Классные часы и внеклассные занятия для 1 класса (подборка)
методическая разработка (1 класс) на тему
Работа классного руководителя - это не только обучение детей, но и воспитание в них таких черт характера, при наличии которых ребенок вырастет волевым, целеустремленным, отзывчивым и разноторонне развитым. Тематические классные часы и внеклассные мероприятия - хорошее для развития этих особенностей начало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классные часы и внеклассные мероприятия | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 1 классе по теме Дружба
Конспект классного часа для 1 класса
Конспект классного часа для 1 класса по теме «Без друга в жизни туго»
Цели: ознакомить с понятием «друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; развивать умение рассуждать.
Оборудование: песня В. Шаинского «Дружба», словарь Ожегова, напечатанные слова - характеристика друга.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня мне классный час хочется начать с отрывка из песни В. Шаинского. Послушав его, вы узнаете, о ком мы будем говорить.
(Звучит песня «Дружба».)
- О ком же мы сегодня будем говорить?
- А кто, такой друг? (Дети высказывают свои предположения.)
Давайте за более точным определением обратимся к словарю
Ожегова.
Работа со словарем
(Читают определение: друг - который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
- А есть ли у вас друг? (Дети отвечают.)
- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они - ваши друзья?
Ученики. Добрые, веселые, умные и т. д.
(По ходу вывешиваются таблички с данными словами.)
Учитель. Давайте вместе прочитаем, какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать настоящий друг. (Читают слова на доске.)
Учитель. А кто сам себя считает другом? Посмотрите на доску. Есть ли в вас данные качества? Приятно ли дружить с вами? Можно ли вас считать другом?
Чтение стихотворения
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
(Дети высказывают свое мнение, отвечая на поставленный вопрос.)
Учитель. Поднимите руки те ребята, кто еще не имеет друга.
А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
- А для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут.)
Вывод
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших славных дел.
Работа по группам
Учитель. А может дружба распасться? А по каким причинам? (Выслушиваются все желающие высказаться.)
Анализ ситуации «Кто кого?» (можно проинсценировать)
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель. Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Подведение итогов
Учитель. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
Дополнительный материал
• С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
• Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить волшебные слова (спасибо, пожалуйста и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.
• Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.
• Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
• Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
• Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.
• Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.
Друзья-товарищи
День стоял веселый
Раннею весною.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, -
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили,
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
С. Маршак
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка...
Дрались честно.
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Б. Заходер
Конспект классного часа для 1 класса. Знакомство с правилами поведениями
Классный час в 1 классе по этикету
Конспект классного часа для 1 класса «Ты – ученик»
Цели: ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе; учить определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе; воспитывать доброжелательность; учить взаимодействовать в группах под руководством взрослых.
Оборудование: телеграмма, два текста в конвертах с разными ситуациями, квадратики двух цветов для деления команд, картинки с изображением школьника и дошкольника.
Приглашенные: ученики старших классов или родители в роли Буратино и Незнайки.
Ход мероприятия
Актуализация знаний
Учитель. Ребята, вы пришли в школу, стали первоклассниками. А как еще вас можно назвать? (Школьниками.) Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? (Учитель демонстрирует картинки с изображением школьника и дошкольника.) Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?
Игра «Школьники – дошкольники»
Учитель. Давайте поиграем в игру «Школьники - дошкольники».
Покажите, как сидит школьник, а как дошкольник. Покажите, как ходит школьник, а как дошкольник. (Дети демонстрируют.) Когда я хлопну один раз, вы должны сидеть как школьники, а когда два раза - как дошкольники. Изобразите школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно вы изобразили.
- А как еще вас можно называть? (Ученики.)
- Ученики - это те, кто учится читать, писать, считать. А кто из вас уже умеет читать и сможет прочитать телеграмму?
(Умеющие читать дети читают текст, написанный на альбомном листе: «Еду. Встречайте. Ждите в гости».)
Учитель. А вместо подписи - загадка. Постарайтесь догадаться, от кого эта телеграмма:
Столяр Джузеппе - Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Ученики. Буратино.
(Заходит Буратино.)
Буратино. Здравствуйте, ребята! (Ребята выкрикивают: «Здравствуй!»)
О, да я попал к первоклассникам!
Учитель. А как ты догадался?
Буратино. Да они же еще и здороваться по-школьному не умеют. Ребята, сейчас я вас научу, как надо здороваться со всеми, кто зашел к вам в класс. Для этого надо встать и кивком головы поприветствовать входящего. Давайте прорепетируем.
(Буратино выходит из класса и заходит обратно со словом «Здравствуйте!». Дети его молча приветствуют, встав со своих мест. Можно повторить это упражнение с кем-нибудь из взрослых.)
