Выступление на городском семинаре приуроченном Всемирному дню семьи
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития ребенка
Ясновская С.А.,
заместитель директора по ВР
МОУ СОШ №2
«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность» или просто — Личность — говорим мы.
Первый вопрос, который здесь возникает, это рождаются личностью или становятся?
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Что такое социализация для ребенка это родители-школа-сверстники-знакомые, именно это окружение формирует личностные качества несовершеннолетних.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни.
Выделяют три составляющих взаимодействия семьи и школы
- информирование родителей
- педагогическое корректирование складывающихся отношений между детьми и взрослыми
- практическое взаимодействие
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия, уважения, взаимной поддержки и помощи.
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз активно вошли в нашу жизнь ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Работая по ним можно иначе дать расшифровку аббревиатуры: ФГОС –Ф ундамент Г осударственного О бразования –С оциализация.
Едва ли кто сегодня задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты. Необходимость ФГОС очевидна, так как основной его целью является обучение, развитие и воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства, – социализация поколения. Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».
Для формирования такого идеала в новых стандартах предлагается системно-деятельностный подход.
Семьи, из которых приходит ребенок в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?! Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью. Наряду с этим, если семья заложила в ребенке личностные качества, тогда школа просто обязана продолжать развивать эти качества.
ВИДЕО
Личность — это внутренняя свобода и самобытность
Основные черты личности
- Самостоятельность и независимость
- Способность к творчеству
- Активность, целеустремленность
- Адекватность, чувство юмора
- Стремление к развитию
- Четкая система ценностей и нравственные ориентиры
- Ответственность за себя и свою жизнь
- Смелость и верность
- Достоинство и самоуважение
Надеюсь, я ничего не забыла в характеристике Личности? согласитесь, когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду примерно эти черты?
Какие же ценностные установки для развития и воспитания личности современного школьника:
- Патриотизм
- Семья
- Труд и творчество
- Человечество
- Искусство и литература
- Гражданственность
- Социальная солидарность
Ребенок приходит в ОУ и у него уже есть свои потребности, интересы, увлечения. Педагог должен только поддержать развить и продолжить развивать эти задатки. Данный процесс познания интересов ребенка пройдет быстрее и легче, если учитель будет тесно взаимодействовать с семьей, включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество.
Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной, так и (даже в большей мере) во внеурочной внешкольной жизнедеятельности детей.
Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания. Такие задания готовятся по различным учебным дисциплинам. Эти задания направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей с родителями. Не так часто родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же форма предполагает активное участие взрослых в учебно-воспитательной работе.
В нашем ОУ это происходит так:
родители привлекаются к совместной трудовой деятельности (субботники, сбор макулатуры, озеленение школы);
поддержке физического здоровья обучающихся (ежегодные праздники «Папа, мама, я спортивная семья, эстафеты здоровья)
творческим мероприятиям (новогодние постановки, конкурсы стихов, рисунков, фестивали изобретений)
вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на патриотическое воспитание (создание исследовательских проектов, участие в акциях)
духовно- нравственное направление (участие в благотворительных акциях, волонтерских движениях)
поддержка одаренных детей.
Хочется обратить внимание, что не взрослый навязывает направление деятельности, а ребенок сам определяет, что ему близко и интересно.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы обучения и воспитания. Развитие личности ребенка дадут положительный результат, если семья и школа разработают единые принципы работы, в нашей школе они следующие:
первый-принцип согласия;
второй –принцип сопряжения;
третий-принцип сопереживания;
четвертый-принцип сопричастия;
пятый-принцип содеянности
если эти принципы будут выполняться, то результат будет положительный и ребёнок совместными усилиями школы и семьи станет гармонично развитой личностью.
В своей работе мы отработали алгоритм взаимодействия с родителями :
1.Школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы
семья оценивает влияние данной работы на детей,
.2школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,
семья определяет меру содействия решению их,
3.школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,
семья откликается на приглашение, участвует,
4.школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
5.школа (класс) организует общее дело,
семья участвует в общих делах.
В работе по организации совместной работы семьи и школы по созданию условий личностного развития учащихся в нашей школе разработаны следующие направления
1. Совместная организация мероприятий в классах
2. Организация личного участия родителей в проведении мероприятий
3. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую, проектную деятельность
4. Привлечение родителей к определению перспектив развития своего ребенка и разработке программы совместной деятельности
5. Привлечение родителей планирования воспитательной работы в классе
6. Привлечение родителей к разрешению возникших в классе учебных или воспитательных проблем
7. Создание в школе газеты, где освещались бы проблемы воспитания и достижения родителей учащихся школы в воспитании детей
8. Пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей через районную газету
9. Организация совместных «круглых столов» по проблемам воспитания
10. Разработка и проведение системы тренингов, практических семинаров для родителей учащихся школы
11. Проведение просветительской деятельности по вопросам воспитания с учетом интересов родителей
12. Организация консультаций для родителей
13. Привлечение родителей к организации каникулярного отдыха и летней занятости учащихся.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Найти и развить в себе личность. И в этом ему могут помочь грамотные скорректированные действия семьи и школы.
В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/01/picture-20505-1617283328.jpg)
Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"
В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...
Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ
Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-85530-1581532065.jpg)
Выступление на городском семинаре.
Сообщение по теме "Применение ИКТ на уроках в начальной школе" подготовлено для выступления на городском семинаре. К выступлению подготовлена презантация....
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Выступление на городском семинаре;"Приёмы дифференцированного обучения"
Выступление на городском семинаре Дифференцированное обучение младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574018-1422381232.jpg)
Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время» (работа в группах)
Ведущее место среди инновационных средств работы с учениками на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-356071-1388659769.jpg)
Выступление на городском семинаре "Организация работы с Портфолио ученика"
Выступление "Организация работы с Портфолио ученика"...