РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «СУВЕНИР», 1-4 кл.
рабочая программа по теме
Направление: декоративно-прикладное, 1– 4 год обучения. Возрастной состав: 7 – 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suvenir.doc | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ «СЕРПУХОВ»
Согласовано Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Зам. директора по УВР приказом директора лицея «Серпухов»
__________________ 2012 год ____________________ №________от_________________
председатель ШМО_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«СУВЕНИР»
2012-2016 учебный год
Направление: декоративно-прикладное
1 – 4 год обучения
Возрастной состав: 7 – 11 лет:
Составила: Кувшинникова Е.А.
г. Серпухов. 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания. Во многих школах созданы кружки, в которых дети знакомятся с лучшими традициями народного искусства. Особой популярностью среди школьников младшего и среднего возраста пользуется кружок изготовления игрушек-сувениров. Интерес к обработке различных материалов у детей велик, любят они мастерить, клеить, конструировать, шить. Это стремление надо развивать и поддерживать. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познаёт радость творческого труда, и тем больше уверенности, что из него вырастет умелец, которому будут чужды лень, скука, праздность.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Новизна этой программы заключается в объединении различных техник: бумагопластика – квиллинг и тестопластика. Это сделано с целью смены деятельности, чтобы данные занятия не «приедались» ребенку, а наоборот, увлекали своей изысканностью и неповторимостью.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа предусматривает:
- Углубление знаний о самых разнообразных формах бумагокручения.
- Учить различным методикам выполнения изделий.
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
- Лепка обогащает ребёнка не только в художественном и творческом плане. Занятия лепкой влияют на его общее развитие:
- Повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику (к тому же синхронизируют работу обеих рук), а также пространственное мышление и воображение;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Основная задача кружка заключается в формировании у младшего школьного возраста практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетает различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии. У каждого ребёнка свои индивидуальные интересы, способности, склонности. И как показывает практика, увлечения ребят поначалу лишь непосредственно предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материале.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве – к этому стремимся мы в нашей студии.
Общая характеристика
Программа разработана в соответствии с "Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей", дополняет и углубляет школьные программы "Основы художественной культуры", "Художественный труд".
Программа преследует не только и не столько утилитарные цели (научить созданию конкретной игрушки и т.д.), а позволяет развивать принципиально важные способности: комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, т.е. научить мыслить и действовать творчески.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным (7-11 лет) детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным (первоклассникам), можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Программа призвана:
- повышать интерес к занятиям, используя разнообразные методы работы;
- поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств
выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении изделия;
- развивать предметно-манипулятивную деятельность ребёнка;
- создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого
потенциала личности.
ЦЕЛЬ программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
ЗАДАЧИ программы:
1. Научить детей работать с различным материалом и познакомить с творчеством мастеров родного края (народная игрушка, игрушки-сувениры, вышивка, салфетки и т.д.)
2. Воспитать умение работать в коллективе, прививать интерес к традициям родного края.
3. Умение самостоятельно работать, создавать творческие работы, умение видеть красоту и способность объяснить, чем нравится то или иное произведение искусства.
ЗАДАЧИ КРУЖКА "СУВЕНИР" следующие: научить трудиться, прививать трудовые навыки.
- Научить работать колющими и режущими инструментами: ножницами, иглой, шилом, ножом, циркулем. Научить экономно расходовать используемые материалы, добиться точности и аккуратности при выполнении работ. Научить особенностям работы с бумагой и картоном, тканью, природным материалом, искусственным материалом, пластилином, глиной, вторичным материалом, при этом развивать умение сравнивать свойства материалов.
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами, обучать различным приемам работы с бумагой, тестом, знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать умения следовать устным инструкциям.
- Создавать композиции с изделиями.
- Сформировать навыки культурного труда: подготовка рабочего места, поддержание порядка вовремя работы, правильного пользования инструментами, научить соблюдать "Правила техники безопасности".
- Развивать у детей навыки конструирования, отрабатывать навыки оформительской работы.
- Воспитывать у детей уважение к трудовой деятельности взрослых, убеждать в важности коллективного труда.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Знания – фундамент творчества.
- Личность – основа объединения.
- От простого – к сложному.
- Добровольность.
Организационно-методическое обеспечение программы
В процессе занятий используются различные формы: лекции, практические занятия; комбинированные занятия, праздники, викторины, соревнования, конкурсы, выставки.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Место курса в учебном плане
Программа составлена на 4 года для учащихся с 1 по 4 классы и рассчитана на 33 часа в год. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю.
Содержание программы
1 класс – 33 часа.
1. Введение (1 ч.)