Учитель. Спасибо, Буратино, научил наших учеников здороваться. А наши ребята уже знакомы с некоторыми правилами. Спроси у них, что нужно делать, если хочешь ответить.
Буратино. И то правда. Ребята, вас так много, и, наверное, вы иногда все знаете ответ на хитрый вопрос учителя. А если все начнут говорить, то получится такой шум!.. Что вы тогда делаете?
Ученики. Мы поднимаем руку.
Буратино. А может быть, вы еще знакомы с другими школьными правилами?
(Дети перечисляют известные им правила.)
Буратино. Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты правила?» Я называю вам правило, вы поднимаете руки, если согласны с этим правилом.
Игра «Знаешь ли ты правила»
Учитель. Если вы согласны с данным правилом - поднимите руку, а если не согласны - не поднимайте.
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».
9. Не надо ябедничать.
10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Буратино. Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись. Ребята, помогите мне, пожалуйста, научите моего старого знакомого некоторым правилам. А вот и он сам. Вы узнали его? (Входит Незнайка.)
Незнайка. Ой, куда это я попал? Народу сколько!
Буратино. Незнайка, заходя в класс, следует поздороваться.
Незнайка. Ой, здравствуйте, ребята!
(Дети закрепляют правила приветствия, встают со своих мест.) Незнайка. А я тут был в одной школе на перемене и видел такую картину. (Читает наизусть стихотворение Б. Заходера.)
Перемена
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним - бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут - опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем.
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? (Дети перечисляют.)
Буратино. Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Мы с Незнайкой будем называть первую строчку, а вы - вторую. (Другой вариант: учитель произносит вторую строчку без последнего слова.)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и... (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай... (неперебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все... (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку... (поднимать).
На математике считают,
На перемене... (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не... (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши... (перебивать).
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно... (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты... (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда... (готовым).
Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не... (кричи).
- Почему громко кричать вредно для здоровья? Учитель. А сейчас мы разделимся на две команды. Команда Незнайки и команда Буратино.
(Деление можно произвести по-разному. Например, раздать детям квадратики разного цвета: зеленые - команда Незнайки, красные - команда Буратино.)
Каждая команда получит важное донесение, которое вам следует обсудить.
(Команды получают конверты, читают и обсуждают ситуацию. Буратино и Незнайка им помогают. При необходимости они же читают текст.)
Ситуации для обсуждения (М. Кунина «В гардеробе»)
Сегодня холодно. Ребята надели теплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.
Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и пошел в класс.
- Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился.)
Ситуация «В столовой»
Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
- Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
(После обсуждения можно закончить классный час, раздав детям заранее приготовленные памятки.)
Подведение итогов
- Какие важные правила вы сегодня запомнили?
Старайся хорошо учиться!
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И пятерки тот получит,
Кто сидит и честно учит.
Кто работы не боится,
Кому нравится учиться,
Тот, кто лень прогонит прочь.
Кто готов друзьям помочь,
Тот, кто хочет умным стать
И про все на свете знать!
Дополнительный материал
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее - я),
То значит он (точнее - я)
Он в школу собирается.
И. Токмакова
Учитель. Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек? (Ответы учащихся.)
А какие обязанности есть у школьника? (Ребята по цепочке говорят о том, что должен делать школьник в школе.)
(Учитель фиксирует на доске те утверждения, которые называют учащиеся.)
Школьник не имеет права
• опаздывать без уважительной причины;
• не выполнять домашние задания;
• плохо учиться;
• пропускать уроки без уважительной причины;
• врать старшим;
• обижать младших и своих сверстников;
• драться.
Учитель. А какие права есть у школьника? (Ответы детей.)
Школьник имеет право
• на учебу;
• на каникулы;
• на занятия в кружках и секциях;
• на общение друг с другом;
• на помощь в учебе.
(Данные высказывания можно оформить в виде памяток и раздать детям.)
Угомон
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: - Ребята, тише!
Тише! - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
Тише! Тише! – закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише-тише - тишина! –
Крикнул Игорь у окна.
Тише, тише! Не шумите! –
Заорали Витя, Митя.
Замолчите! - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья.
Убежать хотела вон...
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!
С. Маршак
- Что случилось в первом классе? Почему расшумелся первый класс?
- Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?
- Это помогло? Почему?
- Какой совет дает всем Угомон? Вы с ним согласны?
Два кота
Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
С. Маршак
- Кого вам напоминают своим поведением коты?
- Почему коты подрались?
- Правильно ли поступили коты, когда начали драку?
- Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?
- Придумай, как им надо было поступить.
Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
И. Токмакова
- О каком правиле поведения на перемене говорится в этом стихотворении?
- Как ты думаешь, кого автор называет крокодилами?
- Что может случиться с теми, кто съезжает по перилам?
