Статья "Формирование конструктивного гражданского поведения через социальные практики в рамках ФГОС"
статья по теме
Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование конструктивного гражданского поведения через социальные практики в рамках ФГОС.
В педагогической науке понятие «социальная практика» коррелирует с понятием социального проектирования. Эта связь обоснована тем, что социальная практика является компонентом социального проектирования.
Социальное проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря социальному проектированию усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Педагог, родители в социальном проектировании могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, в социальном проектировании осуществляется совместная деятельность и с взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность
Результат воспитания будет достигнут в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка всегда привлекает новизна творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Векторы социальной практики в моём классе:
1. Самоуправление через создание классного уголка, систему поручений, голосования.
2. Общественно-полезная деятельность: конкурс «Осень - рыжая подружка», акции: «Кормушка», «Открытка Ветерану», «Рисунки для календаря ветерану».
3. «Умники и умницы»: интеллектуальные игры, классные часы, классные конкурсы чтецов, посещение театров, библиотек и т.д..
4. Курс внеурочной занятости: кружок «Иголочка».
5. Коллективные и персональные выставки: «Когда мои друзья со мной».
6. Включение в систему КТД: «Мы школьниками стали», «Как хорошо уметь читать!», «До свидания, 1 класс!» и т.д..
Социальная практика может помочь ученику:
• найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать),
• понять, как построено взаимодействие между представителями власти и общественности,
• получить опыт поиска рабочего места,
• научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им,
• научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами,
• научиться работать с деловой документацией,
• научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело,
• познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе,
• познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией,
• научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты,
• познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д..
Социальные практики обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внешкольной деятельности. Ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
ФГОС – это система интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальные практики, будет достигать трёх уровней результатов:
• приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);
• формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
• получение школьником опыта самостоятельного социального действия: конструктивное гражданское поведение сейчас и в будущем.
Кто по улице идёт?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он,
В яслях – он родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он – мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
ГРАЖДАНИН своей страны!
(Р. Сеф)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование
В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....
«Социализация школьников через создание системы социальных практик и проектов»
Достижения нашей начальной школы....
Роль социальных практик в формировании гражданской позиции младшего школьника
Обобщение опыта по вовлечению школьников во внеурочную социально-значимую деятельность....
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитыват...
СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...
Влияние криотерапии на развитие и коррекцию речевых нарушений в логопедической практике в рамках ФГОС.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и пр...