Введение. План работы кружка, правила поведения, инструктаж по ТБ. Беседа « Как появились ножницы».
2. Работа с использованием природного материала (2ч.)
Осенние фантазии из природного материала. Открытка с орнаментом из листьев. Панно из цветов "Рыбка".
3. Работа с бумагой и картоном (8ч.)
Беседа «История создания бумаги». Оригами «Собачка».Поделка "Большие цветные комочки"- Грибок. Аппликация из мелких комочков по вырезному силуэту. «Баран». "Пушистый шарик". Ёлка настольная.
4. Лепка из пластилина (4ч.)
Лепка диких животных: ёж, лиса. Сувенир "Натюрморт с фруктами". Рисование пластилином. Поделка "Ромашка".
5. Изделия из солёного теста (2ч.)
Посуда из солёного теста. Медальоны из солёного теста.
6. Рисование (3ч.)
Отпечатки фруктов и овощей. Рисуем, клеим.
7. Работа с тканью (5ч.)
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Клоун – саше. Лоскутная техника "Фрукты, овощи"
8. Работа с разными материалами (6ч.)
Кормушки для птиц из пластиковых бутылок. Закладка для книги /открытка с использованием полицвета. «Веселый автомобиль из фантиков»
9. Итоги (2ч.)
Выставка по итогам 1 полугодия. Выставка по итогам года. Генеральная уборка.
Задачи:
- создать благоприятную обстановку для свободы творчества;
- научить детей необходимым элементарным приёмам ручной работы с различными материалами;
- развивать воображение через использование приёма "разъединение-объединение";
- знакомить детей с разными материалами, с их свойствами, выразительными возможностями; учить лепить, вырезать, раскрашивать предмет той или иной формы;
- закрепить практические умения и навыки, необходимые для выполнения самых разных работ; умелость рук, которая позволяет детям чувствовать себя самостоятельными;
- воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество.
2 класс – 34 часа.
1. Введение (1 ч.)
Введение. Знакомство с материалами, поделками, сувенирами. Беседа-рассуждение. ТБ.
2. Работа с использованием природного материала (6ч.)
Игрушки из растительного материала. Поделки из кленовых «парашютиков». Панно из семян и круп. Композиция из засушенных цветов.
3. Работа с бумагой и картоном (14ч.)
Оригами «Зайка». Аппликация из пушистых шариков «Аисты». Оригами: шары, кубики. Новогодняя звезда. Картина «Сирень». «Пушистый шарик»- Ёжик. Аппликации «Аленький цветочек», «Колокольчик».
4. Работа с нитью (7ч.)
Нитяной гномик на кольце. Игрушка из помпонов "Котёнок".
5. Изделия из солёного теста (2ч.)
Корзина с цветами из солёного теста.
6. Работа с разными материалами (2ч.)
Аппликация на картоне из карандашных стружек.
7. Итоги (2ч.)
Выставка по итогам 1 полугодия. Выставка по итогам года. Генеральная уборка.
Задачи:
- научить детей передавать в различном материале форму предметов, фигур животных, птиц, человека; уметь применять материал, который позволяет изменить облик персонажей: их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности;
- развивать согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий;
- научить правильно использовать образцы, сих помощью стремиться вызвать у ребят желание творить самому, изменять, усовершенствовать;
- развивать восприятие образа через работу с геометрическими фигурами;
- воспитывать эстетическое отношение к искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.
3 класс – 34 часа.
1. Введение (1 ч.)
Введение. «Правила техники безопасности». Организация и проведение выставки работ выполненных за дни летних каникул.
2. Работа с бумагой и картоном (16ч.)
Астра, хризантема, кувшинка. Рамка для картины. Аппликация «Весенние цветы». Новогодний ангелок. Звезда-гирлянда. Шары сборные.
Квиллинг «Подарочная открытка». Квиллинг «Павлин».
3. Работа с нитью (2ч.)
«Попугай» из ажурного нитяного кокона. (земляника, слива, вишенки).
4. Изделия из солёного теста (4ч.)
Игрушки из солёного теста. «Пират». Розы из солёного теста.
5. Работа с тканью (5ч.)
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Декоративная игольница «Божья коровка». Мягкая игрушка «Утёнок»
6. Работа с разными материалами (4ч.)
Панно из карандашных стружек. Изделие из кусочков кожи «Розы».
7. Итоги (2ч.)
Выставка по итогам 1 полугодия. Выставка по итогам года. Генеральная уборка.
Задачи:
- поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- учить детей планировать свою деятельность с учётом общей цели;
- воспитывать художественный вкус, повышать творческую активность.
4 класс – 34 часа.
