Образовательная программа "Юный мыслитель"
рабочая программа на тему
На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_myslitel.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный мыслитель»
Возрастная группа: 5-7 лет
Срок реализации программы:1 год
( 2015г)
Пояснительная записка
Основная задача курса «Юный мыслитель» - помочь в развитии у детей 5-6-летнего возраста умений и способностей, связанных с формированием пространственных представлений и пространственного воображения, формирование способностей наблюдать, сравнивать, находить простейшие закономерности, использовать догадки. Программа рассчитана на 28 занятий, 1 занятие в неделю.
Обучение детей 5-6 лет реализует деятельностный подход. Содержание программы не изолированно, а взаимосвязано с содержанием и видами деятельности других курсов программы предшкольной подготовки.
Программа предполагает расширение представлений детей о свойствах объектов. Обучение начинается со сравнения единичных предметов по различным основаниям: форме, цвету, размеру, пространственному расположению. Это поможет в развитии сенсорных эталонов, являющихся основой для обучения математике в 1 классе. При работе с группами предметов дети будут учиться выделять группы предметов по определенному свойству, находить общие и отличительные признаки групп предметов. Первые шаги в этой деятельности опираются на практические действия без использования счета.
Содержание программы
Пространственные и временные отношения.
Ориентирование в пространстве. Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.
Ориентирование во времени. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины: вчера, сегодня, завтра.
Величины и их измерение. Различные отношения, связанные с величиной «длина» (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе). Различные способы сравнения предметов по длине («на глаз», «наложением», «приложением»).
Сравнение предметов по массе и установление отношения «тяжелее – легче» («на руках»).
Задачи. Составлять математический рассказ по картинке. Решать простые логические задачи.
Геометрические фигуры и их свойства.
Пространственные фигуры. Сравнение окружающих предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме (шар и куб).
Плоские фигуры. Круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Планируемые результаты:
- уметь выделять общие существенные признаки группы фигур;
- определять (словесно) положения предмета относительно другого с использованием двух признаков;
- определять расположения предметов на листе;
- срисовывать фигуры по клеточкам;
- составлять математический рассказ;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Выявление подготовленности детей к обучению математике. | 1 | |
2 | Вверху, внизу, между, выше, ниже. | 1 | |
3 | Над, под, на, в, около, позади, перед, один – много - несколько | 1 | |
4 | Большие и маленькие по размеру. | 1 | |
5 | Ориентация в пространстве. Впереди, позади. | 1 | |
6 | Шире, уже. Длиннее, короче. | 1 | |
7 | Длиннее, короче. | 1 | |
8 | Толще, тоньше. | 1 | |
9 | Математический рассказ. | 1 | |
10 | Дальше, ближе. | 1 | |
11-12 | Путешествие точки | 2 | |
13-15 | Конструирование многоугольников | 3 | |
16-17 | Прятки с фигурками | 2 | |
18-19 | Математические игры | 2 | |
20-22 | Закономерности в узорах | 3 | |
23-25 | Логические задачи | 3 | |
26-28 | Моделирование фигур из частей и палочек | 3 |
Используемая литература
1.С.Е. Гаврина «Готовим руку к школе», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2006 г.
2.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Учимся находить противоположности», изд. «Дрофа», 2002 г.
3.Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», изд. г. Москва ООО «Книголюб», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
юный мыслитель
Содержит пояснительную записку и планирование работы кружка....
Математический конкурс "Мы мыслители".
В разработке математического конкурса представлены математические ребусы, занимательные головоломки, логические задачки, шифровки....
Писатели и мыслители
Презентация по литературному чтению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – МЫСЛИТЕЛЬ»
Рабочая программа курса «Я – мыслитель» составлена на основе программы «Развитие познавательных способностей», автор: О.А. Холодова.Предлагаемый курс имеет цель: развитие...
О современных технологиях развития творческого мыслителя
Современные технологии, помогающие воспитать творческого мыслителя...
Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"
Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...
Воститательная работа "Юный мыслитель"
Воститательная работа "Юный мыслитель"...