- Что в этом стихотворении говорится всерьез, а что в шутку?
Школьнику на память (отрывок)
Парта - это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь,
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
С. Маршак
- Как надо правильно сидеть за столом, партой?
- Когда ученику надо встать на уроке?
- Когда можно сесть?
- Как надо поступить, если ты хочешь ответить?
- Как ты ведешь себя на уроке?
От безделья любо Коле
Портить вещи, пачкать, рвать, -
То изрежет парту в школе,
То зальет свою тетрадь...
Полюбуйтесь, как со скуки
Расписал лентяй наш руки!
К. Львов
- Чем любит заниматься Коля? Почему так происходит?
Частушки
Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, промокашки.
Теперь не просто дети мы,
Теперь мы - первоклашки.
Мы приходим все с бантами.
Брюки гладим теперь сами!
Посмотрите, стрелки есть,
Может - 5, а может - 6!
Привыкаем мы к порядку.
Утром делаем зарядку,
И встаем мы всякий раз,
Как учитель входит в класс.
Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья.
На дом задают крючки –
Трудное заданье!
В классе заняты все делом
От звонка и до звонка.
Только жаль, что переменка
В школе очень коротка.
Здесь рисуют и поют,
Здесь читают и считают.
В школе дроби вычисляют!
Можно многое узнать,
Если только не зевать.
В школе нам уж показали,
Как писать большую «А».
В школе нам уж рассказали,
Что такое цифра «2».
«2» поставят, так и знай,
Это значит, ты - лентяй!
Только мы пока не знаем,
Кто окажется лентяем.
Сколько в школе мы узнаем!
Сколько книжек прочитаем!
Нам по этому пути
Много лет еще идти!
Повзрослел я, войдя в этот дом.
Здесь учусь я читать и писать.
Но украдкой под партой своей
Продолжаю... в игрушки играть.
Дополнительный материал (можно использовать данный материал для проведения «Устного журнала», проиллюстрировав заранее содержание стихотворений и подготовив учеников.
Не подсказывай
Медвежонок так старался,
Всем подсказывать пытался.
Видно, очень много знал -
Ни на миг не замолкал.
Говорит тогда учитель:
- Вы, ребята, посидите,
А Медведь нам объяснит,
Почему он не молчит.
Всем серьезно он мешает,
С мыслей правильных сбивает.
Все уроки напролет
Отвечать вам не дает!
Мишка, я предупреждаю,
Я зверят здесь обучаю,
И, пока идет урок,
Не звенит еще звонок,
Надо всех успеть спросить,
А подсказки прекратить.
Сиди за партой спокойно, не вертись
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернется посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.
Всегда записывай домашнее задание в дневник
Слоненок за партой крутился,
Из класса уйти торопился,
Портфель поскорее собрал,
Задание не записал.
А дома не знает, как быть:
Как будет уроки учить?
Давай поскорей вспоминать,
Что нужно читать и писать...
Не помнит! Друзьям позвонил –
Проблему звонок не решил:
Друзья убежали в кино,
Уроки готовы давно.
Когда он заданье узнал,
Полночи его выполнял.
Устал и не выспался он...
Запомни, пожалуйста, Слон:
С урока бежать не спеши,
Заданье в дневник запиши!
Выходи отвечать с дневником
Каждый малыш обязательно знает:
Если учитель к доске вызывает,
Нужно всегда с дневником выходить,
чтобы отметку в него получить.
Дома дневник не забудь показать
Маме и папе: там два или пять?
Как хорошо, если там в уголке,
Где-то «пятерка» стоит в дневнике!
Не болтай на уроках
Две хвостатые сороки
Разболтались на уроке
И по двойке получили,
Дома близких огорчили.
Что же, пусть теперь узнают:
На уроках не болтают.
Вас не просят отвечать?
Значит, лучше помолчать!
Не забывай в школе свои вещи
Слон из школы возвратился
И в портфеле долго рылся.
Видит, что пенал забыл,
Свой дневник не захватил.
И пришлось назад бежать...
Что же можно тут сказать?!
Помни обязательно:
Нужно быть внимательным,
В школе все в портфель сложить,
Ничего не позабыть!
Классный час День космонавтики, 1 класс
Конспект классного часа для 1 класса ко Дню космонавтики
День космонавтики в 1 классе. Сценарий
Цели: ознакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства; воспитывать желание быть сильными и здоровыми.
Оборудование: карта звездного неба, фотография Земли из космоса, портреты Циолковского, Королева, Гагарина, Терешковой.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики. Сегодня мы, конечно очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
(Показать карту звездного неба.)
Беседа об истории покорения космоса
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
(Показать фотографию Земли из космоса.)
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.
Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса, (Показать их портреты.)
Первый полет в космос
А 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин {портрет). Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной.
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны.
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!
Освоение космического пространства
После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. И условия работы космонавтов стали иными. В одном из своих рассказов космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете "Салют" была даже настоящая баня».
Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи.
Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
Учитель. А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет). А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.
В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
Конкурсные испытания
Учитель. Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?
Дети. Готовы!
Учитель. Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?
Дети. С зарядки.
Учитель. Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете.
(Под стихотворение «Мы веселые мартышки».)
Мы девчонки и мальчишки,
Мы веселые мартышки,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Как скажу я цифру «три» -
Любая фигура на месте замри!
(Дети повторяют стихотворение и выполняют соответствующие движения, замирают на месте, выбирается самая «космическая» фигура.)
Учитель. А со следующими испытаниями вы справитесь? Итак, следующее испытание. На чем дети любят кататься зимой?
Дети. На лыжах.
Учитель. Правильно. У нас соревнование - проехать на одной лыже. Кто с этим справится быстрее, тот победитель.
(Дети выполняют задание.)
Учитель. Молодцы, хорошо справились, быстро вы бегаете. А теперь проверим вашу ловкость.
(Дети должны продеть обруч, надеть платок и т. д.)
Учитель. Молодцы, вы очень ловкие. А сильные ли вы?
(Соревнование мальчиков: двоеборье.)
Учитель. Замечательно у вас получается. Давайте проверим вашу сообразительность. Кто быстрее из букв составит слово.
(В конверте - разрезные буквы. Выложить слово «космонавт».
Дети составляют слово из букв.)
Учитель. Следующий конкурс «Космический словарь». По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто последний - победитель.
Ученики. Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.
Люди - взрослые и дети –
Все мечтают об одном:
Чтобы мир был на планете,
Словно солнце за окном.
Чтобы космос был чистым, -
И к детям планет
Мы бы в гости летали
В каютах ракет.
Подведение итогов
Учитель. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?
Ученики. Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и т. д.
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас.
Но без знаний на Марс не возьмут.
Ребята! Готовьтесь к полету.
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Дополнительный материал
Конкурсы
1. Художники
По три человека к доске. Они договариваются, кто какую часть ра кеты (нижнюю, среднюю, верхнюю) рисует на доске. Кто вперед?
2. Запусти ракету в космос
Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас!
Пилоты, проверьте расчеты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду: 5-4-3-2-1! Пуск!
(Пилоты берут ракеты, заранее сделанные из бумаги, вставляют трубочку и дуют в нее. Тот, чья ракета полетит дальше всех, получает 5 баллов.)
3. По кратерам Луны
Земля - удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения. А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на Луне, видели лунные кратеры, безжизненную поверхность. Внимание! А теперь мы с вами побываем на Луне и пройдемся по кратерам. (Участникам раздаются по две дощечки, они должны, перекладывая их и идя по ним, перейти лунные кратеры.)
4. Переводчики
Я буду называть меркурийские предметы, а вы попробуйте догадаться, какому вашему школьному предмету они соответствуют.
Плюсминусник – математика
Абвгдейка - чтение, русский язык
Картинотворение – изо
Скок-прыг – физкультура
Ля-ля-фа – музыка
Мироучение – природоведение
Ногопляс – ритмика
Собеседник - риторика
Загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое? (Звездолет.)
Крыльев нет, но эта птица.
Полетит и прилунится... (луноход).
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Кто же это? (Космонавт.)
Обгоняя ночь и день,
Вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт.
Он Вселенной следопыт. (Спутник.)
Искра небо прожигает,
А до нас не долетает. (Метеорит.)
Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу.
Днем она
Не видна. (Млечный Путь.)
Ах, этот день двенадцатый, апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее.
Своей победой потрясенный сам.
Вы ждите нас, звезды,
Когда подрастем,
Мы к вам прилетим и расскажем о том,
О том, как прекрасна планета Земля,
Какие на ней города и поля,
Какие цветы и деревья растут.
Какие в лесах ее птицы поют.
Вопросы
1. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр.)
2. Как называется место старта космического корабля? (Космодром.)
3. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость.)
4. Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета.)
Игра «А ну, сообрази!»
Можно устроить литературное соревнование на воображение и фантазию - у кого они лучше развиты? Дайте детям следующие задания.
1. Представьте, что вы - космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попробуйте описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс:
«Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав... И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двенадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер».
2. Представьте, что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами.
Классный час на тему Вежливость 1 класс
Конспект классного часа для 1 класса
Классный час для 1 класса «Школа вежливости»
Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.
Ход классного часа
Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.
