Проблемы в общении у младших школьников и пути их решения.
статья (1 класс) по теме

Шаденкова Иоланта Ивановна

В статье рассматриваются проблемы в общении у младших школьников, причины их возникновения и пути решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

   Проблемы общения младших школьников очень актуальны, так как именно общение является важной сторой жизни детей этого возраста. Они больше умеют, знают, выстраиваются модели их отношений с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться, налаживать контакт, зависит его психологическое состояние и успехи в учебе.

     В этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и поступки, закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и трудовую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения.

 

  ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

   В психологии выделяют три основных типа межличностного общения:

  • императивное общение;
  • манипулятивное общение;
  • диалогическое общение.

   Императивное общение – авторитарная форма воздействия на партнера. Её основная цель – подчинение одним партнеров другого, достижение контроля над его поведением, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность такого вида общения состоит в том, что стремление подчинить партнера не скрывается. Средством влияния являются приказы, указания, требования.

 Манипулятивное общение сходно с императивным. Его основная цель – оказание воздействия на партнера, но достижение намерений осуществляется скрытно.

  Императивная и манипулятивная формы общения  являются монологическими. Ребенок  рассматривает другого как объект своего воздействия, не учитывает интересы собеседника, игнорирует его чувства и желания. Именно при использовании этих форм общения возникают конфликты.

    Альтернативой императивному и манипулятивному общению считается диалогическое. Оно основано на равноправии партнеров, позволяет учитывать интересы всех взаимодействующих сторон.

ЗАДАЧИ ВОПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

  Дети не могут самостоятельно осознать, какой из типов общения они используют. Не могут перейти от одного типа общения к другому. Они лишь испытывают дискомфорт, возникают ссоры, порой даже драки.  Задача взрослого, в нашем случае воспитателя группы продленного дня, помочь им наладить диалогическое общение.

   

  Важно действовать в нескольких направлениях:

  • учить распознавать свои чувства и чувства другого;
  • учить отстивать свое мнение, интересы, желания, не обижая собеседника;
  • учить справляться со своими эмоциями;
  • учить выходить из травмирующей ситуации.

ИГРА – ЛУЧШИЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ

  1. А я так не думаю!

Детям очень трудно спокойно отстоять свою точку зрения. Учиться этому можно играя. Разделите детей на пары. Первый собеседник должен задать простой вопрос. Например, “Какая у тебя любимая еда?”. Ребенок отвечает. Тогда задавший вопрос комментирует: “Фу, это не вкусно и не полезно! Лучше бы ты ел другое!”

Задача ребенка – отстоять свое мнение и спокойно объяснить, почему он считает это блюдо вкусным и полезым.

Важно!

Следите, чтобы не дошло до конфликта и собеседники не переходили на личности.

  1. Бумеранг.

Не зря говорят: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Пусть дети почувствуют это в игре. Ведущий предлагает игрокам дать ему какое-либо задание. Кто-то ограничится скромной просьбой, а кто-то захочет подшутить над ведущим. После этого ведущий говорит: “А теперь каждый выполняет то задание, которое придумал”.

Важно!

Разрешите отказаться, если ребенку совсем неловко. Но пусть он расскажет о своих чувствах и объяснит, почему ему не хотелось так себя вести.

  1. Воздушный шарик.

Порой  очень трудно справиться со своими эмоциями. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребенка надуть сильно щеки, а потом медленно выдувать воздух.

Важно!

Следует объяснить, что в следующий раз, когда он будет очень зол или обижен, он может набрать много воздуха и выпустить его так, как “выпускает пар”.

Кроме того, в любой конфликтной ситуации предлагайте всем вместе пограть в эту игру. Делать это сообща гораздо интереснее!

  1. С меня хватит!

Игра, которая помогает понять, что из любой ситуаци можно выйти и не обязательно терпеть “до победы”.

Игроки располагаются по кругу, а один становится в центре. Дальше попросите детей говорить что-то тому, кто в центре (хвалить, признаваться в любви, рассказывать  что-то, задавать вопросы). И делать это все громче и быстрее. В любой момент тот, кто в центре, может не выдержать внимания, сказать: “С меня хватит!” и выйти из круга.

Важно!

Предупредите детей, что важно не продержаться как можно дольше, а выйти из круга при первых признаках дискомфорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы."

Все дети идут в школу с огромным желанием. школа для них - это новый мир, мир окрытий и новых свершений. Но уже к концу первого класса многие дети теряют интерес к учебе. И школа для них превращается ...

Родительское собрание в 3 классе Тема: «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы».

Родительское собраниеТема:"Неуспеваемось младших школьников: причины и способы решенияя  проблемы"...

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы.»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниму конспект родительского собрания на тему: "Неуспеваемость младших школьников:причины и способы решения проблемы."...

К вопросу о решении проблемы ухудшения физического здоровья младших школьников

В статье раскрывается проблема сохранения и укрепления фи-зического здоровья детей, их мотивация к ведению здорового образа жизни. Продемонстрирован раздел «Дневника здоровья» и представле...

Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре...

Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"

Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем  возрасте и пути их решения"...

Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения."

Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем  возрасте и пути их решения."...