Методические рекомендации
методическая разработка (3 класс) на тему

Почекуева Галина Матвеевна

   

Игра-путешествие "Чудеса деревьев"

Цель: формирование экологической культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._chudesa_derevev.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие "Чудеса деревьев"

Цель: формирование экологической культуры младших школьников.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с удивительными свойствами некоторых древесных растений, начальными элементами исследовательской деятельности;
2. Показать значение деревьев для человека;
3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева”, костюм Березы, рулетки, ручки, гербарный материал.

Игру путешествие можно проводить в парке, на пришкольном участке в весеннее, летнее и осеннее время года. Весной и осенью используется гербарный материал. Во время подготовки к игре необходимо составить маршрутный лист, на котором обозначены деревья, о которых пойдёт речь - берёза, лиственница, рябина, тополь, ясень. В игре участвуют пять команд учащихся 3-5 классов по 15 человек.

Маршрутный лист (5 штук по числу команд)

Команда №1________________

Название станции

Оценка

Роспись

1.Берёза 2.Лиственица 3.Рябина 4.Тополь 5.Ясень

 

 

Команда №2_______

Команда №3_______

Команда №4_______

Команда №5______

1.Лиственица

1.Рябина

1.Тополь

1.Ясень

2.Рябина

2.Тополь

2.Ясень

2.Береза

3.Тополь

3.Ясень

3.Берёза

3.Лиственица

4.Ясень

4.Берёза

4.Лиственица

4.Рябина

5.Берёза

5.Лиственица

5.Рябина

5.Тополь

Каждая команда придумывает себе название, которое заносится в маршрутный лист. На обратной стороне маршрутного листа - схема расположения станций- деревьев:

  1. Берёза
  2. Лиственница
  3. Рябина
  4. Тополь
  5. Ясень

В ходе игры каждая команда должна посетить все станции в том порядке, который указан в маршрутном листе и выполнить все задания, предлагаемые ведущими на станциях. На каждой станции дети занимаются 10 минут. Победителем станет та команда, которая получит наибольшее количество баллов.

Ход игры

Ведущая: Дорогие ребята!

Мы рады приветствовать вас в Эколого-биологическом центре, и предлагаем принять участие в игре, в ходе которой вы узнаете много нового и интересного о природе Хабаровского края. А о чем эта игра, вы узнаете, разгадав загадку:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это? (Дерево)

Игра, в которой вы будете участвовать, называется “Древесный хоровод”. И речь в ней пойдет о деревьях. Но прежде, чем начать игру, я приготовила для вас сюрприз. С вами хочет пообщаться один из представителей нашего хоровода. Кто именно? Чтобы узнать, отгадайте загадку:

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

К детям подходит педагог в костюме Берёзы:

Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на игру!

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя, капли рос.
А сумрачный навес широколапных елок
Слился с листвой ольхи и молодых берёз.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим отдых и тишину, прохладу от летнего зноя и защиту от ветра. Но особенно большую роль зеленые насаждения играют в жизни горожан. Деревья обеспечивают людей запасами свежего воздуха и очищают его от вредных примесей. А еще деревья радуют нас своей красотой. Ребята, а какие деревья растут в нашем городе?

Дети перечисляют известные им деревья, педагог дополняет.

Сегодня вы поближе познакомитесь с некоторыми удивительными деревьями, которые растут на территории эколого-биологического центра.

Ведущая вручает капитанам команд маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева” и объявляет начало игры.

После того, как дети побывают на всех станциях, ведущая собирает маршрутные листы, подсчитывает количество баллов, награждает победителей.

Станция 1 – Берёза

1.Рассказ ведущей:

Ребята, о каком дереве сложена эта загадка?

Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Береза – самое любимое дерево всех жителей России. Много песен, сказок, легенд и рассказов сложено о березе. Много народных примет связано с березой:

  • Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
  • Лопаются сережки у березки – пора сеять хлеб.
  • Листья опадают с березы чисто – к урожайному году.
  • Если осенью листья у березы начнет желтеть с верхушки – весна будет ранняя.

Берёз на Дальнем Востоке 22 вида. Но самой распространенной является белая или плосколистая берёза. Берёзы очень добры к людям. В стародавние времена берёзу нарекли деревом четырех дел:

первое дело – мир освещать, березовые лучины самые светлые,
второе дело – чистоту соблюдать, березовый веник в бане незаменим,
третье дело – скрип утишать, чтобы телега не скрипела, ее колеса березовым дегтем смазывали,
четвертое дело – больных исцелять, от многих болезней лечит настой из березовых почек.

