Методическая разработка внеклассного занятия - практикума "Урок грамоты в старославянской школе"
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

 Данная разработка представляет собой конспект внеклассного занятия с использованием интерактивных форм работы. Дети становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто слушателями. Цель данной работы познакомить учащихся с историей первых школ на Руси и дать представление о том, чему учили сверстников ребят в древности, через практическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного занятия – практикума

Тема:

«Урок грамоты в старославянской школе»

          Цель:  

 Познакомить учащихся с историей возникновения первых школ на Руси, расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры.

Задачи:

1.  Дать представление о том, как и чему учили сверстников ребят в древности, помочь учащимся осознать важность образования в жизни человека, вневременную ценность учения.

2.  Развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

 3. Воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Оборудование: гусиные перья, чернила, чернильницы, песочницы, старославянская азбука (4 книги и отдельные листы на каждого ученика), раздатки с текстами, изображение страниц из древней книги, листы для письма, горшочки с кашей, деревянные ложки, аудиозапись.

Ход внеклассного занятия

Каждый из народов, населяющих нашу планету гордится своим языком. А что для вас значат слова «русский язык»?

Русский язык – один из самых красивы и богатых языков мира. И мы должны гордиться им и защищать его уникальную культуру и духовность.

24 мая - День славянской письменности и культуры. Это день памяти преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

А чем знамениты эти люди?

В это сложно поверить, но было время, когда наши предки - славяне не могли записывать славянскую речь, так как просто не было букв, которыми можно было заменить устную речь. Но после  того, как была принята христианская религия славяне стали использовать латинские и греческие буквы.  Это было не очень удобно, потому что эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

Огромный вклад в создание старославянской азбуки внесли братья Кирилл и Мефодий. Основная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу, а   Мефодий был его верным помощником. Работая над составлением славянской азбуки, братья смогли уловить основные звуки в звучании славянского языка,  и нашли для каждого из них буквенные обозначения.

Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка - исследователя.

Мы тоже сегодня совершим необычное путешествие в далекое прошлое, и поможет нам в этом наше воображение. А еще возьмите вот эти конвертики, которые вы откроете позже.

 (учитель раздает конверты)

Давайте тихонечко приоткроем дверь и послушаем, куда же мы попали?

(дети слышат чтение старославянской азбуки)

Хотели бы вы побывать в старославянской школе и провести там один урок?

Тогда, добро пожаловать, проходите!

Давайте последуем за учеником, вошедшим в училище (училищем раньше назывались школы)

Зайдя в школу, он должен был положить свою шапку на "общую грядку" (полку), поклониться и образам (иконам), и учителю, и всей ученической "дружине" (классу).  

Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.Ученик приходил в школу рано утром и проводил там целый день. А сигналом к окончанию учебных занятий был зкон церковных колоколов к вечерней службе.

Затем ученики подходили к старосте (старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств)

Он выдавал им книги, по которым предстояло учиться, и все рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый ученик занимал то место, которое указывал ему учитель, при этом соблюдал следующие наставления:

Малии в вас и велицыи все равны, 
Учений же ради вящих местом да будут знатны... 
Не потесняй ближнего твоего 
И не называй прозвищем товарища своего... 
Тесно друг к другу не сочитайтеся, 
Коленями и локтями не присвояйтеся... 
Данное тебе учителем кое место, 
Тут житие твое да будет вместно...

Как вы поняли эти наставления?

Вы теперь ученики старославянской школы. Как вы думаете, были ли в этой школе ученики с такими именами как ваши, такими как Эллада, Тимур, Алина, Мухаммед, Кристина …? Хотели бы вы на время этого урока выбрать себе старославянское имя? Откройте конвертики и давайте познакомимся. Назовите свое имя и расскажите, что оно обозначает.

Перед началом занятий вся "дружина" произносила общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"

Давайте прочитаем эту молитву и мы (кто желает)

Что же просили ученики у Бога?

В старославянской школе не было директора, а был лишь один учитель. Учились наши предки с утра до вечера без переменок, но один перерыв все же был в середине дня, чтобы ученики могли пообедать. Правила были очень строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза. Ребят учили очень бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол. Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя индивидуальное задание: один только постигал основы, изучал буквы, а другой уже перешел  к “складам”, третий же читал “Часослов”.  Все задания надо было “вызубрить”, то есть выучить “назубок”, и все учили вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.

Возьмите Азбуку и прочитайте вслух буквы, не хором а каждый сам, и вы поймете смысл этой пословицы.

Весь первый год обучения школяры учились называть буквы. Каждая буква кириллицы имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди, М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо… , а букву надо было называть полным именем. Второй год был отведен на обучение складыванию слогов, и только на третий год ученики читали.

В старославянской азбуке каждая буква имеет свое значение. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «АзъесмьБогъ» - «Я есть Бог».

Прочитайте значение этой буквы.

Прочитайте слова названиями букв и попробуйте перевести на современный язык:

Мыслите иже рцы (мир)

мыслете аз мыслете аз  (мама)
добро он мыслете  (дом)
ша како он люди аз  (школа)

Любому слову, любой фразе по расшифровке букв азбуки можно придать смысл. Например: МИР

М- мышление, думать, размышлять

И – союз, соединение, единство

Р – речь, форма общения людей с помощью языка

Смысл: единство в мышлении и речи, союз мысли и зыка

Попробуйте объяснить смысл других слов

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». В очертаниях строгой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской книги.)

 Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы — аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями. Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница. Чтобы чернила быстрее высыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох».

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью. Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

Возьмите гусиные перья, обмакните их в чернила и напишите буквы из азбуки.

За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”. А вы знаете, что такое розги? Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кровавые следы.

Тяжёлым наказанием для баловников считалось так же стоять на горохе часами или остаться без обеда.

Вы, конечно же, очень умные и старательные ученики, но тот, кто хочет провести эксперимент, может попробовать встать коленями на горох, и прочувствовать как больно и обидно было тем ученикам, которых наказывали.

 По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. Именно с тех времён одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

          А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать настоящими однокашниками?

(Дети угощаются кашой  из горшочков и едят ее деревянными ложками)

Человека, который закончил школу называли грамотеем, так как его считали грамотным: он умел читать и переписывать бумаги. Лучшие ученики могли стать книжными писцами. Эта профессия была очень почетной, так как книг в те времена было очень мало, а читать горожане любили. И вообще грамота была доходным делом. На Руси в старые времена было еще очень много неграмотных людей, вот они и обращались к грамотеям за помощью.

Вот и пришло время возвращаться из нашего путешествия, и я надеюсь, что вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

Список литературы и интернет ресурсов:

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-736с.
2. Климашевский Л.В., Молчанова О.А. Славянская азбука для детей и их родителей. [электронный ресурс] URL:
http://gorodnaneve.com/art/children/1103-2013-09-14-02-04-31.html 

3. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2002г. Как учили и учились в древней Руси. [электронный ресурс] URL:

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_''Nauka_i_jizn'''_2002_.html#0207 

4. https://www.liveinternet.ru/users/wenera2010/post170948370/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"

Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ».    Методическая разработка рассчитана на обучающи...

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...

Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

Методическая разработка внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Чистый класс - радует нас!"

Развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборке  помещений, средствах используемых при уборке....

Методическая разработка внеклассного занятия для начальной школы "Золотая Осень"

Методическая разработка внеклассного занятия для начальной школы "Золотая Осень"...