.
  • Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
  • Контроль посещения учащимися  кружков а школе, в ЦДТ, на станции

натуралистов, проведения свободного времени.

  • Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими

поручений.

  • Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии

с их интересами.

  • Индивидуальные занятия по предметам.

 

Работа с семьями  учащихся

 

 

Содержание сотрудничества  с родителями включает следующие направления:

-психолого-педагогическое просвещение родителей;

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

-участие родителей в совместной с детьми деятельности.

Тема,  форма  проведения

Дата

Участники

1

2

Психолого—педагогическое просвещение родителей.

Индивидуальные беседы с психологом школы.

Индивидуальные консультации.

сентябрь январь

по суб-ботам

родители

классный руководи-тель

3

Родительские собрания:

  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
  • Итоговые родительские собрания .
  • Заседания родительского комитета.
  • Родителям об особенностях памяти младшего школьника.
  • Встречая ребенка из школы…
  • Профилактика вредных привычек у младших подростков.

сентябрь

по четвер-тям

ноябрь

январь

март

родители

классный руководитель

4.

Работа Совета Профилактики. Беседа администрации школы и родителей.

в течении года

учащиеся

родители

администрация

5.

Организация спортивных соревнований и мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Весёлые старты.

Мама, папа, я-спортивная семья!

ноябрь

март

учащиеся

родители

кл. рук-ль

учитель физическойкультуры

6.

Проведение совместных акций «Поможем всем миром», «Миссия жить».

в течении года

учащиеся

родители

7.

Организация экскурсий и туристических поездок.

  1. Экскурсия в пожарную часть.
  2. Посещение краеведческого музея
  3. Экскурсия в лес.
  4. Экскурсия в музейно-выставочный центр.

5.Посещение ледового дворца

2-3 раза

май

апрель

учащиеся

родители

8.

Проведение  праздников-8 марта, 23 февраля, день матери, день защитника и т.д

в течении года

учащиеся

родители

9.

Анкетирование родителей. Диагностика учащихся.

декабрь

май

учащиеся

родители

10

Посещение школы «День открытых дверей»

апрель

родители

Ожидаемые результаты.

Реализация плана работы с родителями позволит:

 укрепить связь со школы с семьёй;

 повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;

 повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;

 обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся;

 достичь удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой.

 

Список родительского комитета:

Председатель родительского комитета:

Шайдуллина Айгуль Маннуровна

Члены родительского комитета:

1.Мубаракшин Раис Равилевич

2.Валитова Сирина Мубаракзяновна

3.Салимуллина Зульфия Ильфатовна

 

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 1 ЧЕТВЕРТЬ

СЕНТЯБРЬ-МЕСЯЧНИК  БЕЗОПАСНОСТИ

Направление

деятельности

Мероприятие

Сроки проведения

Коррекция плана

Духовно-нравственное,

Спортивно-оздоровитель

ное

 День Знаний.  Общешкольная линейка

 Урок Мира.

1.09

Правовое, гражданско-патриотическое

 Линейка - День солидарности борьбы с терроризмом-День памяти жертв Беслана

 Классные  часы «Терроризм – глобальная проблема человечества»

1.09

Правовое, профилактика правонарушений,

Духовно-нравственное

воспитание

Месячник безопасности детей.

Месячник «Экстремизму нет!»

Осенняя неделя добра

Неделя правовых знаний

сентябрь

 Беседы, инструктажи по  безопасному поведению на дорогах, по профилактике ДДТТ, по противопожарной безопасности, антитеррору

В течение месяца

Классные часы:

-«Права и обязанности школьника»

     ПДД

-День памяти жертв фашизма-9 сентября

В течение

месяца

Работа с семьёй

Профилактика правонарушений

Создание банка данных о семьях учащихся, учащихся «группы риска».

До 15.09

Правовое воспитание

Профилактика правонарушений

Классный час  «О правилах поведения на улице, на дороге, о безопасности при пожаре, чс»

1 неделя

Дополнительное образование

Организация кружков и секций.

До 15.09

Правовое воспитание

Профилактика правонарушений

Неделя правовых знаний

Школьный  конкурс детских рисунков по безопасности дорожного движения , пожарной безопасности, антитеррору.

