Методические рекомендации
методическая разработка (3 класс) на тему
Игра-путешествие "Чудеса деревьев"
Цель: формирование экологической культуры младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._chudesa_derevev.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие "Чудеса деревьев"
Цель: формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с удивительными свойствами некоторых древесных растений, начальными элементами исследовательской деятельности;
2. Показать значение деревьев для человека;
3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева”, костюм Березы, рулетки, ручки, гербарный материал.
Игру путешествие можно проводить в парке, на пришкольном участке в весеннее, летнее и осеннее время года. Весной и осенью используется гербарный материал. Во время подготовки к игре необходимо составить маршрутный лист, на котором обозначены деревья, о которых пойдёт речь - берёза, лиственница, рябина, тополь, ясень. В игре участвуют пять команд учащихся 3-5 классов по 15 человек.
Маршрутный лист (5 штук по числу команд)
Команда №1________________ | ||
Название станции | Оценка | Роспись |
1.Берёза 2.Лиственица 3.Рябина 4.Тополь 5.Ясень |
|
|
Команда №2_______ | Команда №3_______ | Команда №4_______ | Команда №5______ |
1.Лиственица | 1.Рябина | 1.Тополь | 1.Ясень |
2.Рябина | 2.Тополь | 2.Ясень | 2.Береза |
3.Тополь | 3.Ясень | 3.Берёза | 3.Лиственица |
4.Ясень | 4.Берёза | 4.Лиственица | 4.Рябина |
5.Берёза | 5.Лиственица | 5.Рябина | 5.Тополь |
Каждая команда придумывает себе название, которое заносится в маршрутный лист. На обратной стороне маршрутного листа - схема расположения станций- деревьев:
- Берёза
- Лиственница
- Рябина
- Тополь
- Ясень
В ходе игры каждая команда должна посетить все станции в том порядке, который указан в маршрутном листе и выполнить все задания, предлагаемые ведущими на станциях. На каждой станции дети занимаются 10 минут. Победителем станет та команда, которая получит наибольшее количество баллов.
Ход игры
Ведущая: Дорогие ребята!
Мы рады приветствовать вас в Эколого-биологическом центре, и предлагаем принять участие в игре, в ходе которой вы узнаете много нового и интересного о природе Хабаровского края. А о чем эта игра, вы узнаете, разгадав загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это? (Дерево)
Игра, в которой вы будете участвовать, называется “Древесный хоровод”. И речь в ней пойдет о деревьях. Но прежде, чем начать игру, я приготовила для вас сюрприз. С вами хочет пообщаться один из представителей нашего хоровода. Кто именно? Чтобы узнать, отгадайте загадку:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)
К детям подходит педагог в костюме Берёзы:
Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на игру!
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя, капли рос.
А сумрачный навес широколапных елок
Слился с листвой ольхи и молодых берёз.
Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим отдых и тишину, прохладу от летнего зноя и защиту от ветра. Но особенно большую роль зеленые насаждения играют в жизни горожан. Деревья обеспечивают людей запасами свежего воздуха и очищают его от вредных примесей. А еще деревья радуют нас своей красотой. Ребята, а какие деревья растут в нашем городе?
Дети перечисляют известные им деревья, педагог дополняет.
Сегодня вы поближе познакомитесь с некоторыми удивительными деревьями, которые растут на территории эколого-биологического центра.
Ведущая вручает капитанам команд маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева” и объявляет начало игры.
После того, как дети побывают на всех станциях, ведущая собирает маршрутные листы, подсчитывает количество баллов, награждает победителей.
Станция 1 – Берёза
1.Рассказ ведущей:
Ребята, о каком дереве сложена эта загадка?
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Береза – самое любимое дерево всех жителей России. Много песен, сказок, легенд и рассказов сложено о березе. Много народных примет связано с березой:
- Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
- Лопаются сережки у березки – пора сеять хлеб.
- Листья опадают с березы чисто – к урожайному году.
- Если осенью листья у березы начнет желтеть с верхушки – весна будет ранняя.
Берёз на Дальнем Востоке 22 вида. Но самой распространенной является белая или плосколистая берёза. Берёзы очень добры к людям. В стародавние времена берёзу нарекли деревом четырех дел:
первое дело – мир освещать, березовые лучины самые светлые,
второе дело – чистоту соблюдать, березовый веник в бане незаменим,
третье дело – скрип утишать, чтобы телега не скрипела, ее колеса березовым дегтем смазывали,
четвертое дело – больных исцелять, от многих болезней лечит настой из березовых почек.
