Конспект классного часа. Тема: "Дружить не ссорясь"
материал на тему


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         Дата: 20.02.2016

Школа 95

Учитель школы:

Полякова Н.М.

Класс:3-8

Методист ЧПК№1:

Посадских Л.С.

Кабинет:№211

Время занятия: 12.05-12.50

Состав группы:

Астанина Марина

Окорокова Арина

Филиппова Валентина

Фишер Юлия

Фролова Кристина

Тема: «Дружить не ссорясь»

Цель: Познакомиться с понятием «Ссора»

Узнать способы разрешения ссора

Научиться вести себя правильно при возникновении ссоры.

Планируемые результаты

  • Личностные: Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
  • ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
  • Метапредметные: научиться высказывать свое мнение в процессе обсуждения,работа в группах.

Этапы

Хронометраж

- Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем у вас классный час. Сейчас сядут те ребята, у кого хорошее настроение, кто готов активно работать и внимательно слушать. Теперь сядут все остальные

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, мы  познакомим   вас со сказкой
«Тысячецвет» , которую написала А. Неелова
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.
– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.
Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная.
• На месте ручейка вы простили бы цветочек?
• Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил?
• Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)
(На сайт тема:« Дружить не ссорясь!»).
- А как вы думаете, что обозначает слово «ссора»?

  - А вы когда-нибудь ссоритесь с друзьями?

   - А что чувствуют те, кто ссорится?

  -  А можно ли обойтись без ссор?

Приветствовать учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Мотивационный

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: отгадывание загадок

5 мин

- Давайте поставим задачи нашего классного часа:

  1. Познакомиться с понятием «Ссора»
  2. Узнать способы разрешения ссоры
  3. Научиться вести себя правильно при возникновении ссоры.

Принимать установку учителя

Слушать стихотворение

Высказывать свое мнение

Отвечать на вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом  ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;

 

  • К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.  допускать возможность различных точек зрения

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

2 мин

- А что такое “ссора”?

- Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.

- Как вы думаете, а как можно разрешить ссору?

- Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам принять участие в тестировании. Просмотрите, это бланк ответов под названием «Нет ссоре!». Я буду зачитывать вариант, а вы поднимайте руку, если согласны с данным утверждением. Я сразу буду заносить данные в наш бланк. А после мы сделаем вывод, умеете ли вы вести себя достойно в ссоре (прил.1).

- Посмотрите на бланк и попробуйте самостоятельно сделать вывод.

Определение темы классного часа

Постановка учебной задачи

Понятие задачи

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

7 мин

Задание 1

Поисковая деятельность.

Ребята, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка)
- Правильно, произошла ссора.

Работа в группах
Анализ ситуации. Коллективная деятельность.

 
(На слайд выставляется Таблица«Причины возникновения ссор:

а) неумение договориться).

- В вашем классе, я думаю, тоже иногда случаются ссоры. Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций.

  • На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всё ли с ней в порядке.)
  • Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор с парты.)
  • Продолжаем заполнять Таблицу «Причины ссоры»:
  • - Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку
  • - Не бояться признавать свою вину.

А сейчас послушайте рассказ Н.Чабаевского “Одинаковые” и вы должны будете ответить на вопрос хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе?


Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: Да ты стала хуже…Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!


ВОПРОСЫ: 
За что мама осудила Соню?  - Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»?

- Что бы вы сказали Соне?

Как ей надо было

поступить?

  • Таблица

Говорить как можно больше добрых, хороших

  •  Слов,помогать, верить в другого человека
  • Встаем и повторяем движения

Задание 2

- К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить.

– Ребята, на столиках у вас заготовки – кирпичики  для дома. Каждый кирпичик  - это черта характера, которой должен обладать настоящий друг.

 – Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу.

Бригадирами нашей стройки будут У1 и У2, они заложат фундамент нашему дому «Дружба». - Остальные по одному подходите к своему бригадиру, держите перед собой кирпичик и называете качество настоящего друга.

– Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу!

Какого цвета кирпичики нашего дома?

- Да, в нём все цвета, кроме черного,

– А почему не использовали чёрные заготовки? (На них качества и черты людей, которые разрушают дружбу).

- Ну, вот, мы выяснили качества друга. А можем ли мы быть настоящими друзьями. Подумайте, что вы можете сделать для своего друга.

- Вам нравится наш общий дом?

- А почему в этом домике будет всем комфортно?

Беседа с учителем

Отвечать на заданные вопросы

Участие в тестировании

Анализ бланка ответов

Формулировка вывода

П: осознанное построение речевого высказывания: анализ, синтез

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: понимание

чувств  других людей и сопереживание им, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практич.: анализ ситуаций.

Практич.: творческая работа.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Наглячдн.: плакат.

Словесн.: беседа.

Физминутка

 10мин

1 мин

Задание 3

Психологический тест.

Учитель: Во время ссоры мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в подобных ситуациях.

Учитель обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.

(Слова, написанные красным –не показываем)

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

Учитель: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего?

Проверим вашу позицию, выполнив тест. Перед вами бланк ответов.

