Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни
классный час (2 класс) на тему

Лебедева Валентина Васильевна

Воспитательное мероприятие для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_u_detey_zdorovogo_obraza_zhizni.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Правдовская школа

2 класс

Учитель: Лебедева В.В.

Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни

Мотивация деятельности 
- Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады встрече с вами. 
Сейчас я вам предлагаю: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. 

- Давайте поиграем в детскую игру - кричалку. Если вы согласны с высказыванием, то необходимо крикнуть «да», в противном случае –«нет». 
Крикните громко и хором, друзья 
Деток своих все вы любите? (да) 
С работы пришли, сил совсем нет, 
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) 
Я вас понимаю… Как быть, господа? 
Проблемы детей решать нужно нам? (да) 
Дайте мне тогда ответ 
Помочь, откажитесь нам? (нет) 
Последнее спрошу вас я 
Активными все будем? (да) 
- Я рада, что вы все начали улыбаться, значит у нас царит добрая атмосфера. Пусть вся наша встреча будет такой теплой и доброй! 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе выдвинули ряд проблем, одной из которых является формирование у детей здорового образа жизни. Большую роль играет в решении этой проблемы семья. У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Обратимся к словам:

Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия.

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья.

  Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой. сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка  оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

 

Семья – это среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов:

  • Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких.  
  • Социально-экономического
  • Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни)

На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.

 

 Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

  

Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны  носить ярко гуманистический характер, т.к. отношения-критерии развития семьи.

1 механизмПоощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

2 механизм: Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.

Хочется констатировать, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни  ( Зарядка по утру: детей заставляем делать, а сами?)

   Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры.  (  совместным занятиям с детьми :катание на лыжах, коньках, бассейн, охота, рыбалка. Совместный отдых.)  Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием( Ну хотя бы утренняя зарядка)

    Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.

 

  Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие. Нужно доверять тому человеку , с которым ты живёшь рядом.

У детей спросили: «Что такое здоровье?»

  • Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека -самое главное.
  • Это жизнь, добро, счастье.
  • Здоровье-это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях.
  • Человек не полностью здоров, если его душа неспокойна.
  • Моральное здоровье более важно.
  • Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.
  • Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия. а главное чистота души.
  • Быть здоровым, спортивным становиться престижно
  • Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла.

Практическая часть

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели. А может  они учатся жить у жизни.

Игра «Закончи предложение».        

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  • Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  • Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  • Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).    
  • Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  • Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  • Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  • Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  • Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  • Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Заключение

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  нравоучения Машина любит смазку, а человек – ласку". " Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития - 12". 
Основа 
счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь. 
По исследованиям ученых здоровье человека на 
50%
- его 
образ жизни
, на 20% - 
наследственность
, еще 20 % - 
окружающая среда
и только 10% - 
здравоохранение
 
 
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Нравственное здоровье 
определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Правильное питание 
– это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым
. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет 
“Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”
 Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто.  

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители
несут ответственность за воспитание, развитие своих детей, получение ими основного общего образования (ст.63), 
а также за их содержание (ст.80).

СТАТЬЯ 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях

  • Устанавливает административную ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (предупреждение или штраф в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда).
  • Кроме того, статья 20.22 КоАП предусматривает ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а также распитие несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Статья 52 Закона Российской Федерации «Об образовании»

  • Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
  • Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
  • Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
  • Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее. Основное общее, среднее (полное) образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
  • Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
    Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей    
                                             
     Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. 
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей. 
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
      Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,
ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения    (ч. 1 ст.164 КоАП).

