Программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
рабочая программа на тему

Гром Юлия Ивановна

Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_rossii.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край                                                                                  Красноармейский район                                                                                              посёлок  Мирный                                                                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                 основная общеобразовательная школа № 29

УТВЕРЖДЕНО                                    решением педсовета                                                    от 30 августа 2017 года                                  протокол №  1                                         Председатель педсовета

_______________  С.В.Щербак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Наименование:  «Я – гражданин  России»

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся:  1 – 4   класс  (7 - 10 лет)

Составитель: учитель начальных классов   Гром Ю.И.

 Программа разработана  на  основе Методического конструктора программ внеурочной деятельности   Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. (Методический конструктор Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г.)

1.Пояснительная записка

Актуальность. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

 Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование  гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.  

Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает   широкое развитие  интеллекта и самостоятельности личности.

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.

В основе программы лежат следующие направления: нравственное  и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

Нравственный аспект  способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.

Гражданско-правовое направление  позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Программа курса «Я – гражданин  России» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.

Программа интегрированного курса «Я –  гражданин  России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Цель программы

Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Основные задачи:

  • формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
  • формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
  • способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов  учебного плана);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения  учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Краснодарского края, Крыловского района (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях)
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

          Организация занятий:

Программа предусматривает  4  года обучения  с  1 по 4 класс   образовательных учреждений. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю для 1 класса ,  33 занятия (33 учебные  недели), на 2-4 год обучения отводится  по  34 часа  (1 час в неделю).

Организационно-методические условия

В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  • системность;
  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  • стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

                                     Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.                                           Формой  проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как урок-путешествие.

2.Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего  часов

Аудиторные

Внеуадиторные

1 год  обучения

1

«Школа – мой дом родной».

9

5

4

Осознать свою новую роль - «школьник».

Развивать аналитико-синтетическое восприятие.

Учиться работать в парах. Формировать  толерантные отношения к другим людям. Уметь находить  структурно-речевые связи между высказываниями, разрешать конфликтные ситуации.

Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность.

Воспитывать бережное отношение и уважение  к книге; школьному имуществу;  внимательное отношение к ученикам и учителям. Знать  права и обязанности школьника.

2

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).

10

3

7

Уметь определять  свою роль в обществе, выполнять.   Формировать  нравственные чувства и понятия.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.  Научиться смотреть на себя  со стороны.

Анализировать своё поведение.

Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения.

Определять и оценивать поступки героев различных ситуаций с точки зрения этики;  основные понятия курса, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях.

3

 «Я и моя семья».

10

4

6

Знать и защищать  свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека. На примере литературных героев учиться отстаивать свои права. Уметь определять  свою роль в обществе, выполнять обязанности.

 Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения.

Формировать первичные представления о толерантности как качестве личности.

Воспитывать чувство терпимости к людям.

4

«Мирный – моя маленькая Родина».

4

-

4

Знать название своего села, достопримечательности,  историю своего села. Определять и оценивать поступки героев.

Итого:

33

11

22

2 год  обучения

1

«Достопримечательности  моей  малой  Родины».

10

-

10

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Испытывает чувство гордости за родную страну, достопримечательности.

2

«Род и его корни».

3

2

1

Имеет ценностную установку «Семья»,   начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

3

«Физическая география Красноармейского района».

6

5

1

Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Умеет находить Крыловский район на карте.

4

«Земля Красноармейская»

7

5

2

 Должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет свою землю, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

5

«Их имена носят улицы края»

8

6

2

  Сформировать ценностное отношение к краю,

Своему народу, краю, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края.

Итого:

34

18

16

3 год  обучения

1

«Горжусь тобой -  моя Кубань».

26

12

14

Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Кубань – родимая земля.

10

3

7

Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Край наш тополиный.

8

3

5

Почувствовать любвь к родному краю как к своей малой Родине.

Народные мастера  Кубани.

8

6

2

Получить сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани,развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани, написании творческих работ.

2

«Жемчужины Кубани. Озера Кубани»

8

6

2

Расширить кругозор учащихся о городах-курортах, об озёрах Краснодарского края, воспитывать любовь к родине, прививать навыки здорового образа жизни. Развитие инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру, воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.

