Патриотическое воспитание в начальной школе, новые формы и технологии.
статья (3 класс) на тему

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Патриотическое воспитание в начальной школе, новые формы и технологии.

(Выступление  Борисенко С.Н.на ШМО классных руководителей)

  Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

   Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

   В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.            

   Социально-экономические условия жизни, например,  на селе ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений  и дополнительного образования  привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того,  в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие  перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение граждан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, сельские поселения практически сравнялось с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

         Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он

Среди множества педагогических идей и систем выделяется система Л.В. Занкова. Вот уже 20 лет я работаю по этой системе и  уверена, что в детстве чувство всегда предшествует размышлению и является первым учителем, и невозможно повлиять на чувства ребёнка, если не прикоснуться к его душе. Любой урок по системе Л.В. Занкова формирует ум, душу и сердце ученика. Но уроки литературы, без сомнения,  ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребёнка. Через эти уроки пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развивается эмоциональная сфера детей.

Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди».

На уроках литературного чтения  мы читаем великие книги с огромным нравственным потенциалом. Я работаю над тем, чтобы на уроке дети   думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью,  старались поступать в соответствии с нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Не нужно думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребёнок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше.  Пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.

Каждый урок литературного чтения можно назвать уроком творчества, где продуктом творческой деятельности является что-то конкретное: сочинение, стихотворение, сказка, чистоговорка.

В исторической памяти народов хранится колоссальный опыт, который незаслуженно забывается. Чем чаще мы будем к нему обращаться, тем богаче будет жизнь наша и наших детей.

На уроках литературного чтения дети много рисуют во время чтения произведения учителем, при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия, а также дома. Именно через рисунки детей к произведениям я получаю очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.

Читая на уроках литературного чтения произведения о семье, анализируя их, ребята с удовольствием рассказывают и о своих семьях, о своих семейных традициях…

Наша малая родина – Саратовский  край. Каждому, кто родился, вырос и состоялся в этом славном уголке России, должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Саратовского края и за сопричастность к свершениям прошлого и настоящего. Однако не каждый человек может гордиться тем, что живёт на саратовской земле. Причина кроется в отсутствии знаний о родном крае.

Во втором  классе, изучая символы нашей страны, нас заинтересовал вопрос, почему именно берёза, является символом России?

Дети вместе со мной и  родителями, самостоятельно с интересом отыскивали информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации, в сети Интернет. Собрали большое количество разнообразного материала, распределили его на пять проектов:

- «Если рядом с тобою березка»

- «Березовое царство – хорошее лекарство»

- «Вдохновение»

- «Рисуем русскую березку»

- «Березка в творчестве русских поэтов и писателей»

Написав исследовательские работы «Берёзка – символ Родины моей», ребята узнали много интересного и полезного о берёзе, о видах берёз, о великих композиторах, поэтах, которые воспевали русскую берёзку в своих произведениях и художниках, чьи полотна украшают лучшие музеи мира. А также создали свои произведения. Вот некоторые из них.

Берёза.

  На земле много деревьев и растений. Но больше всего мне нравятся берёзы. У них красивые белые стволы с чёрными пятнами, как и у собак – далматинцев. Листья берёзы меняют свой цвет в зависимости от времени года: весной они ярко – зелёные, летом  тёмно – зелёные, осенью – жёлтые, оранжевые, коричневые, а зимой берёзы стоят без листьев. Но даже зимой берёзы очень красивы – они стоят в сверкающей белой одежде из снега и инея. А на пушистых заснеженных ветках, словно ёлочные игрушки, сидят красногрудые снегири.

   В заключении мне бы хотелось процитировать строки, которые могут стать девизом для каждого учителя, решающего непростую задачу — научить ребёнка любить жизнь:

Лучами земля опоясана, цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными, летайте высокими трассами,

Орбитой любви и привета пусть станет вся наша планета.

Стремитесь открыть, это важно, звезду человечности в каждом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...