Ч

А

М

Л

С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вс.

Вс.

Вс.

Вс.

Вс.

– Я зачитываю вам предложение, а вы отвечаете. Около цифры вы должны поставить:

+ если поступаете так,

– если так не поступаете,

 (варианты ответов написаны на доске заранее, но скрыты).Пословицы надо комментировать

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  3. Мягко стелет, да тяжело спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Кто спорит – ничего не стоит.
  7. Кто сильнее, тот и прав.
  8. Ласковое дитя двух маток сосет. а упрямое – ни одной.
  9. Ты – мне, я – тебе.
  10. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
  11. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
  12. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  13. Убивай врагов своих добротой.
  14. Кто дарит – наживает друзей.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у всех ест, что добавить.

Учитель: Подсчитайте все плюсы по столбикам. Где больше всего? Значит, вы чаще поступаете как …(черепаха, акула, медведь, лиса, сова).

– В разных ситуациях мы ведем себя по-разному.

- Ребята, в начале нашего классного часа, мы узнали, какими качествами обладает настоящий друг. А сейчас я предлагаю вам вспомнить и узнать законы

Анализ ситуации

Высказывать свое мнение

Формулировка ответа на вопрос

Выполнять общеклассное задание – построение домика

Беседа с учителем

Слушать текст

Отвечать на вопросы

К: допускать возможность различных точек зрения

Умения общаться, взаимодействовать с людьми.  ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

П: осознанное построение речевого высказывания;  осуществлять операции анализа, синтеза,

Р: обоснования своего суждения

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

К: построение речевого высказывания

Р: извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах

Первичное закрепление материала

Словесный: слово учителя; беседа

Наглядный: учебная презентация;

5мин

Задание 5

- Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за  равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться.

Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей: извиниться, улыбнуться, сказать что-то доброе и т.д.).

 - Когда, вы были помладше, вы  мирились, используя эту прибаутку.

«Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись…»
 

- Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.

Назвать законы дружбы

Беседа с учителем

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

П: осознанное построение речевого высказывания;

Вторичное закрепление

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

5мин

- Наш классный час подходит к концу. Мы попросим вас, выполнить 2 маленьких задания. На партах лежат листочки. Посмотрите, какое  слово на нем написано? (ссора)

(слово написано и на доске).

-Какое другое слово в нем спряталось? (Сор).

– Что такое сор? Это мусор. А что мы делаем с мусором?

– Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни.

(ребята комкают листочки со словом ссора и выбрасывают).

- Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится.

- Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу.

- Закончить хочется словами Леопольда «Ребята, давайте жить дружно».

- Спасибо!

Беседа с учителем

Ответы на вопросы учителя

Слушать учителя

П: выявлять существенное

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Заключение

Словесн.: слово учителя.

Практич.: работа с карточками.

5 мин

Беседа с учителем

Выполнить самостоятельное задание

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, умение действовать по плану

П: осознанное построение речевого высказывания; формулировать собственное мнение и позицию

Приложение 1.

Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.

- Как вы думаете, а как можно разрешить ссору?

Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)

Я предлагаю вам принять участие в тестировании.

Вам дается 2-3 минуты, чтобы подумать и выбрать нужный ответ. Ответов может быть несколько, но они должны  отвечать на вопрос “Что нужно делать, чтобы не ссориться?”.

На доске (в увеличенном виде): бланк ответов “Нет ссоре!”

1.

Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку.

 

2.

В любой ситуации стоять на своем.

 

3.

Говорить спокойно, не употреблять грубых слов.

 

4.

Извиниться, если действительно не прав.

 

5.

Ответить силой на грубость.

 

6.

Слушать спокойно другого.

 

7.

Использовать в своей речи грубые слова, которые бы

“задавили” соперника.

 

8.

Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших

 слов.

 

9.

Не бояться признавать свою вину.

 

Каждый ребенок зачитывает свои ответы, и на доске напротив каждого варианта ставится количество человек, выбравших этот вариант ответа.

Подвести итог получившейся таблицы.

-- Ребята, а для чего нам нужно знать причины  возникновения? (Ответы детей).
- Правильно, чтобы предотвратить ссору, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей задачей урока.

Бланк ответов “Нет ссоре!”(Выдать детям)

1.

Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку.

 

2.

В любой ситуации стоять на своем.

 

3.

Говорить спокойно, не употреблять грубых слов.

 

4.

Извиниться, если действительно не прав.

 

5.

Ответить силой на грубость.

 

6.

Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника.

 

7.

Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов.

 

8.

Не бояться признавать свою вину.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Конспект классного часа "Дружить не ссорясь" (3 класс)

Цель: Изготовить «коробочку-дружбы»Планируемые результаты:Личностные: Развивать способность адекватно эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в цело...

Конспект классного часа "Почему люди ссорятся?" 4 класс

Тема: «Почему люди ссорятся?»Цель: формирование понимания причин ссор и умение находить выход из них.Оборудование: презентация, раздаточный материал.Подготовительная работа: Подбор материа...