Вступительное слово учителя
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять
упавшие вещи -
Не встать, обращаясь к учителю –
Взять билеты в автобусе –
Не уступить место в транспорте –
Не заметить недовольство мамы -
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)
Игра «Доскажите словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете.
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:... (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Стихи
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Игра «Вежливые прятки»
Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.
Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели...
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Ученики. Вежливо, с улыбкой.
Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
Игра на внимание «Пожалуйста»
Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)
Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
Конкурс «Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни –
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Наступит тишина.
Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.
Советы на память от волшебного цветика - семицветика
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил - сам убирай!
Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)
Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека
Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.
Примерные вопросы для экзамена
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
Подведение итогов
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)
(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)
Дополнительный материал
В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)
7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)
8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)
Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
А еще говорят
Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.
Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.
- Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.
- Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.
Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».
За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.
А еще говорят
- Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?
- Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.
В данном случае благодарю означает отказ.
Воробья позвали кошки,
Обещали чай и крошки.
Он сказал: «Благодарю!
Я уже сегодня сыт.
Как на когти посмотрю,
Так теряю аппетит!»
Похожие статьи:
Конспект классного часа к 8 марта, 1 класс
Конспект внеклассного занятия для 1 класса по теме 8 марта
Сценарий внеклассного мероприятия для 1 класса по теме «Давайте, друзья, потолкуем о маме…»
Цель: развивать внимание, мышление, воображение, чувство ритма, расширять словарный запас; воспитывать чувство любви и уважения к маме.
Оборудование: у учителя — карточки с пословицами (для каждого ученика), распечатки изображения цветка на бумаге в клетку (для каждого ученика); у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.
РАЗГОВОР О МАМЕ
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща,
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
Зато, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое,
И просто за то,
Что она — наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.
Н. Саконская
Учитель. Итак, ребята, я предлагаю вам накануне Женского дня 8 Марта поговорить о мамах.
Кем для человека является мама? Самым первым учителем, потому что учит делать первые в жизни шаги, произносить первые слова, отличать хорошее от плохого, объясняет, что можно, а чего нельзя.
Мама является главным доктором, от одного поцелуя которого может перестать болеть живот или сбитая коленка. Мама проводит у постели больного ребенка бессонные ночи, ни на минуту не оставляя его одного, заботливо ухаживая за ним.
Мама — самый главный слушатель и советчик. К ней можно прийти со своими обидами и огорчениями, поплакать у нее на плече, попросить совета. Она вас внимательно выслушает и поможет решить, казалось бы, неразрешимые проблемы.
Мама — это верный друг на всю жизнь. И этой дружбой нужно уметь дорожить. Если мама ругает вас, значит, вы это заслужили; если мама наказала вас, значит, она очень хочет, чтобы вы задумались о своем поведении и не повторяли подобных ошибок. Не обижайтесь на маму, подумайте о том, что она постоянно заботится о вас, и ей тоже бывает обидно и больно, когда вы ее огорчаете.
А теперь, напишите, пожалуйста, какая она — ваша мама. Постарайтесь подобрать как можно больше искренних слов.
В тетрадях дети пишут слова «моя мама» и подбирают определения.
Примеры. МОЯ МАМА (какая?) добрая, нежная, милая, заботливая, красивая, отзывчивая, любимая, веселая, энергичная, активная, аккуратная, трудолюбивая.
Проверка, подсчет количества найденных слов.
Учитель. О маме в народе сложено множество пословиц. (Дети получают карточки.) Соедините стрелкой начало и конец следующих пословиц. (Самостоятельная работа. Проверка.)
При солнышке тепло, | чем родимая матушка. |
Нет милее дружка, | друга не сыщешь. |
Птица рада весне, | при матери добро. |
Лучше матери | а младенец — матери. |
Ответ. При солнышке тепло, при матери добро. Нет милее дружка, чем родимая матушка. Птица рада весне, а младенец — матери. Лучше матери друга не сыщешь.
Давайте поиграем. Я стану задавать вам вопросы, а вы хором будете нараспев отвечать: «Мама милая моя» и при этом дружно хлопать в ладоши. Постарайтесь не сбиваться с ритма.
➣ Кто пришел ко мне с утра и сказал: «Вставать пора»?
➣ Кашу кто успел сварить, чаю в чашку мне налить?
➣ В школу кто меня собрал, кто удачи пожелал?
➣ Кто приготовил на обед вкусных щей, парных котлет?
➣ Кто квартиру всю убрал и белье нам постирал?
➣ Кто со мною пошутил, за «пятерку» похвалил?
➣ Задачу кто решить помог, а потом испек пирог?
➣ Кто доброй ночи пожелал, перед сном поцеловал?
Учитель. Послушайте сказку В. Сухомлинского.
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко.
Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.