Итого:

34

18

16

4 год  обучения

1

Азбука гражданина

14

5

9

Символы и законы  государства.

6

1

5

Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Россия – родина моя.

8

4

4

Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

 Гордиться  своей Родиной, народными героями.

2

Азбука  права.

10

6

4

 Познакомиться  с некоторыми статьями «Декларации прав  и свобод человека», узнать на примерах, как работают данные статьи в современном обществе.

3

Азбука нравственности

10

8

3

Выражать свое собственное отношение к нормам морали и нравственности, иллюстрировать понятия и определения примерами из  жизненного опыта;
- формировать свои собственные взгляды на эти категории;
- обращаться к нормам морали и нравственным понятиям при решении проблем, встречающихся в реальной жизни
.

Итого:

34

18

16

3. Содержание программы.

1 год  обучения:

I раздел  «Школа – мой дом родной»- 9 ч.

Я уже школьник. Я среди других. История родной школы. Герб, гимн, флаг  (экскурсия). Школа – мой дом   родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). « Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью…» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг). Акция «Наш чистый школьный двор». Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу.

II раздел «Я - мы» (гражданское отношение к коллективу) – 10 ч.

Экскурсия в п. Октябрьский историко-краеведческий музей. Игра–соревнование «Один за всех и все за одного». Беседа о доброжелательности и равнодушии в произведениях  В.Осеевой. Хорошее здоровье превыше всего (встреча с медицинским работником). Семь наших « Я». Научись смотреть на себя  «со стороны». Экскурсия в кинотеатр  «Колосок».

III  раздел «Я и моя семья» - 10 ч.

Я и моя семья. Семейные традиции. Что  значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей. Экскурсия в ДК. «Белая ворона», или что значит быть терпимым? Золотые бабушкины руки (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов). День матери (праздник). Боевой путь моих родственников (встреча с участниками ВОВ). Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования).                                                                                                   

 IV раздел «Мирный – моя маленькая Родина» - 4 ч.

 Экскурсия в музей. Из истории посёлка Мирного. Достопримечательности посёлка  (экскурсия).

Пою моё Отечество (конкурс патриотических стихотворений).

2  год  обучения:

I раздел «Достопримечательности  моей  малой  Родины»- 10 ч.

История родного села. Герб, гимн, флаг  (экскурсия в администрацию сельского поселения). Боевой путь односельчан (встреча с участниками  войн). Экскурсия. История памятников. «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках). Экскурсия в Храм. Трудовой десант по благоустройству территории парка. Экскурсия. Кубань - река края. Экскурсия. Люди в белых халатах.

Экскурсия. Откуда  к нам приходят  новости?

II раздел  « Род и его корни» - 3 ч.

Начало славного рода. Семья Степановых. Мать и её дети. Экскурсия  в   музей. Семья Степановых.

Ш  раздел  «Физическая география Красноармейского   района» - 6 ч.

Рельеф района и  города. Воды. Почвы. Климат. Растительность моего района. Животный мир района. Книга рекордов Кубани.  Отчёт. Изготовление и выставка книги  «Растительный и животный мир Кубани».

 IV раздел  «Земля Красноармейская» - 7 ч.

Первые населенные пункты. Создание Красноармейского  района. Жизнь  колхозная. Возрождение традиций. Герои, рожденные  на Красноармейской земле.

 Их увенчала военная слава. Отмечены за трудовую доблесть. Экскурсия в народный музей станицы  Полтавской

V раздел   «Их имена носят улицы края» - 8 ч.

Краснодар-дарованный Екатериной. Ейск – рожденный из пены.

 Сочи – здесь дышит все их именами. Новороссийск – южный форпост России. Туапсе – две воды, одна судьба. Горячий ключ – герои горных перевалов. Славянск-на-Кубани. От слова «славить»Краснодар. Города и люди. Экскурсия по улицам станицы.

3 год  обучения:

I раздел «Горжусь тобой -  моя Кубань» - 26 ч.

Кубань – родимая земля  (10 ч.)

Экс Экскурсия. Из истории Кубани (музей). Символы Кубани (беседа).

Гор Город – герой Кубани - Новороссийск (заочное путешествие).

Сочи – город Зимней Олимпиады 2014 года. Краеведческая викторина.

