Образовательная программа "Юный мыслитель"
рабочая программа на тему

На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_myslitel.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Юный мыслитель»

Возрастная группа: 5-7 лет

Срок реализации программы:1 год                                                                                        

                                                       ( 2015г)

Пояснительная записка

        Основная задача курса «Юный мыслитель» - помочь в развитии у детей 5-6-летнего возраста умений и способностей, связанных с формированием пространственных представлений и пространственного воображения, формирование способностей наблюдать, сравнивать, находить простейшие закономерности, использовать догадки. Программа рассчитана на 28 занятий, 1 занятие в неделю.

        Обучение детей 5-6 лет реализует деятельностный подход. Содержание программы не изолированно, а взаимосвязано с содержанием и видами деятельности других курсов программы предшкольной подготовки.

        Программа предполагает расширение представлений детей о свойствах объектов. Обучение начинается со сравнения единичных предметов по различным основаниям: форме, цвету, размеру, пространственному расположению. Это поможет в развитии сенсорных эталонов, являющихся основой для обучения математике в 1 классе. При работе с группами предметов дети будут учиться выделять группы предметов по определенному свойству, находить общие и отличительные признаки групп предметов. Первые шаги в этой деятельности опираются на практические действия без использования счета.

Содержание программы

Пространственные и временные отношения.

Ориентирование в пространстве. Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.

Ориентирование во времени. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины:  вчера, сегодня, завтра.

Величины и их измерение. Различные отношения, связанные с величиной «длина» (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе). Различные способы сравнения предметов по длине («на глаз», «наложением», «приложением»).

Сравнение предметов по массе и установление отношения «тяжелее – легче» («на руках»).

Задачи. Составлять математический рассказ по картинке. Решать простые логические задачи.

Геометрические фигуры и их свойства.

Пространственные фигуры. Сравнение окружающих предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме  (шар и куб).

Плоские фигуры. Круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Планируемые результаты:

  • уметь выделять общие существенные признаки группы фигур;
  • определять (словесно) положения предмета относительно другого с использованием двух признаков;
  • определять расположения предметов на листе;
  • срисовывать фигуры по клеточкам;
  • составлять математический рассказ;
  • знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Выявление подготовленности детей к обучению математике.

1

2

Вверху, внизу, между, выше, ниже.

1

3

Над, под, на, в, около, позади, перед, один – много - несколько

1

4

Большие и маленькие по размеру.

1

5

Ориентация в пространстве. Впереди, позади.

1

6

Шире, уже. Длиннее, короче.

1

7

Длиннее, короче.

1

8

Толще, тоньше.

1

9

Математический рассказ.

1

10

Дальше, ближе.

1

11-12

Путешествие точки

2

13-15

Конструирование многоугольников

3

16-17

Прятки с фигурками

2

18-19

Математические игры

2

20-22

Закономерности в узорах

3

23-25

Логические задачи

3

26-28

Моделирование фигур из частей и палочек

3

Используемая литература

1.С.Е. Гаврина «Готовим руку к школе», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2006 г.

     2.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Учимся находить противоположности», изд. «Дрофа», 2002 г.

    3.Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», изд. г. Москва ООО «Книголюб», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

юный мыслитель

Содержит пояснительную записку и планирование работы кружка....

Математический конкурс "Мы мыслители".

В  разработке математического конкурса представлены математические ребусы,  занимательные головоломки, логические задачки, шифровки....

Писатели и мыслители

Презентация по литературному чтению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – МЫСЛИТЕЛЬ»

Рабочая программа курса «Я – мыслитель» составлена на основе программы «Развитие познавательных способностей», автор: О.А. Холодова.Предлагаемый курс имеет цель: развитие...

О современных технологиях развития творческого мыслителя

Современные технологии, помогающие воспитать творческого мыслителя...

Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"

Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...

Воститательная работа "Юный мыслитель"

Воститательная работа "Юный мыслитель"...