Воститательная работа "Юный мыслитель"
рабочая программа (1 класс) на тему

Позяева Людмила Алексеевна

Воститательная работа "Юный мыслитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_yunyy_myslitel.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Личностные и метапредметные  результаты освоения  курса внеурочной деятельности

Рабочая программа к курсу «Юный мыслитель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» О. А. Холодовой.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа предусматривает занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

Цель данного курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике.

Задачи программы:

- привитие интереса к математике;

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- учить правильно применять математическую терминологию;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- воспитание настойчивости, инициативы;

- развитие памяти, личностной сферы;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- развитие коммуникативной компетенции через парную и групповую работу.

Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении наименование предмета:

№ п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

1.

Раздел №1

Математические игры, головоломки.

Личностные

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

Предметные

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Метапредметные

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения.

         

                                                            2. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел, темы внеурочной деятельности

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Введение: вводное занятие. 

Математика- царица наук.

Беседа

Игра

Беседа. Ответы на вопросы. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, вниз, влево, вправо» на игровом поле 3х3 клетки)

Математические игры, головоломки.

Как люди научились считать и записывать цифры

Рассказ

Групповая работа

Беседа. Составление рассказа. Игры «Сколько», «Поставь числа»

Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

Беседа

Игра

Беседа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число»

Счет предметов, различение предметов по цвету, размеру

Игра

Беседа. Игры: Живое домино, Построен дом, Волшебные цвета, Геометрическое домино. Загадки

Формирование пространственных представлений

Игра

Беседа. Игры: Где искать, Найди свое место, Сороконожки, Широкая лестница. Загадки.

Формирование временных представлений

Игра

Беседа. Игра: необыкновенное путешествие по временам года, Найди место для Чебурашки. Загадки.

Математические игры и занятия

Цифра ноль. История открытия ноля. Экскурс в историю чисел.

Числа от 1 до 10

Игра

Групповая работа

Беседа. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо. Игры  «Число и цифру я знаю»

История чисел от 1 до 10. Математические цепочки.

История возникновения знаков «+», «-», «=»

Рассказ

Беседа. Составление рассказа. Игра. Откуда в тетрадках и учебниках  появились простые знаки «+», «-», «=».

Танграм: древняя китайская головоломка 

Игра

Беседа. Игра. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

Путешествие точки

Игра

Групповая работа

 Беседа. Игра Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

Игры с кубиками

Игра

Групповая работа

Индивидуальная работа

Беседа. Игра Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль

Танграм: древняя китайская головоломка

Игра

Индивидуальная работа

Беседа. Игра Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Волшебная линейка

Игра

Беседа. Игра Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Беседа. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Праздник числа 10

Игра

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Рассказ

Игра

Беседа. Игра Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игра

Беседа. Игра Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Игры с кубиками

Игра

Беседа. Игра Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

Конструкторы лего

Индивидуальная работа

Беседа. Игра Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Весёлая геометрия

Игра

Беседа. Игра Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Математические игры

Групповая работа

Беседа. Игра Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10»

«Спичечный» конструктор

Коллективная работа

Беседа. Игра Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

Задачи-смекалки

Игра

Беседа. Игра Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

Прятки с фигурами

Игра

Беседа. Игра Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Математические игры

Игра

Беседа. Игра Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

Числовые головоломки

Игра

Беседа. Игра Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Математическая карусель

Игра

Беседа. Игра Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Игра в магазин. Монеты

Игра

Беседа. Игра Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

Конструирование фигур из деталей танграма

Игра

Беседа. Игра Сложение и вычитание в пределах 20.

Игры с кубиками

Игра

Беседа. Игра Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Математическое путешествие

Игра

Беседа. Игра Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

Математические игры

Игра

Беседа. Игра Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 
= 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – 
= 8 и т. д

Секреты задач

Игра

Беседа. Игра «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Математическая карусель

Игра

Беседа. Игра Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Числовые головоломки

Игра

Беседа. Игра Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Математические игры

Игра

 Беседа. Игра решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

КВН

«Математика – Царица наук»

Игра.