Учитель. Скажите, ребята, чем седьмая дочка отличается от своих сестер? Что труднее: красиво говорить или красиво поступать? Как выдумаете, что могла бы каждая из дочек сделать для матери? Как поступаете вы, когда видите свою маму уставшей? (Ответы детей.)
Положите на тетрадь свою ладошку, обведите ее цветным карандашом, затем на каждом пальчике ручкой напишите, как вы собираетесь в дальнейшем помогать маме: например, протирать пыль, мыть посуду и т.д.
Дети рисуют, пишут. Проверка.
Учитель. Назовем этот рисунок «Рука помощи». (Дети делают подпись к рисунку.) Не забудьте этот рисунок показать своим мамам.
Предлагаю вам игру «Что было бы, если бы»...
Итак, что было бы, если бы ...
➣ Мама перестала интересоваться твоей учебой в школе?
➣ Мама отказалась готовить?
➣ Мама дни и ночи проводила на работе?
➣ Мама разрешила тебе самому (самой) распоряжаться семейными деньгами?
➣ Мама целыми днями, лежа на диване, смотрела телевизор?
Приближается мамин праздник. Какой подарок обычно получают все женщины в этот день? (Цветы) Думаю, что каждый из вас с удовольствием нарисует для своей мамы такой цветок по клеточкам тетради.
Учащиеся получают распечатки изображения цветка.
Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Похожие статьи:
Классный час на тему Здоровый образ жизни 1 класс
Конспект классного часа для 1 класса
Конспект классного часа для начальной школы «Путешествие в страну Здоровья»
Цели: формирование навыков здорового образа жизни; расширение кругозора учащихся.
Оборудование: воздушные шарики, внутри которых записки «Советы воды», кусок мыла, музыка, картинки животных, конверт с ручейками.
Приглашенные: ученики 5-го класса или родители в роли Мойдодыра, Воды и Воздуха.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычную страну» в которой вы бываете ежедневно, но частенько даже не замечаете, что гуляли по стране Здоровья.
(Раздается стук в дверь.)
Давайте посмотрим, кто к нам пришел. (В класс заходит Мойдодыр.)
Мойдодыр. Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы заинтересовались нашей страной. Но я пришел не один. Со мной мои неразлучные друзья. Отгадайте, кто они. (Загадывает загадку.)
Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает.
Ученики. Это вода.
(Входит Вода.)
Вода. Здравствуйте! Объясните, зачем вы меня сюда позвали?
Ученики. Все узнать о тебе. Для чего ты нам нужна.
Вода. Тогда я остаюсь.
Мойдодыр. Отгадайте еще одного моего друга.
Есть невидимка:
В дом не просится,
а прежде людей
Бежит, торопится.
Ученики. Это воздух.
(Появляется Воздух.)
Мойдодыр. Мы поможем вам попасть в страну Здоровья. Выучим волшебные слова.
Дети (шагая на месте).
В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся.
(Звучит музыка, дети вместе с гостями выполняют различные упражнения.)
Беседа о воде
Мойдодыр. Вот мы и пришли. Вода, тебе слово.
Вода. Ребята, зачем нужна вода? (Выслушиваются ответы детей.) Правильно! Без воды засохли бы деревья, кусты, не смогли расти цветы. Да и человек не может жить без воды. Вы верно сказали, что вода нужна для умывания. А как разные животные умываются? (Ответы учеников, а вода показывает картинки, где изображено, как умывается кошка, как слон обливает себя водой, как купаются медвежата и др. животные). Вспомните, в какой сказке говорится о том, как умываются животные. (Ответы первоклассников.)
Правильно! «Мойдодыр». А кто написал эту книгу? Верно! Корней Чуковский. Давайте вместе с Мойдодыром вспомним строки из этого произведения. («Рано утром на рассвете умываются утята и котята, и мышата...»)
Молодцы, ребята, порадовали меня. Я для вас приготовила сюрприз - воздушные шарики. (На шариках на скотч прилеплены советы Воды. Учащиеся зачитывают их.)
Советы Воды
• Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо, шею, уши.
• Мойте руки и ноги перед сном каждый день.
• Обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с животными, туалета.
• Не реже одного раза в неделю принимайте ванну.
Мойдодыр. А пока вы здесь читали советы, я нашел красивый конверт. Давайте заглянем, что в нем. (Открывает конверт, где спрятано много «ручейков» - голубых, красных, фиолетовых лент.) Да это же игра «Собери ручейки в речку». Давайте поиграем!
Игра «Собери ручейки в речку»
Всем раздаются ручейки. Дети должны выложить ручеек своего цвета. Кто быстрее и дружнее.
Правила поведения на воде
Мойдодыр. Так же, как на городской улице, на воде есть свои правила безопасного поведения.
- Какие правила вы знаете? (Ответы детей.)