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено именно в детские годы. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. 
Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству, но для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет и прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Важным является личный пример родителей, когда ребенок каждый день наблюдает, как родители занимаются спортом, правильно питаются, соблюдают режим дня, не имеют вредных привычек, уважительно относятся друг к другу, ребенок начинает поступать так же. Ведь пример родителей для него самый главный. Очень важна совместная деятельность ребенка и родителей, активный отдых, например, семейное катание на лыжах, коньках, велосипедах, совместные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры. При этом необходимо хвалить ребенка за его тягу к спорту, за его успехи. Важно рассказывать ребенку о плюсах ЗОЖ и о том, как можно с помощью ЗОЖ улучшить свое самочувствие, воспитать с помощью спорта силу воли, тем самым создавая у ребенка стимул для совершенствования. Важно, чтобы родители беседовали с ребенком о вредных привычках, рассказывали об их пагубном воздействии на здоровье, учили умению отказываться и противостоять.
Я думаю, каждый родитель должен знать следующие принципы:
Здоровый ребенок – спортивный ребенок.
Здоровый ребенок – успешный ребенок.
Здоровый ребенок – творческий ребенок.
Здоровый ребенок – активный ребенок.
А сейчас оторвемся на немного от реальности. Представим. Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть там, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это жизнь, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни:
На первом месте стоят простудные заболевания: это ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, пневмонии. На втором месте стоят инфекционные болезни. Среди них более распространен грипп. На третьем месте – заболевания органов пищеварения. На четвертом – травмы. За последние 10 лет увеличилось количество заболеваний аллергией почти в 2 раза. Очень много детей с избыточным весом, нарушением осанки, неврозами, нарушениями зрения. Все более широкое распространение получают сердечно-сосудистые заболевания.
Неблагополучное состояние здоровья детей дошкольного возраста и школьников, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьезные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной безопасностью нашей страны. Ухудшение здоровья детей связано не только с проблемами экономики, экологии, но и отсутствием должного воспитания.
К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка; малоподвижный образ жизни (гиподинамия); нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня; несоблюдение правил гигиены; нерегулярное пребывание на воздухе; дефицит ночного сна; злоупотребление просмотром телепередач; долговременное сидение за компьютером. В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне.
В большинстве семей родители больше уделяют внимание тому, чтобы одеть ребенка не хуже других, получше накормить, выучить. И все это, безусловно, правильно. Но как мы часто забываем, что ребенку еще надо дать здоровье. От того, будет он больным или здоровым, будет зависеть его дальнейшая взрослая жизнь: выбор профессии, работа, создание семьи. И согласитесь, это действительно так. Для родителей дети – главная ценность. Научить их ЗОЖ, воспитать у них ответственное отношение к своему здоровью в этом, я думаю, должны быть заинтересованы прежде всего родители.

Конечно, вы можете спросить: а с чего начинать, как им, детям, прививать этот ЗОЖ? Ну в первую очередь научите правилам личной гигиены (чистить зубы, мыть руки, перед сном принимать водные процедуры, следить за волосами); содержать в чистоте и аккуратности одежду; научите правилам рационального питания; вместе с ребенком делайте утреннюю гимнастику; приучайте его к домашнему труду (мытье посуды, уборка квартиры, уход за домашними животными); разъясните правила профилактики заболеваний; важность соблюдения режима дня; научите детей оказывать простейшую помощь при травмах; правильно вести себя в природе; привейте им навыки культурного поведения. 
Я бы и дальше могла продолжать этот список, но вы сейчас, наверное, подумали: да мы и сами все это знаем. Знать-то знаем, а вот выполняем ли? Надо спокойно, ненавязчиво разъяснять детям, приучать выполнять эти правила, контролировать и, конечно, во всем подавать пример.
И еще один вопрос: а как определить, что воспитание ЗОЖ идет правильно? Если ваш ребенок стал меньше болеть, лучше учиться, меньше проявлять тревожности и агрессивности, наладил отношения со сверстниками, друзьями, вам не грубит, проявляет активность, работоспособность, у него хорошее самочувствие и настроение, значит, вы все делаете правильно.

А закончить свое выступление я хочу коротенькой фразой: «Здоровье ваших детей – в ваших руках»!

В заключении хочется зачитать слова Льва Кассиля: 
Семья и школа – это берег и море. 
На берегу ребенок делает свои первые шаги, 
получает первые уроки жизни, 
а потом перед ним открывается необозримое море знаний, 
и курс в этом море прокладывает школа. 
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… 
Рефлексия 
- Давайте скажем фразу: «Мы вместе» шёпотом, для себя, чтоб услышали все присутствующие, чтобы услышала вся школа. 
Мы вместе, а это значит мы – сила! 
- Спасибо за участие в нашей работе. До скорых встреч!

Заключение:

Постоянно изучайте личность ребенка,

не забывайте о воспитательной силе

положительного примера,

воспитание человеческих ценностей

начинается в детстве,

учите детей соизмерять свои возможности, дети всегда должны видеть, что их любят.

Активными все будем? (да) 
- Я рада, что вы все начали улыбаться, значит у нас царит добрая атмосфера. Пусть вся наша встреча будет такой теплой и доброй! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни    «Здоровые сибирячки»  ...

памятки для родителей по формированию у детей здорового образа жизни

Материал может быть использован на родительских собраниях в начальной школе....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Рекомендации для родителей по формированию у детей здорового образа жизни

Консультация для родителей по формированию у детей младшего школьного возраста здорового образа жизни....

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье....

Семинар-практикум для родителей и детей «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка»

1. Привлечение родителей к сотрудничеству с инструктором по физической культуре в плане единых подходов оздоровления детей;2. Повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного в...