Хлеб - всему голова  (праздник, встреча с хлеборобами).

Экскурсия. Посещение фермерского хозяйства.

Край наш тополиный (8 ч.)

Кубань – родимая земля. Экскурсия. «Обычай сильнее закона» (традиции

 кубанского казачества). Обычаи и верования кубанских казаков.

Экскурсия на  страусиную  ферму.

Народные мастера  Кубани (8 ч.)

Глиняная  игрушка. Мирошникова Е.Х.      Кружево. Бирюк А.Я.Костюм.

Крой рубахи. Грызун В.К.       Вышивка. Селезень Н.К.

Филейно-гипюрная вышивка на Кубани.  Плетение. Косенко А.Н.

Ткачество. Луговая П.Я.   Земляки, которыми я горжусь (фильм).   

Эксурсия в историко – краеведческий музей.                                                                                                                                                                   II раздел   «Жемчужины Кубани. Озера Кубани» - 8 ч. 

Происхождение и классификация озёр. Жизнь в озёрах. Заочное путешествие.

Загадки Абрау-Дюрсо. Морское ожерелье. Тайна озера Хуко.

Кардывач – чемпион красоты(заочная экскурсия).

Озера, дарящие здоровье. Озера, ожидающие своих исследователей.

Отчёт по разделу. Изготовление и выставка буклета  по теме «Озёра».

4 год  обучения:

 I раздел  «Азбука гражданина» - 14 ч.

 Символы и законы  государства.

Урок гражданина. Я – гражданин России. Символы государства.                                                                                                                                   Государственный герб России. Государственный гимн  России.

Государственный  флаг  России. Конституция – основной закон государства.

Россия – родина моя.

Россия – родина моя. Экскурсия по «Золотому кольцу» (заочно).

Россия - многонациональное государство. Есть такая профессия – родину

 защищать. Не предадим память наших прадедов! Нет фашизму!

Нам не нужна война!«Я бы с песни начал свой рассказ…»                                                                                                                             Мы – за мирное детство!

I I раздел  «Азбука права» - 10 ч.

Большая забота о маленьких детях. «Ваши  права и обязанности, дети»

 ( на основе сказок).Страна Справедливости (на основе сказок).

Тепло родного очага. Мой дом – моя крепость. Право на образование.

Право на медицинское обслуживание.

 «В лес пускают без билета». Право на отдых. Ты и твоё имя.

Право на имя и фамилию. Твой труд дома.                                                                                                                                                                                                                                           Ш  раздел  « Азбука нравственности» - 10 ч.                                                                                                                                                                                       22 апреля – День Земли. Доброе дело – великое счастье.

Дружба – чудесное слово. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Мои сверстники и друзья. Человек среди людей.

Доброе слово – что ясный день. В гостях у Этикета.

Повторение и обобщение по курсу «Я – гражданин России» .

Экскурсия в историко – краеведческий музей п.Октябрьского.

        

4. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

5. Формы и виды контроля:

 устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования,  фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.

6. Методические рекомендации.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

                  В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной  работы: это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т. д.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Стержень воспитательной программы - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.

        Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться,  как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

7. Описание материально – технического обеспечения программы.

№п /п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

1

Г.Леликов. Станица Архангельская: годы и люди 1793-2008 г. Ростов –на -Дону: «Донской писатель», 2008 г.

1

Города и люди. Книга очерков о выдающихся кубанцах. Краснодар: Периодика Кубани, 2007 г.

1

Ю.В.Ефремов. Озёра Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2006 г.

1

Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003        

1

Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва.        

1

Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2008 г.        

1

Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

1

Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

1

2

Печатные пособия

Карты России и Краснодарского края

 1

3

Технические средства обучения

Компьютер.

1

4

Экранно – звуковые пособия

        Интерактивная доска

1

5

Игры и игрушки

3

6

Оборудование класса

Уголок «Моя Кубань -  моя Россия»

1

7

Перечень наглядных средств обучения:

Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»

Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн края, района, станицы.»

Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

Портрет президента РФ

Портрет губернатора Краснодарского края.

Географические карты РФ, края, района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2 класс

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Название: «Россия-мои горизонты»

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности   Название:  «Россия-мои горизонты»...