7-12.09.

до 18.09

Здоровый образ

жизни

Проведение физминуток,утреннейзарядки,динамических  пауз

Уроки здоровья и практическая гигиена «правильная посадка при письме и чтении, «правила уличного движения», как уберечь себя и других от несчастного случая»

В течение месяца

Самоуправление

Духовно-нравственное

Правовое

Трудовая деятельность

Знакомство с  Программой «Школа лидерства»

День рождения детской организации

Беседа. Как вести себя в столовой, коридоре, спортзале

Ведение портфолио

15.09

Работа с семьёй

Родительское собрание

Общешкольное родительское собрание

«Режим работы школы. Взаимодействие семьи и школы»

 Выборы классного и общешкольного родительского комитета.

7..09

Духовно-нравственное воспитание

Подготовка ко Дню пожилого человека

Совместные поделки внуков и бабушек, дедушек

 -подготовка концертного номера.

Ко 2.10

Духовно-нравственное воспитание

Подготовка ко Дню Учителя

-поздравительные открытки

-акция  волонтёров «Поздравь Учителя»

-концертные номера

К 5.10

С 28.09

Психологические тестирования  на выявление тревожности

сентябрь

План воспитательной работы 1 четверть-октябрь Старших надо уважать!

Направление

деятельности

Мероприятие

Сроки проведения

Коррекция плана

Духовно-нравственное,

правовое

воспитание

Концерт ко Дню Пожилого человека. Чаепитие бабушек и дедушек.

1.10

День Учителя. Концерт.

5.10

Художественно-эстетическая деятельность

 «Осенняя палитра»-конкурс на лучший осенний этюд

 «Осенний хоровод»-утренник

«Осенняя ярмарка»-участие в изготовлении поделки

15-19.10

Профилактика правонарушений

Класный час «ПДД»

19.09

Духовно-нравственное воспитание

Психологический тренинг «Мотивация к учебной деятельности».

В течение месяца

Здоровый образ жизни

Спортивно-оздоровительная работа

Участие в конкурсе социальной антитабачной,

антиалкогольной  рекламы

Уроки ГТО.

Вторая неделя

Работа с семьёй

Классное родительское собрание.

Общешкольное собрание «Взаимопонимание в семье. Профилактика детского травматизма»

Последняя неделя

Трудовая деятельность

Генеральная уборка в классе

28.10

 2 четверть

Ноябрь «В здоровье наша сила!»

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Гражданско-патриотическое воспитание

1.Классные часы «День народного единства»

« Конституция Татарстана»

2-я неделя

Духовно-нравственное воспитание

1) «День матери»Конкурс рисунков «Мой подарок маме»

 2)День рождения школы

         День самоуправления.

3-я неделя

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

4.Классный час-встреча с работниками различных профессий

4-я неделя

Здоровьесберегающее воспитание

Международный день борьбы с курением. Мероприятие   «День отказа от курения»Конкурс плакатов.

3-я неделя

Культуроведческое и эстетическое воспитание

1.Экскурсии в иске-казанский музей

2.Выставка  рисунков «Сказки народов мира», посвященная Дню Толерантности для начальных классов

В теч.месяца

Правовое воспитание и культура безопасности

Кл.час по профилактике правонарушений, воспитанию  нравственности и  гражданственности уч-ся

В конце месяца

Воспитание семейных ценностей

1)Индивидуальные консультации с отдельными родителями  по вопросам успеваемости, поведения отдельных учащихся

14.11

Экологическое воспитание

1.Учсатие в акции « Чистая  школа»

3-я неделя

Декабрь. Новый год у ворот!

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Гражданско-патриотическое воспитание

1)День музея(посещение районного краеведческого и других республиканских музеев)- по отд.графику

2.День Конституции России-кл.час

3.День Героя Отечества

4.Классный час к 72-летию Победы

«Мой край во время войны»

До середины месяца

Духовно-нравственное воспитание

Международный день инвалидов

Классный час, посвященные международному Дню инвалидов

1.12

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1)Генеральная уборка

В конце.месяца.