Вкусный березовый сок очень полезен, содержит витамины и минеральные вещества. Только сок собирать надо умеючи, чтобы не навредить, ранку надо обязательно замазать садовым варом.

Березы самые первые появляются на вырубках и лесных гарях, потому что легко возобновляются семенами, мало требовательны к почве, светолюбивы, морозостойкие. Береза дает людям очень ценную древесину, которая используется в различных отраслях народного хозяйства для изготовления мебели, лыж, фанеры, а также используется как сырье для производства целлюлозы и бумаги. Из березы получают уксусную кислоту и древесный спирт, сажа идет на приготовление типографской краски. Вот сколько полезных свойств у березы.

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3.Творческое задание:

Ведущая предлагает детям разрезанное на кусочки стихотворение о березе. .Детям необходимо расположить фрагменты в правильном порядке и прочитать стихотворение.

Станция 2 – Лиственница

1.Рассказ ведущей:

Ребята отгадайте загадку: Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Ребята, какие вы знаете хвойные деревья? (Ель, пихта, сосна, лиственница и др.)

А почему это дерево назвали лиственницей, ведь вместо листьев у нее иголки? (Потому что осенью хвоя лиственниц опадает).

Лиственница – очень красивое дерево. Летом она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красными шишечками, в которых к осени поспевают крылатые семена. Осенью хвоя становится ярко-оранжевой, а с приходом зимы опадает.

Лиственницу называют пионером леса, потому что она очень выносливая и неприхотливая и первая заселяет разные пустые места.

Лиственница высоко ценится людьми за свою твердую тяжелую древесину, которая тонет в воде, но не гниет. Построенные из нее дома стоят по сотне лет, а подводные сооружения – плотины и сваи – поражают своей долговечностью. Сваи из лиственницы сохранились еще со времен постройки Уссурийской железной дороги в конце XIX века.

Из лиственниц люди делают телеграфные столбы, железнодорожные шпалы, обшивку деревянных судов, мачты, реи. Из лиственницы получают винный спирт, кормовые дрожжи, кору используют в кожевенной промышленности для дубления кожи. А также из нее получают стойкую розовую краску.

Лиственничные леса занимают большую площадь на Дальнем Востоке. Лиственница очень морозостойкая, выдерживает температуру до -50 -60 градусов. Эти деревья быстро растут и обладают высокой устойчивостью к задымленному и загазованному городскому воздуху, поэтому они ценны для посадки в крупных промышленных городах.

В старину лиственницу считали символом долголетия. Живет она до 300 лет и вырастает в высоту до 30 метров, толщина ствола до 1,5 метров.

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3.Творческое задание:

Ребята составляют слова, используя буквы слова “лиственница” (например: лиса, вена и т. д.)

Станция 3-Ясень

1.Рассказ ведущей:

Ясень – одно из самых красивых деревьев, которые растут в нашем городе. Он прекрасен в любое время года: прямой ствол, поднятые в вечном приветствии руки – ветви. Его ажурная крона насквозь просвечивается солнцем, придавая растению нежно-изумрудный цвет. Именно за то, что сквозь листву ясеня всегда видно небо, что она пронизана солнечным светом, древние славяне дали ему имя Ясень - ясный.

Ясень – дерево мужчин, дерево воинов. Твердая древесина ясеня, обтянутая кожей диких быков – туров, служило щитом древним славянским воинам. Орудия пахаря и мачты кораблей викингов тоже давал ясень.

Кора у ясеня серая, в молодом возрасте гладкая, позднее - в частых продольных трещинах. Мощная корневая система обеспечивает ветроустойчивость дерева. У ясеня крупные непарноперистые листья.

Дерево достигает высоты до 35 метров, диаметр ствола до 1 метра.

Ясень светолюбивое дерево, нуждается в плодородных и влажных почвах.

Дальневосточные леса – основной поставщик ясеневой древесины. Твердая и упругая, розовато – бурого цвета, с красной текстурой, древесина ясеня хорошо обрабатывается и полируется, а в отпаренном виде легко гнется. Используется она для постройки судов и самолетов, в машиностроении, на внутреннюю отделку помещений, пассажирских вагонов, на мебель и паркет, высококачественную фанеру, на шпон для отделки мебели.

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3.Творческое задание:

Ведущая: Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Помните ли вы лесные заповеди?

  • Не шуметь,
  • не бросать мусор,
  • не рвать цветы,
  • не ломать ветки деревьев,
  • не разорять гнезда птиц
  • не брать диких животных с собой домой,
  • не разжигать костры в близи деревьев,
  • уходя, тщательно тушить костер.