Вкусный березовый сок очень полезен, содержит витамины и минеральные вещества. Только сок собирать надо умеючи, чтобы не навредить, ранку надо обязательно замазать садовым варом.
Березы самые первые появляются на вырубках и лесных гарях, потому что легко возобновляются семенами, мало требовательны к почве, светолюбивы, морозостойкие. Береза дает людям очень ценную древесину, которая используется в различных отраслях народного хозяйства для изготовления мебели, лыж, фанеры, а также используется как сырье для производства целлюлозы и бумаги. Из березы получают уксусную кислоту и древесный спирт, сажа идет на приготовление типографской краски. Вот сколько полезных свойств у березы.
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3.Творческое задание:
Ведущая предлагает детям разрезанное на кусочки стихотворение о березе. .Детям необходимо расположить фрагменты в правильном порядке и прочитать стихотворение.
Станция 2 – Лиственница
1.Рассказ ведущей:
Ребята отгадайте загадку: Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Ребята, какие вы знаете хвойные деревья? (Ель, пихта, сосна, лиственница и др.)
А почему это дерево назвали лиственницей, ведь вместо листьев у нее иголки? (Потому что осенью хвоя лиственниц опадает).
Лиственница – очень красивое дерево. Летом она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красными шишечками, в которых к осени поспевают крылатые семена. Осенью хвоя становится ярко-оранжевой, а с приходом зимы опадает.
Лиственницу называют пионером леса, потому что она очень выносливая и неприхотливая и первая заселяет разные пустые места.
Лиственница высоко ценится людьми за свою твердую тяжелую древесину, которая тонет в воде, но не гниет. Построенные из нее дома стоят по сотне лет, а подводные сооружения – плотины и сваи – поражают своей долговечностью. Сваи из лиственницы сохранились еще со времен постройки Уссурийской железной дороги в конце XIX века.
Из лиственниц люди делают телеграфные столбы, железнодорожные шпалы, обшивку деревянных судов, мачты, реи. Из лиственницы получают винный спирт, кормовые дрожжи, кору используют в кожевенной промышленности для дубления кожи. А также из нее получают стойкую розовую краску.
Лиственничные леса занимают большую площадь на Дальнем Востоке. Лиственница очень морозостойкая, выдерживает температуру до -50 -60 градусов. Эти деревья быстро растут и обладают высокой устойчивостью к задымленному и загазованному городскому воздуху, поэтому они ценны для посадки в крупных промышленных городах.
В старину лиственницу считали символом долголетия. Живет она до 300 лет и вырастает в высоту до 30 метров, толщина ствола до 1,5 метров.
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3.Творческое задание:
Ребята составляют слова, используя буквы слова “лиственница” (например: лиса, вена и т. д.)
Станция 3-Ясень
1.Рассказ ведущей:
Ясень – одно из самых красивых деревьев, которые растут в нашем городе. Он прекрасен в любое время года: прямой ствол, поднятые в вечном приветствии руки – ветви. Его ажурная крона насквозь просвечивается солнцем, придавая растению нежно-изумрудный цвет. Именно за то, что сквозь листву ясеня всегда видно небо, что она пронизана солнечным светом, древние славяне дали ему имя Ясень - ясный.
Ясень – дерево мужчин, дерево воинов. Твердая древесина ясеня, обтянутая кожей диких быков – туров, служило щитом древним славянским воинам. Орудия пахаря и мачты кораблей викингов тоже давал ясень.
Кора у ясеня серая, в молодом возрасте гладкая, позднее - в частых продольных трещинах. Мощная корневая система обеспечивает ветроустойчивость дерева. У ясеня крупные непарноперистые листья.
Дерево достигает высоты до 35 метров, диаметр ствола до 1 метра.
Ясень светолюбивое дерево, нуждается в плодородных и влажных почвах.
Дальневосточные леса – основной поставщик ясеневой древесины. Твердая и упругая, розовато – бурого цвета, с красной текстурой, древесина ясеня хорошо обрабатывается и полируется, а в отпаренном виде легко гнется. Используется она для постройки судов и самолетов, в машиностроении, на внутреннюю отделку помещений, пассажирских вагонов, на мебель и паркет, высококачественную фанеру, на шпон для отделки мебели.
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3.Творческое задание:
Ведущая: Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Помните ли вы лесные заповеди?
- Не шуметь,
- не бросать мусор,
- не рвать цветы,
- не ломать ветки деревьев,
- не разорять гнезда птиц
- не брать диких животных с собой домой,
- не разжигать костры в близи деревьев,
- уходя, тщательно тушить костер.