Интеллектуальное воспитание

Участие в различных интеллектуальных конкурсах

Всероссийский урок света и световых технологий

В теч.месяца, 3-я неделя

Здоровьесберегающее воспитание

  1. Конкурс на лучшую ледовую фигуру

3)Всемирный день борьбы со СПИДом:

  • Кл.час о борьбе со СПИДом

В середине декабря

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Участие в акции «Мы за ЗОЖ»

В теч.месяца

Культуроведческое и эстетическое воспитание

Мастерская Деда Мороза:

конкурс на лучшую новогоднюю игрушку;

-конкурс на самый красиво украшенный кабинет;

  • выпуск новогодних газет;
  • новогодние мероприятия в школе

В конце декабря

Воспитание семейных ценностей

Родительское собрание по программе «Путь к успеху»

 «Антинаркотическое  воспитание детей в семье»

 Повторение изучения Закона РТ №71 от 23.09.2010 года

«О мерах по предупреждению  причинения вреда  здоровью детей…»

Правовое воспитание и культура безопасности

1) Беседа-встреча с работниками ПДН о поведении перед каникулами.

2)Мероприятия  по предупреждению детского  дорожного и школьного травматизма.

3 Классный час «О  компьютерной зависимости

В теч.месяца

Формирование коммуникативной культуры

Классный час о культуре речи

Экологическое воспитание

Участие в акции « Зелёная школа»

                                                             3 четверть

Январь

Интеллектуальный марафон

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Духовно-нравственное воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Тематический классный час.

3. Участие в конкурсе чтецов.

27.01

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Конкурс поделок технического творчества

Изготовление елочных игрушек

3 неделя

Интеллектуальное воспитание

1)Интеллектуальная викторина «Умники и умницы!»

2)Тематические классные часы о необходимости знаний в жизни человека

5)Тренинг «Мотивация учащихся к учёбе»

3 неделя

Здоровьесберегающее воспитание

1. Проект «ЗОЖ»

2.Участие в лыжной эстафете.

4 неделя

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Встречи на классных часах с представителями различных профессий

В теч.месяца

Культуроведческое и эстетическое воспитание

Культпоход в театр,  новогодняя ёлка

1-2 неделя

Каникулы

Правовое воспитание и культура безопасности

1..Инструктажи о поведении на льду, обращении с пиротехникой, беседы по профилактике правонарушений

В теч.мес.

Воспитание семейных ценностей

1.Посещение многодетных семей

2. Собрание для родителей о подготовке к ВПР

В теч.мес.

Формирование коммуникативной культуры

Анкетирование учащихся «Умею ли я общаться с людьми?»

4 неделя

Экологическое воспитание

Деятельность по озеленению школы, изготовление топиария  из шишек.

В теч.мес.

Февраль

                 Месячник военно-патриотического  воспитания        

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Духовно-нравственное воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

  1. Мероприятия, посвященные Дню защитника  Отечества:
  • кл.часы, посвящённые 73-летиюПобеды
  • выставка рисунков;
  • выставка книг;
  • встречи с ветеранами ВОВ, Афганских и Чеченских событий;
  • смотр строя и песни
  • конкурс  газет к 23 февраля
  • спортивные мероприятия, посвященные 23 февраля;
  • «Зарница»

В теч.месяца

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Уборка генеральная в кабинете

В конце месяца.

Интеллектуальное воспитание

Математическая викторина

Участие в олимпиадах и конкурсах (онлайн, районных и республиканских)

27.02.

Здоровьесберегающее воспитание

  1. День Здоровья
  2. «Сильные, смелые,ловкие»-весёлая эстафета

В теч.месяца

Культуроведческое и эстетическое воспитание

Конкурс газет, рисунков к 23февраля

Конкурс «Турнир рыцарей»

20.02

Воспитание семейных ценностей

1)Праздник для пап

2)Спортивное соревнования с привлечением родителей

3)Классное  родительские собрания по программе «Путь к успеху»

4 неделя

Формирование коммуникативной культуры

Беседа «Этикет и этика в  языке»

4 неделя

Экологическое воспитание

Экскурсия в парк

Выращивание рассады -подготовка почвы

В теч.мес.