Станция 4 -Рябина

1.Рассказ ведущей:

Ребята, отгадайте загадку:

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (Рябина)

Рябина хороша в любое время года: и весной в белых веночках, и осенью в красных бусиках. От нее действительно в глазах рябит, когда пятна света и тени переливаются и играют в кудрявой листве. И тень, отброшенная ветками рябины, тоже пестрая, рябенькая.

Плоды могут висеть на ветках долго-долго, до глубокой зимы, ярко выделяясь на фоне снега. Стайки свиристелей, щуров и снегирей не пролетят мимо лакомого корма.

В плодах рябины содержатся сахар, яблочная и лимонная кислоты, дубильные и горькие вещества, а так же витамины А, С и Р. По количеству витамина С плоды рябины лишь немного бедней лимона. Зато каротина в них больше, чем даже в моркови. В свежем виде из-за горьковатого вкуса они малопригодны к употреблению, но, прихваченные заморозками, теряют горечь и приобретают приятный кисловатый вкус. Плоды рябины широко применяются в конфетно-кондитерском производстве, в народной медицине.

Древесина рябины твердая и прочная, легко обрабатывается и отлично полируется. Из нее делают музыкальные инструменты, детали для машин.

Рябина – светолюбивое, морозостойкое дерево, оно мирится с разными почвами .Старательно пересаженная из леса рябина почти всегда приживается на новом месте.

В народных песнях рябина всегда грустит и печалится; всегда связанна с трудной любовью, разлукой, одиночеством…Это потому, что в русской народной поэзии красные ягоды – символ любви. Сладкие ягоды – любовь счастливая, горькие – несчастная… Вот за ее горькие ягоды и ославили люди печальным деревом. А это неправда: рябина дерево веселое, приветливое. Было бы очень хорошо, если бы каждый посадил и вырастил хотя бы одно деревцо рябины. Как бы они украсили наш город! А каким дорогим подарком были бы рябинки для пернатых обитателей парков!

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3.Творческое задание

Ведущая предлагает детям вспомнить и исполнить песни о деревьях (исполняется один куплет и припев каждой песни).

Станция 5-Тополь

1. Рассказ ведущей

Ребята отгадайте загадку:

Летом снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух тополя)

Тополя – традиционные и излюбленные декоративные деревья. Еще в Древней Греции этим деревом, называвшимся “популюс” или “народным”, обсаживались площади и улицы. И сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополя.

На Дальнем Востоке для озеленения городов используется уже немало тополей – экзотов: серебристый, пирамидальный и многие другие. Тополь – крупнейшее лиственное дерево уссурийской тайги, достигающее 35 и больше метров высоты и 2,5 метра в диаметре ствола.

Тополь – морозостоек, светолюбив, нетребователен к почве. Растет быстро, доживает до 200, реже до 250 – 300 лет. Стволы часто страдают от внутренней гнили и ломаются бурями. Размножаются черенками, кольями и корневыми отпрысками, появляющимися вокруг материнского дерева. Легко переносит пересадку и обрезку. Устойчив к городским условиям - к дыму, газам, пыли, нагреву от стен зданий и оград, покрытию почвы асфальтом. Тополь особенно красив весной, в период распускания листьев.

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3.Творческое задание: Отгадайте загадки и решите кроссворд

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211114/img1.jpg

1. С ветки в реку упадет, и ре тонет, а плывет. (Лист).

2. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).

3. Стоят казаки, на них белые колпаки. (Пни в снегу).

4. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

5. В золотой клубочек спрятался клубочек. (Желудь).

6. Что же это за девица: не швея не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель).

Паспорт дерева

Название дерева ______________________________________________________________

Место “прописки” (название города или района, улицы и т. п.): ______________________

_____________________________________________________________________________

Краткое описание места, где растет дерево ________________________________________

Примерный возраст ____________________________________________________________

Окружность ствола на высоте 1 метра (с) __________________________________________

Диаметр ствола на высоте 1 м (d = C : 3, 14) ________________________________________

Примерная высота дерева _______________________________________________________

На какой высоте дерево начинает ветвится ________________________________________

Ширина кроны ________________________________________________________________

Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом):

 Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м от ствола 
(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д.):______________

______________________________________________________________________________

Состояние дерева в момент заполнения карточки (отметь нужное, поставив “галочку”):

Отличное___

Хорошее___

Удовлетворенное____

Неудовлетворенное____

Другие сведения о дереве:_______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...