Как организовать семейное чтение
план-конспект занятия (3 класс)

Мелешкина Галина Ильинична

Советы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_semeynoe_chtenie.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. 
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, больше  полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? 
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 30 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития - в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

                                          Анкетирование родителей.

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как Вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
  • Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли Вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
  • У Вас есть домашняя библиотека?
  • Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?

             Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Статья"Роль семейного чтения в приобщении к чтению учеников младших классов"

Почему дети не любят читать? Да, потому что не сохранилась традиция семейного чтения. Как возвродить эту традицию? Как приобщить младшего школьника к чтению?...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Статья Как организовать летнее чтение детей

Советы родителям учащихся для успешной читательской деятельности их ребенка....

Буклет "Как организовать домашнее чтение"

Основной целью нашей работы является обеспечение права ребенка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, формирование в обществе позитивного  имиджа читающей матери....