1. Когда купаетесь, рядом обязательно должны быть взрослые, даже если вы умеете плавать. Это же правило действует при переходе через реку или ручей.
2. Никогда не ныряйте в незнакомом месте. Под водой может оказаться затонувшее бревно, коряга и т. п.
3. Не заплывайте за буйки, не плавайте в реке с быстрым течением.
4. Не шутите на воде, не «топите» друг друга, человек может захлебнуться и утонуть.
5. Если ногу свела судорога, надо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Судорога пройдет.
6. Умейте отдыхать на воде (на спине или выполняя «поплавок»).
Воздух. А я принес вам одну сказку-быль. Слушайте внимательно.
В одной квартире жила - была девочка-грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. И у нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот девочке.
Однажды это произошло. Девочка заболела. К ней пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и удивился. Здесь было раздолье для микробов. И дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов.
Что же это за средство?
Ученики. Наверное, это мыло.
Воздух. Правильно, это мыло (показывает большой кусок мыла). Мыло и вода - настоящие друзья! Как же правильно мыть руки? (Ответы ребят. Можно продемонстрировать наглядно мытье рук.)
А какое еще есть средство, чтобы избавиться от микробов в помещении?
(Выслушиваются ответы учеников.)
Верно, это чистый, свежий воздух. Чтобы избавиться от микробов, надо как можно чаще мыть руки с мылом и проветривать комнаты дома и в классе.
Мойдодыр.
Дорогие мои дети!
Я сказать вам так хочу,
Я прошу вас мыть почаще
Ваши руки и лицо
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите - не беда.
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья! Мойдодыр.
Но есть еще одно средство, которое помогает быть вам здоровым. Это физические упражнения. Их лучше выполнять на свежем воздухе.
Если плохая погода на улице, простейшие физические упражнения можно делать и в хорошо проветренном помещение. Давайте все вместе выполним упражнения.
Физкультминутка
(Выполняют небольшую зарядку со словами.)
Вот проснулись две подружки:
Две зеленые лягушки.
Улыбнулись: «С добрым утром!
Мы желаем вам добра.
Выходите на зарядку
Побыстрее: ква-ква-ква!
Ножками потопали,
Лапками похлопали,
Приседаем - раз, два, три,
Веселей на всех смотри.
Вправо-влево наклонись!
Всем соседям улыбнись!
Вот здоровья в чем секрет!
Здравствуй, Солнце!
Всем привет!»
(Можно предложить любой комплекс упражнений.)
Подведение итогов
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же вы нового для себя узнали? Какие правила запомнили? (Ответы детей.)
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
Давайте поблагодарим наших гостей, которые помогли нам провести это путешествие. А желающие могут нарисовать дома страну Здоровья.
Дополнительный материал
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите –
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
До свидания, ребята!
Приходите в гости к нам.
Приходите поскорее –
Будем очень рады вам!
Народная мудрость, пословицы и поговорки
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Без болезни и здоровью не рад.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
В добром здоровье и хворать хорошо.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье дороже денег: здоров буду - и денег добуду.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Ум да здоровье дороже всего.
Умеренность - мать здоровья.
Ешь правильно - и лекарство не надо.
Обед без овощей - праздник без музыки.
Зелень на столе - здоровье на сто лет.
Хлеб да капуста никого не подпустят.
Памятка «Советы Мойдодыра»
• Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
• Утром умывайся, чисти зубы, мой уши и шею.
• Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры.
• Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
• Всегда мой руки перед едой и после посещения туалета.
• Коротко стриги ногти на руках и ногах.
• Научись пользоваться носовым платком.
• При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
• Содержи в порядке волосы: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетены в косы.
• Перед входом в школу вытри ноги.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
В этой игре проверяется внимание детей. Они слушают вопросы, Которые им задает ведущий. Если ответ отрицательный, то дети молчат, а если положительный - отвечают фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!» В игре есть ловушки, в которые попадаются ребята, и это вызывает веселый смех.
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто одежду «бережет» -
Под кровать ее кладет?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю... (Зарядку).
Конспект классного часа для 1 класса на тему «Перемена с увлечением»
Цели: учить детей правильно проводить перемены; развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий; способствовать воспитанию организованно проводить перемены.
Оборудование: выставка книг с играми, настольные игры, шашки, шахматы, игры, сделанные своими руками.
Ход мероприятия
Актуализация знаний
Учитель. Почему важно правильно проводить перемену? Для чего нужны перемены?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Не бегай на переменах
На перемену Волчонок спешит –
Кто пред напором таким устоит?!
Он ведь бежит, как олень молодой,
Звери обходят его стороной...
Если же кто отойти не успеет,
Очень об этом потом пожалеет:
Больно с налету об пол ударяться –
Так что не смей на пути попадаться!