Станция 4 -Рябина
1.Рассказ ведущей:
Ребята, отгадайте загадку:
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (Рябина)
Рябина хороша в любое время года: и весной в белых веночках, и осенью в красных бусиках. От нее действительно в глазах рябит, когда пятна света и тени переливаются и играют в кудрявой листве. И тень, отброшенная ветками рябины, тоже пестрая, рябенькая.
Плоды могут висеть на ветках долго-долго, до глубокой зимы, ярко выделяясь на фоне снега. Стайки свиристелей, щуров и снегирей не пролетят мимо лакомого корма.
В плодах рябины содержатся сахар, яблочная и лимонная кислоты, дубильные и горькие вещества, а так же витамины А, С и Р. По количеству витамина С плоды рябины лишь немного бедней лимона. Зато каротина в них больше, чем даже в моркови. В свежем виде из-за горьковатого вкуса они малопригодны к употреблению, но, прихваченные заморозками, теряют горечь и приобретают приятный кисловатый вкус. Плоды рябины широко применяются в конфетно-кондитерском производстве, в народной медицине.
Древесина рябины твердая и прочная, легко обрабатывается и отлично полируется. Из нее делают музыкальные инструменты, детали для машин.
Рябина – светолюбивое, морозостойкое дерево, оно мирится с разными почвами .Старательно пересаженная из леса рябина почти всегда приживается на новом месте.
В народных песнях рябина всегда грустит и печалится; всегда связанна с трудной любовью, разлукой, одиночеством…Это потому, что в русской народной поэзии красные ягоды – символ любви. Сладкие ягоды – любовь счастливая, горькие – несчастная… Вот за ее горькие ягоды и ославили люди печальным деревом. А это неправда: рябина дерево веселое, приветливое. Было бы очень хорошо, если бы каждый посадил и вырастил хотя бы одно деревцо рябины. Как бы они украсили наш город! А каким дорогим подарком были бы рябинки для пернатых обитателей парков!
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3.Творческое задание
Ведущая предлагает детям вспомнить и исполнить песни о деревьях (исполняется один куплет и припев каждой песни).
Станция 5-Тополь
1. Рассказ ведущей
Ребята отгадайте загадку:
Летом снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух тополя)
Тополя – традиционные и излюбленные декоративные деревья. Еще в Древней Греции этим деревом, называвшимся “популюс” или “народным”, обсаживались площади и улицы. И сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополя.
На Дальнем Востоке для озеленения городов используется уже немало тополей – экзотов: серебристый, пирамидальный и многие другие. Тополь – крупнейшее лиственное дерево уссурийской тайги, достигающее 35 и больше метров высоты и 2,5 метра в диаметре ствола.
Тополь – морозостоек, светолюбив, нетребователен к почве. Растет быстро, доживает до 200, реже до 250 – 300 лет. Стволы часто страдают от внутренней гнили и ломаются бурями. Размножаются черенками, кольями и корневыми отпрысками, появляющимися вокруг материнского дерева. Легко переносит пересадку и обрезку. Устойчив к городским условиям - к дыму, газам, пыли, нагреву от стен зданий и оград, покрытию почвы асфальтом. Тополь особенно красив весной, в период распускания листьев.
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3.Творческое задание: Отгадайте загадки и решите кроссворд
1. С ветки в реку упадет, и ре тонет, а плывет. (Лист).
2. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).
3. Стоят казаки, на них белые колпаки. (Пни в снегу).
4. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).
5. В золотой клубочек спрятался клубочек. (Желудь).
6. Что же это за девица: не швея не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель).
Паспорт дерева
Название дерева ______________________________________________________________
Место “прописки” (название города или района, улицы и т. п.): ______________________
_____________________________________________________________________________
Краткое описание места, где растет дерево ________________________________________
Примерный возраст ____________________________________________________________
Окружность ствола на высоте 1 метра (с) __________________________________________
Диаметр ствола на высоте 1 м (d = C : 3, 14) ________________________________________
Примерная высота дерева _______________________________________________________
На какой высоте дерево начинает ветвится ________________________________________
Ширина кроны ________________________________________________________________
Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом):
Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м от ствола
(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д.):______________
______________________________________________________________________________
Состояние дерева в момент заполнения карточки (отметь нужное, поставив “галочку”):
Отличное___
Хорошее___
Удовлетворенное____
Неудовлетворенное____
Другие сведения о дереве:_______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Презентация к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Презентация к методическому семинару....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...