1. Введение (1 ч.)
Введение. План работы кружка, правила поведения, инструктаж по ТБ.
2. Работа с использованием природного материала (3ч.)
Беседа «Флористика». Картины из листьев. Картины из листьев. Продолжение работы.
3. Работа с бумагой и картоном (16ч.)
Букет из роз. Коллективная работа «Корзина с цветами». Аппликация "Аквариум". Ёлка настольная. Чудо-елочка. Чудо-елочка. Продолжение работы. Панно (квиллинг) «Весенняя поляна». Коллективная работа «Корзина с цветами». Коллективная работа «Корзина с цветами». Продолжение работы.
4. Рисование (3ч.)
Отпечатки фруктов и овощей. Рисуем, клеим.
5. Работа с тканью (6ч.)
«Веселые зверюшки». Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».
6. Работа с разными материалами (3ч.)
Кормушки для птиц. Закладка для книги /открытка с использованием полицвета.
7. Итоги (2ч.)
Выставка по итогам 1 полугодия. Выставка по итогам года. Генеральная уборка.
Задачи:
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Требования к планируемым результатам изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате обучения по данной программе учащиеся научатся:
– различным приемам работы с бумагой и соленым тестом;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
Учащиеся получат возможность научиться:
– следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– создавать композиции;
– развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– искусству разных технологий, а также бумагокручения и тестопластикой;
– овладеть навыками культуры труда;
– улучшить свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Виды деятельности:
- поделки из бумаги и картона; изделия из папье-маше;
- лепка из пластилина, солёного теста;
- поделки из бросового материала;
- объёмные изделия из нитей "ирис";
- игрушки из помпонов;
- рисование.
- Формы занятий:
- беседы; экскурсии;
- праздники; клубные дни;
- творческие выставки работ.
- Формы работы:
- коллективная; групповая; индивидуальная.
Занятия состоят из теоретической и практической части.
- Методы:
- словесные; практические; наглядные; поисковые (нахождение оптимальных решений для выполнения работы)
- Средства:
- пластилин, солёное тесто;
- гуашь; краски; кисти;
- клей;
- разнообразный бросовый материал;
- образцы игрушек; рисунки;
- альбомы; книги;
- детские работы;
- нитки, иголки;
- цветная бумага и бархатная;
- картон, фанера;
- ксероксная белая, цветная, копировальная бумага.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол. часов | Решаемые проблемы. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | 1 «А» и «Б» | 1 «В» и «Г» | |||
УУД | Личностные результаты. | Дата | Корректи ровка | Дата | Корректировка | ||||
1 | Введение. План работы кружка, правила поведения, инструктаж по ТБ. Беседа « Как появились ножницы». | 1 | Как появились ножницы | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | ||||
2 | Работа с использованием природного материала. 1) Осенние фантазии из природного материала. Открытка с орнаментом из листьев. 2) Панно из цветов "Рыбка". | 1 1 | Что такое природный материал? | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. | ||||
3 | Работа с бумагой и картоном.
3) Аппликация из мелких комочков по вырезному силуэту. «Баран». 4) "Пушистый шарик" 5) Ёлка настольная. | 1 1 2 2 2 | Как появилась бумага? Как из бумаги сложить собачку? | Р.Выполнять учебные действия. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П. Строить речевое высказывание. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Формулировать собственное мнение. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. | ||||
4 | Лепка из пластилина 1) Лепка диких животных: ёж, лиса. 2) Сувенир "Натюрморт с фруктами". 3) Рисование пластилином. Поделка "Ромашка". | 1 1 2 | Как правильно оформить свою работу? | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. | ||||
5 | Выставка по итогам 1 полугодия. | 1 | |||||||
6 | Изделия из солёного теста. 1) Посуда из солёного теста. 2) Медальоны из солёного теста. | 1 1 | Из чего делают посуду? | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | ||||
7 | Рисование. 1) Отпечатки фруктов и овощей. 2) Рисуем, клеим. | 1 2 | Как оформить свою работу? | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. | ||||
8 | Работа с тканью. 1) Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Клоун – саше. 2) Лоскутная техника "Фрукты, овощи" | 3 2 | Что можно сделать из лоскутиков ткани? | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. | ||||
9 | Работа с разными материалами. 1) Кормушки для птиц из пластиковых бутылок. 2) Закладка для книги /открытка с использованием полицвета. 3) «Веселый автомобиль из фантиков» | 2 2 2 | Что можно смастерить из фантиков? | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности. | ||||
10 | Выставка по итогам года. Генеральная уборка. | 1 | |||||||
ИТОГО: | 33 ч. |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол.часов | Решаемые проблемы. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||
УУД | Личностные результаты. | Дата | Корректировка | Дата | Клрректировка | |||||