Беседа, проверка знаний учащихся

                                                             

                                                             

                                                        3. Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Фактическая дата проведения

Предметные компетенции

Вид учебной деятельности

1

Введение: вводное занятие.

Математика- царица наук.

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра.Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2

Как люди научились считать и записывать цифры

2

- уметь устанавливать закономерности;

Беседа.Игра. Математические пирамиды.

Способы записывать числа.

Запись чисел у разных народов. Игры «Сколько», «Поставь числа»

3

Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

3

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот

Беседа.Игра.«Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число»

4

Счет предметов, различение предметов по цвету, размеру

3

- уметь устанавливать закономерности;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игры: Живое домино, Построен дом, Волшебные цвета, Геометрическое домино. Загадки

5

Формирование пространственных представлений

2

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

Беседа. Игры: Где искать, Найди свое место, Сороконожки, Широкая лестница. Загадки.

6

Формирование временных представлений

3

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра: необыкновенное путешествие по временам года, Найди место для Чебурашки. Загадки.

7

Цифра ноль. История открытия ноля

Экскурсия в историю чисел. Числа от 1 до 10

3

- уметь устанавливать закономерности;

Беседа. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо. Игры  «Число и цифру я знаю»

История чисел от 1 до 10. Математические цепочки.

8

История возникновения знаков «+», «-», «=»

2

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

Беседа .Откуда в тетрадках и учебниках  появились простые знаки «+», «-», «=».

9

Танграм: древняя китайская головоломка 

2

- уметь устанавливать закономерности;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игра. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

10

Путешествие точки

1

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

 Беседа. Игра Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

11

Игры с кубиками

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль

12

Танграм: древняя китайская головоломка

1

- уметь устанавливать закономерности;

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игра Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

13

Волшебная линейка

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

14

Праздник числа 10

2

- объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением;

Беседа. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

15

Конструирование многоугольников из деталей танграма

2

- уметь устанавливать закономерности;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игра Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

15

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

17

Игры с кубиками

2

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

Беседа. Игра Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

18

Конструкторы лего

2

- уметь устанавливать закономерности;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игра Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

19

Весёлая геометрия

2

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

Беседа. Игра Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

20

Математические игры

1

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий

Беседа. Игра Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10»

21

«Спичечный» конструктор

2

- объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением;

Беседа. Игра Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

22

Задачи-смекалки

1

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

23

Прятки с фигурами

1

- уметь устанавливать закономерности;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игра Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

24

Математические игры

1

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

25

Числовые головоломки

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

26

Математическая карусель

2

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

Беседа. Игра Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

27

Игра в магазин. Монеты

2

- уметь устанавливать закономерности;

Беседа. Игра Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

28

Конструирование фигур из деталей танграма

2

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Беседа. Игра Сложение и вычитание в пределах 20.

29

Игры с кубиками

2

- уметь устанавливать закономерности;

Беседа. Игра Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

30

Математическое путешествие

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

31

Математические игры

1

- уметь устанавливать закономерности;

- объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением;

Беседа. Игра Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 
= 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – 
= 8 и т. д

32

Секреты задач

2

- уметь устанавливать закономерности;

Беседа. Игра «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

33

Математическая карусель

1

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий

Беседа. Игра Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

34

Числовые головоломки

2

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

Беседа. Игра Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

35

Математические игры

1

- уметь устанавливать закономерности;

 Беседа. Игра решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

36

КВН

«Математика – Царица наук»

1

Беседа, проверка знаний уащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

юный мыслитель

Содержит пояснительную записку и планирование работы кружка....

Математический конкурс "Мы мыслители".

В  разработке математического конкурса представлены математические ребусы,  занимательные головоломки, логические задачки, шифровки....

Образовательная программа "Юный мыслитель"

На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание ...

Писатели и мыслители

Презентация по литературному чтению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – МЫСЛИТЕЛЬ»

Рабочая программа курса «Я – мыслитель» составлена на основе программы «Развитие познавательных способностей», автор: О.А. Холодова.Предлагаемый курс имеет цель: развитие...

О современных технологиях развития творческого мыслителя

Современные технологии, помогающие воспитать творческого мыслителя...

Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"

Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...