Только стена отойти не желала
И сторониться Волчонка не стала...
Что же случилось? Ты понял, дружок?
Долго Волчонок наш бегать не мог...
Шла большая перемена,
Стул сломал на части Гена.
Стул сломался? Не беда!
Впереди урок труда.
Наконец-то, склеив стул,
Гена радостно вздохнул.
Труд закончен - перемена!
Снова стул ломает Гена.
Учитель. Давайте подведем итог всему сказанному.
• Организм должен отдохнуть.
• Важно настроиться на другой урок.
• Не мешать окружающим.
• Решить свои проблемы (попить, покушать, сходить в туалет, к врачу, в библиотеку, поговорить с другом и т. д.).
А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим?
Конечно, интересно поиграть в перемены. Вспомним виды игр.
1. Тихие, спокойные игры - это отгадывание кроссвордов, загадок, игры в шашки, шахматы, настольные игры, чтение книг и т. д. (по возможности все показать).
А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?
+ узнаем что-то новое; - мозг не отдыхает;
+ организм спокойный; - мышцы не двигаются.
+ не мешаем окружающим;
Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но не всегда, надо двигаться.
2. Двигательные, подвижные игры. Назовите игры, в которые можно поиграть в нашем холле: «Третий лишний», «Ручеек», попрыгать в резинки, на скакалке, в классики, «Рыбаки и рыбки», «Мама ниточку распутай», поиграть с шариком, с обручем и т. д. А что в этих играх положительного и отрицательного?
+ отдыхает весь организм; - шумно;
+ эмоциональная разрядка; - травмы.
Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но соблюдая правила. Учитель. Какие? Давайте над этим подумаем вместе.
Работа в группах
Обсуждают и называют три самых важных правила во время проведения игр. Затем правила записываются на доске
Физкультминутка
Поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила. Можно выучить игру «Звери, птицы, рыбы»
Дети встают в кружок. Ведущий объясняет, что сейчас каждому из них надо будет вспоминать названия рыб, птиц или зверей. Но каждый раз надо будет называть новые названия, повторяться запрещается.
После чего ведущий ходит по кругу, бормоча: «Звери, птицы, рыбы. Звери, птицы, рыбы». А затем внезапно указывают на кого-то из ребят и произносит: «Зверь!», или «Птица!», или «Рыба!». Ребенок должен вспомнить и дать название зверя, птицы или рыбы. Тот, кто не сможет дать ответ, выходит из игры.
Эту игру можно также проводить с мячом в руках. Водящий не просто указывает игрока, который должен дать ответ на его вопрос, а бросает этому игроку мяч. Соответственно, игрок должен возвратить мяч вместе с ответом.
Вывод
Выведем и запишем правила проведения перемен.
• На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).
• Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.
• В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
• Умей уступить, не ссорься.
• Если кого-то обидел, нечаянно толкнул - извинись.
• Узнавай новые игры и учи одноклассников. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Подготовься к уроку на перемене
Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
- Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Практическая часть
Предложить детям поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила, или разучить новые игры. А можно проявить свою смекалку и фантазию - придумать игры самим. Например, игра «Мотальщики». Взять 2 палочки, 2 шнурка, привязать шнурки к палочкам и устроить соревнование: кто быстрее намотает шнурок на палочку.
Можно взять капсулы из-под шоколадных яиц и поиграть в игру «Попади в цель». Можно разучить игру с носовым платком, передавая его по кругу. Можно поиграть в игру «Почта» - пожатие рук по кругу и т. д. Такие игры несут эмоциональный положительный заряд. Обратить внимание детей на выставку книг, из которых они могут узнать новые игры.
Подведение итогов
Закончи фразу: «Теперь я знаю, что...»
Учитель. Ребята, узнайте новые игры и разучите их со своими товарищами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Великой Победе посвящается...", 3 класс
В презентации представлены слайды о Великой Отечественной войне, о детях войны, о юных героях-партизанах....
Презентация к классному часу "Вперёд к победе". 2 класс
Презентация посвящена Универсиаде 2013 года в г. Казани....
Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс
Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс Цели: 1. Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. ...
Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".
Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...
Разработка классного часа «День семьи» для 3 класса (открытое внеклассное мероприятие для родителей и детей)
Открытое мероприятиес приглашением родителей«День семьи»Цель: 1. Организовать совместный досуг родителей и детей.2. Воспитывать ...
«Сценарий классного часа или тематического занятия» .Тема :«Наследие и историческое значение святого благоверного князя Александра Невского»
laquo;Сценарий классного часа или тематического занятия». «Александр Невский – Защитник Земли Русской».Данное мероприятие проведено в 4 классе (9-10 лет).В 2021 год...
Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)
Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...