1 | Введение. Знакомство с материалами, поделками, сувенирами. Беседа-рассуждение. ТБ. | 1 | Что нужно знать? | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | |||||
2 | Работа с использованием природного материала. 1) Игрушки из растительного материала. 2) Поделки из кленовых «парашютиков». Панно из семян и круп. 3) Композиция из засушенных цветов. | 2 2 2 | Что можно смастерить из семян? | Р. Умение адекватно принимать оценку учителя. П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. | |||||
3 | Работа с бумагой и картоном. 1) Оригами «Зайка». 2) Аппликация из пушистых шариков "Аисты". 3) Оригами: шары, кубики 4) Новогодняя звезда. 5) Картина "Сирень". | 1 2 2 1 2 | Как из бумаги сложить зайку? | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | |||||
4 | Выставка по итогам 1 полугодия. | 1 | ||||||||
5 | Работа с нитью. 1) Нитяной гномик на кольце. 2) Игрушка из помпонов "Котёнок" | 3 4 | Что можно смастерить из ниток? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности | |||||
6 | Изделия из солёного теста. 1) Корзина с цветами из солёного теста. | 2 | Как выполнить корзину? | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. | |||||
7 | Работа с разными материалами. 1) Аппликация на картоне из карандашных стружек. | 2 | Что можно смастерить из карандашных стружек? | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. П. Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем | |||||
8 | Работа с бумагой и картоном. 1) "Пушистый шарик"- Ёжик. | 2 | Как смастерить бумажного ёжика? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности | |||||
9 | 2) Аппликации "Аленький цветочек", "Колокольчик". | 4 | Для чего нужно оригами? | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | |||||
10 | Выставка по итогам года. Генеральная уборка. | 1 | ||||||||
ИТОГО: | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Кол.часов | Решаемые проблемы. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||
УУД | Личностные результаты. | |||||||||
1 | Введение. "Правила техники безопасности" Организация и проведение выставки работ выполненных за дни летних каникул. | 1 | Что нужно знать? | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | |||||
2 | Работа с бумагой и картоном. 1) Астра, хризантема, кувшинка. 3) Рамка для картины. 4) Аппликация "Весенние цветы" | 2 1 2 | Как можно смастерить цветы из бумаги? | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии. К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. | |||||
3 | Работа с нитью. "Попугай" из ажурного нитяного кокона. (земляника, слива, вишенки) | 2 | Как правильно оформить свою работу? | Р. Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. | |||||
4 | Работа с бумагой и картоном. 1) Новогодний ангелок. 2) Звезда-гирлянда. 3) Шары сборные. | 2 2 3 | Какой новогодний подарок можно сделать из бумаги? | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | |||||
5 | Выставка по итогам 1 полугодия. | 1 | ||||||||
6 | Изделия из солёного теста. 1) Игрушки из солёного теста. 2) «Пират». 3) Розы из солёного теста. | 1 2 1 | Как сделать игрушку из солёного теста? | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности | |||||
7 | Работа с тканью. 1) Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Декоративная игольница "Божья коровка" | 3 | Что ещё можно сделать из лоскутиков ткани? | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. | |||||
8 | 2) Мягкая игрушка "Утёнок" | 2 | Из чего делают мягкие игрушки? | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. | |||||
9 | Работа с бумагой
| 2 2 | Что такое «квиллинг»? | Р.Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | |||||
10 | Работа с разными материалами. 1) Панно из карандашных стружек. 2) Изделие из кусочков кожи "Розы". | 2 2 | Как скомбинировать правильно цвета? | Р. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование бережного отношения к труду других людей. | |||||
11 | Выставка по итогам года. Генеральная уборка. | 1 | ||||||||
ИТОГО: | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Кол. часов | Решаемые проблемы. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||
УУД | Личностные результаты. | дата | корректировка | дата | корректировка | ||||
1 | Введение. План работы кружка, правила поведения, инструктаж по ТБ. | 1 | Что нужно знать? | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | ||||
2 | Работа с использованием природного материала. 1) Беседа «Флористика». Картины из листьев. | 1 | Какие картины можно «нарисовать» из листьев? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | ||||
3 | 2) Картины из листьев. Продолжение работы. | 2 | Каких животных напоминают листья? | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности | ||||
4 | Работа с бумагой и картоном. 1) Букет из роз. 2) Коллективная работа «Корзина с цветами» 3) Аппликация "Аквариум" 4) Ёлка настольная. | 2 2 2 2 | Что такое моделирование? | Р. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. П. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | ||||
