Этапы | Хронометраж | - Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем у вас классный час. Сейчас сядут те ребята, у кого хорошее настроение, кто готов активно работать и внимательно слушать. Теперь сядут все остальные | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент словесный: слово учителя | 1 мин |
Целевая установка и определение темы. - Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, мы познакомим вас со сказкой «Тысячецвет» , которую написала А. Неелова На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть. – Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим. Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная. • На месте ручейка вы простили бы цветочек? • Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил? • Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей? Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей) (На сайт тема:« Дружить не ссорясь!»). - А как вы думаете, что обозначает слово «ссора»? - А вы когда-нибудь ссоритесь с друзьями? - А что чувствуют те, кто ссорится? - А можно ли обойтись без ссор? | Приветствовать учителя Положительный эмоциональный настрой на работу | Л: самоопределение к учебной деятельности Р: самоорганизация
|
Мотивационный
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; Практический: отгадывание загадок
| 5 мин
| - Давайте поставим задачи нашего классного часа: - Познакомиться с понятием «Ссора»
- Узнать способы разрешения ссоры
- Научиться вести себя правильно при возникновении ссоры.
| Принимать установку учителя
Слушать стихотворение
Высказывать свое мнение Отвечать на вопросы |
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;
- К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. допускать возможность различных точек зрения
П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу;
|
Постановка темы и учебной задачи Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация | 2 мин | - А что такое “ссора”? - Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки. - Как вы думаете, а как можно разрешить ссору? - Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей) - Я предлагаю вам принять участие в тестировании. Просмотрите, это бланк ответов под названием «Нет ссоре!». Я буду зачитывать вариант, а вы поднимайте руку, если согласны с данным утверждением. Я сразу буду заносить данные в наш бланк. А после мы сделаем вывод, умеете ли вы вести себя достойно в ссоре (прил.1). - Посмотрите на бланк и попробуйте самостоятельно сделать вывод. | Определение темы классного часа Постановка учебной задачи Понятие задачи | Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
|
Актуализация опорных знаний
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация;
| 7 мин | Задание 1 Поисковая деятельность. Ребята, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе. Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками? (Спор, ссора, драка) - Правильно, произошла ссора. Работа в группах Анализ ситуации. Коллективная деятельность. (На слайд выставляется Таблица«Причины возникновения ссор: а) неумение договориться).
- В вашем классе, я думаю, тоже иногда случаются ссоры. Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций. - На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всё ли с ней в порядке.)
- Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор с парты.)
- Продолжаем заполнять Таблицу «Причины ссоры»:
- - Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку
- - Не бояться признавать свою вину.
А сейчас послушайте рассказ Н.Чабаевского “Одинаковые” и вы должны будете ответить на вопрос хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе? Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: Да ты стала хуже…Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ: За что мама осудила Соню? - Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»?
- Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?
Говорить как можно больше добрых, хороших - Слов,помогать, верить в другого человека
- Встаем и повторяем движения
Задание 2 - К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. – Ребята, на столиках у вас заготовки – кирпичики для дома. Каждый кирпичик - это черта характера, которой должен обладать настоящий друг. – Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу. Бригадирами нашей стройки будут У1 и У2, они заложат фундамент нашему дому «Дружба». - Остальные по одному подходите к своему бригадиру, держите перед собой кирпичик и называете качество настоящего друга. – Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу! Какого цвета кирпичики нашего дома? - Да, в нём все цвета, кроме черного, – А почему не использовали чёрные заготовки? (На них качества и черты людей, которые разрушают дружбу). - Ну, вот, мы выяснили качества друга. А можем ли мы быть настоящими друзьями. Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. - Вам нравится наш общий дом? - А почему в этом домике будет всем комфортно? | Беседа с учителем Отвечать на заданные вопросы
Участие в тестировании
Анализ бланка ответов Формулировка вывода |
П: осознанное построение речевого высказывания: анализ, синтез
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.
Л: понимание чувств других людей и сопереживание им, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
|
Решение частных задач
Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;
Практич.: анализ ситуаций.
Практич.: творческая работа. Словесн.: слово учителя, беседа.
Наглячдн.: плакат.
Словесн.: беседа.
Физминутка | 10мин
1 мин | Задание 3 Психологический тест. Учитель: Во время ссоры мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в подобных ситуациях. Учитель обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.
(Слова, написанные красным –не показываем) Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова | Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, я – тебе | Сотрудничество |
Учитель: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Проверим вашу позицию, выполнив тест. Перед вами бланк ответов. Ч | А | М | Л | С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Вс. | Вс. | Вс. | Вс. | Вс. |
– Я зачитываю вам предложение, а вы отвечаете. Около цифры вы должны поставить: + если поступаете так, – если так не поступаете, (варианты ответов написаны на доске заранее, но скрыты).Пословицы надо комментировать - Худой мир лучше доброй ссоры.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Мягко стелет, да тяжело спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Кто спорит – ничего не стоит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Ласковое дитя двух маток сосет. а упрямое – ни одной.
- Ты – мне, я – тебе.
- Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
- Лучший способ решать конфликты – избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Убивай врагов своих добротой.
- Кто дарит – наживает друзей.
- Ни у кого нет полного ответа, но у всех ест, что добавить.
Учитель: Подсчитайте все плюсы по столбикам. Где больше всего? Значит, вы чаще поступаете как …(черепаха, акула, медведь, лиса, сова). – В разных ситуациях мы ведем себя по-разному.
- Ребята, в начале нашего классного часа, мы узнали, какими качествами обладает настоящий друг. А сейчас я предлагаю вам вспомнить и узнать законы |
Анализ ситуации
Высказывать свое мнение Формулировка ответа на вопрос
Выполнять общеклассное задание – построение домика
Беседа с учителем Слушать текст Отвечать на вопросы
|
К: допускать возможность различных точек зрения Умения общаться, взаимодействовать с людьми. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
П: осознанное построение речевого высказывания; осуществлять операции анализа, синтеза,
Р: обоснования своего суждения
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
К: построение речевого высказывания
Р: извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах |
Первичное закрепление материала
Словесный: слово учителя; беседа Наглядный: учебная презентация; | 5мин | Задание 5 - Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей: извиниться, улыбнуться, сказать что-то доброе и т.д.). - Когда, вы были помладше, вы мирились, используя эту прибаутку. «Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись…» - Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает. |
Назвать законы дружбы
Беседа с учителем
|
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров П: осознанное построение речевого высказывания; |
Вторичное закрепление
Словесный: слово учителя, беседа;
Наглядный: учебная презентация
| 5мин | - Наш классный час подходит к концу. Мы попросим вас, выполнить 2 маленьких задания. На партах лежат листочки. Посмотрите, какое слово на нем написано? (ссора) (слово написано и на доске). -Какое другое слово в нем спряталось? (Сор). – Что такое сор? Это мусор. А что мы делаем с мусором? – Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни. (ребята комкают листочки со словом ссора и выбрасывают). - Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится. - Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату. На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу. - Закончить хочется словами Леопольда «Ребята, давайте жить дружно». - Спасибо! |
Беседа с учителем Ответы на вопросы учителя
Слушать учителя |
П: выявлять существенное
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
|
Заключение
Словесн.: слово учителя.
Практич.: работа с карточками.
| 5 мин |
|
Беседа с учителем
Выполнить самостоятельное задание |
Л: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, умение действовать по плану П: осознанное построение речевого высказывания; формулировать собственное мнение и позицию |