Март       В мире прекрасного

        

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Духовно-нравственное воспитание,

гражданско-патриотическое воспитание

  1. Мероприятия, посвященные 8 Марта:

     - час общения « Перед матерью в вечном долгу»;

  1. Мероприятия во время весенних каникул:

- поездка в краеведческий музей,

- веселая викторина для девочек,

- оформление стенгазеты «Что такое этикет?»

  1. Неделя детской книги

«Путешествие в книжное царство»,

«Читательская конференция по книгам о войне»

  1. Праздник Науруз

1-я неделя

Каникулы

2 неделя

2 неделя

Культуроведческое и эстетическое воспитание

1)Мероприятия, посвященные Дню театра:

-поездка в театр; исценировка сказок Габдуллы Тукая.( показ в детском саду «Бэлэкэч»

2 неделя

Каникулы

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Генеральная уборка

Экскурсии на предприятия. Встречи с людьми разных профессий.

Перед каникулами

3 неделя

Здоровьесберегающее воспитание

  1. Участие в рейде «Самый чистый класс»
  2. Участие в спортивных соревнованиях по мини-футболу.

В теч.мес.

Правовое воспитание и культура безопасности

Участие во встречах с работниками ПДН. Беседа о поведении в общественных местах, о ПДД перед каникулами.

4 неделя

Воспитание семейных ценностей

1)Праздник для мам и бабушек

2)Классное родительское собрание по программе «Путь к успеху»

Общешкольное родительское собрание

« Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей»

1-я неделя

Экологическое воспитание

Выращивание рассады.Уход.

В теч.мес.

4 четверть.  Апрель Здоровый образ жизни.

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

1.Весенняя Неделя ДОБРА

Акция «Доброта спасёт мир!»

Акция «Забота»

Акция «Чистая улица»

Помощь малышам.

Участие в выставке плакатов и рисунков о доброте.

Классный час о доброте, дружбе народов, толерантности

2.Подготовка к митингу 9мая.

 

2-я неделя

          3 неделя

Культуроведческое и эстетическое воспитание

Мероприятия о доброте, толерантности, дружбе народов.

Участие в концерте «Весенняя Неделя ДОБРА»

2 неделя

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Акция «Чистая улица»

Акция «Делаем сами своими руками»

3 неделя

Интеллектуальное воспитание

Предметные конкурсы

 В теч.мес.

Здоровьесберегающее воспитание

День Здоровья

8.04

Воспитание семейных ценностей

Индивидуальная работа с родителями слабоуспвающих детей.

4 неделя

Экологическое воспитание

Выращивание рассады.Уход.

В теч.мес.

Май. Вахта Памяти.»Поклонимся великим тем годам!»

Содержание работы

Сроки

Коррекция плана

Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

1.Вахта памяти «Поклонимся великим тем годам»

-Выставка рисунков, плакатов к 9Мая.

-уроки Мужества.

-акция «Забота»

-классный час –урок Мужества ко Дню Победы.

-встречи с ветеранами войны

2.Участие в митинге 9мая.

3.Сбор материала «Вспоминают дети войны»

1-я неделя

Интеллектуальное воспитание

Предметные конкурсы на сайте «Учи.ру»

Награждение победителей.

Классный час «Итоги года, награждение»

 В теч.мес.

Здоровьесберегающее воспитание

День Здоровья

2-я неделя

Воспитание семейных ценностей

Родительское собрание

«О безопасном летнем отдыхе»

Поход в лес совместно с родителями.

4-я неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план работы. 3 класс.

Воспитательный план работы. 3 класс....

воспитательный план работы в 3 классе

воспитательный план работы 3 класс...

Воспитательный план работы в 3 классе

Воспитательный план содержит характеристику класса и каждого ребёнка , ежемесячный план , родительские собрания,программа работы с семьями,циклограмма классного руководителя , 10 заповедей классного р...

воспитательный план работы в 4 классе

Воспитательный план содержит характеристику класс, анализ, мероприятия....

Воспитательный план работы в 4 классе

план воспитательной работы...

воспитательный план работы с 4 классом на 2013-2014 уч.год

В помощь классным руководителям 4 класса предлагается воспитательный план работы Воспитательный план работы содержит различные направления и виды работы как с учащимися, так и с родителями....