5 | 5) Чудо-елочка. | 1 | Какие бывают новогодние ёлки? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. | ||||
6 | 6) Чудо-елочка. Продолжение работы | 2 | Как нарядить новогоднюю ёлку? | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | ||||
7 | Выставка по итогам 1 полугодия. | 1 | |||||||
8 | Рисование. 1) Отпечатки фруктов и овощей. 2) Рисуем, клеим. | 1 2 | Как оформить свою работу? | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. | ||||
9 | Работа с тканью. 1) «Веселые зверюшки». | 3 | Как правильно оформить свою работу? | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников | ||||
10 | 2) Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 3 | Как правильно оформить свою работу? | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. | ||||
10 | Работа с разными материалами. 1) Кормушки для птиц. 2) Закладка для книги /открытка с использованием полицвета. | 1 2 | Р. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование бережного отношения к труду других людей. | |||||
Работа с бумагой и картоном. 1) Панно(квиллинг) «Весенняя поляна» 2) Коллективная работа «Корзина с цветами» | 3 1 | Какие цветы можно сделать из бумаги? | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками. | Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. | |||||
2) Коллективная работа «Корзина с цветами». Продолжение работы. | 1 | Как правильно оформить работу? | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | |||||
11 | Выставка по итогам года. Генеральная уборка. | 1 | |||||||
ИТОГО: | 34 ч. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Важнейшим результатом осуществления программы станет формирование творческой личности ребёнка посредством гармонического развития его интеллектуального, духовного и творческого потенциала. Эта программа позволяет решать задачи трудового и нравственного воспитания детей. Она формирует у занимающихся:
- новое отношение к окружающему предметному миру и умение
отображать его в своих работах;
- желание творить красоту своими руками;
- воспитание доброжелательности, наблюдательности, воображения
фантазии, аккуратности, усидчивости;
- развитие чувства прекрасного, художественного вкуса.
Что должен уметь ребёнок к концу каждого года.
1 год:
1. Хорошо усвоить навыки работы с различными инструментами.
2. Уметь чётко переснять рисунки для картины, сделать чертёж, выкройку.
3. Знать последовательность действий.
2 год:
1. Самостоятельно подготовить материал к работе (клейстер, смешать краски).
2. Уметь строить чертежи и по ним создавать поделку.
3. Уметь работать с литературой.
4. Проявлять самостоятельность в изготовлении игрушек.
3 - 4 год:
1. Уметь работать группой.
2. Сообща искать и находить оптимальные решения поставленных задач.
3. Выполнять задания от начала до конца самостоятельно.
4. Уметь оказать помощь педагогу в работе с детьми на начальном этапе.
Методическое обеспечение программы.
- А.И.Гукасова "Внеклассная работа по труду".
- Т.И.Ерёменко "Рукоделие".
- Г.И.Долженко " 100 поделок из бумаги".
- А.А.Уту "Учимся мастерить".
- В.Кард, В.Петров "Сказки из пластилина".
- Н.Докучаева "Мастерим бумажный мир".
- А.К.Абушик журнал "Золушка".
- Е.Е.Цамуталина " 100 поделок из ненужных вещей".
- Ж.Ховорт, Д.Джонс, И.Ньювингтон, К.Битон "Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и пластика".
- И.И.Кибикин "Работа с бумагой"
- Г.Н.Пантелеев "Декоративное искусство – детям".
- И.К.Шпикалов "Русская игрушка".
Материальное обеспечение
- Природный материал
- Глина
- Соломка
- Ткани разных цветов
- Перья птиц
- Нитки разных цветов
- Капрон, шёлк
- Опил
- Полиэтиленовые мешки
- Картон
- Спичечные коробки
- Мочало
- Яичная скорлупа
- Стружки
- Газетная бумага
- Мука
- Бумага цветная
- Ножницы, клей
Учебно – методическое обеспечение:
- А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах». М.Просвещение.1985г, с. 190
- А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду». М.Просвещение.1981г, с.174
- Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги». М.Просвещение.1983г, с.132
- Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов». М.Просвещение.1985г, с.110
- Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах». М.Просвещение.1985г, с.78
- Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению». М. Просвещение.1983г, с.191
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Программа внеурочной деятельности "Русский сувенир"
Программа разработана для учащихся и педагогов, увлеченных изготовлением поделок из различных материалов. Направллена на развитие творческих способностей учащихся и формирование навыков работы с разны...
Программа внеурочной деятельности "Кубанский сувенир"
Программа внеурочной деятельности "Кубанский сувенир"...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...
Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и результаты внеурочной деятельности обучающихся
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не только на развитие творческих способностей детей,...