Конспекты классных часов "День матери" и "Сагаалган".
классный час по теме

Тугутова Татьяна Владимировна

Конспекты мероприятий ко Дню Матери и Сагаалгану

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_mater1kl.docx31.3 КБ
Файл sagaalga1.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «День матери»

1 «а» класс МБОУ СОШ №1

Кл. руководитель: Тугутова Т.В.

Ход урока

  1. Оформление стенда «Стоп, мама, снято!»
  2. Выставка рисунков «Моя мама самая, самая …»
  3. Видеоролик  «Давайте поговорим о маме!»

Учитель: Добрый день, дорогие мамы!

                Здесь для вас, любимых и дорогих,

                Будет праздник небольшой,

                Но праздник очень радостный.

                Он Днём Матери называется

                И в конце ноября отмечается.

- На дворе ноябрь, а мы говорим о маме. Обычно мы поздравляем мам когда? (восьмого марта) Почему же мы заговорили о них сегодня?

Учитель: 30 января 1998 года Указом президента РФ установлено: последнее воскресенье ноября считать Днём матери,  воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни.. Все сегодняшние слова звучат только для наших мам.

 Ученик: И сегодня в этом классе

                  Много самых разных мам.

                  Всех мы вас сюда позвали

                  Не случайно – по делам!

  Ученик: По каким таким делам?

                  Не пугай гостей ты нам!

                  Просто он хотел сказать

                  Мам хотим мы испытать.

  Ученик: Мамы есть у нас со стажем,

                  Опыт их нам очень важен.

                  Так, пора уже решать,

                  Как мы будем их пытать?

  Ученик: Вот, чудак, да не пытать!

                  Мам мы будем прославлять!

                  Но не только лишь словами,

                  А наглядными делами!

Мамы! Надо вас проверить. Все знают расписание своих детей? Расписание на понедельник? Среду? А на пятницу?

Учитель: Мама! Как емко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». Сегодня мы хотели бы подарить минуты радости нежным, милым и ласковым мамам. Каждую секунду в мире рождаются 3 человека. Это мама даёт им жизнь. Мать – это окно в большой мир. Мать – это наша опора и защита.

Вы любите своих мам? А часто им это говорите?

 Но иногда мы обижаем своих мам, непослушным поведением, плохими оценками. Как же не обижать мам? Вспомните волшебные слова.
Много написано стихов, песен о маме.  А сколько пословиц и поговорок., которые отражают мудрость матери, ее заботу, нежность , внимание и любовь к детям. Давайте вспомним некоторые из них.

«Собери пословицу»

Нет милее дружка, / ……………..чем родимая матушка.

При солнышке тепло, / …………..при матери добро.

Птица рада весне, /………………. а ребенок матери.

Материнская ласка /………………….. конца не знает.

Входят дети под музыку, читают стихи: 

Ученик:        Наш первый класс поздравить рад
Всех мам на всей планете.
Спасибо маме говорят
И взрослые и дети.

Ученик:        Без сна ночей твоих прошло немало,

Забот, тревог не перечесть!

Земной поклон тебе, родная мама,

                  За то, что ты на свете есть!

Ученик:        Дорогие наши мамы! 
Заявляем без прикрас – 
Честно, искренне и прямо – 
Очень, очень любим Вас!

Ученик:        Хоть и манят нас просторы, 
Мы от мамы ни на шаг! 
С папой можем сдвинуть горы… 
Если мама скажет - как!

Ученик:        За доброту, заботу, золотые руки,

За материнский твой совет,

Тебе желаем все мы дружно:

Живи, родная, много лет!

Учитель: Слово мама – одно из самых древних на Земле и одинаково нежно звучит на языках всех народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Словом мать называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям – народам, её населяющим.

Ученик      Мама и Родина очень похожи:

мама - красивая, Родина - тоже!

Вы присмотритесь: у мамы глаза

цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

что на бескрайних полях колосится.

Если поёт мама песню, то ей

вторит весёлый и звонкий ручей...

Так и должно быть: что дорого нам, -

напоминает всегда наших мам!

А теперь поиграем в игру “Мамочка”. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: “Мамочка”.

– Кто пришёл ко мне с утра?
– Кто сказал вставать пора?
– Кашку кто успел сварить?
– Чаю чашку мне налил?
– Кто косички девочкам заплёл?
– Кто меня поцеловал?
– Кто ребячий любит смех?
– Кто на свете лучше всех?

 «Найди маму»

(ведущий бросает детям мячик и называет детенышей животных, а они называют их мам) мамы помогают!

тигренок – тигрица

теленок - корова

поросенок – свинья

львенок – львица

зайчонок – зайчиха

черепашонок – черепаха

цыпленок – курица

жеребёнок – лошадь (кобыла)

утенок – утка

ежонок – ежиха

бельчонок – белка

совенок – сова

лисенок – лиса

ягнёнок - овца

медвежонок – медведица.

Учитель: А вы знаете, что наши мамы, ухаживающие за двумя детьми и мужем в течение года вымывают  18000  ножей, вилок, ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек. Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного  шкафа и обратно за год достигает 5 тонн. В течение года мамы проходят за покупками 2000км. А если наши мамы еще и работают , то мы им должны во всем помогать! А как вы помогаете своим мамам?

Ученик:     Мамин труд я берегу
                Помогаю, чем могу.
                Нынче мама на обед
                Наготовила котлет

И сказала: «Слушай,
Выручи, покушай!»
Я поел немного.
Разве не подмога?

Ученик:        Ты ведь, мамочка, устала —
Отдохнула б, полежала,
Почитала, повязала,
Телевизор бы включила,
Может, что-нибудь пошила,
Постирала, поварила,
Подмела бы пол, помыла…
Ну а ты покой забыла —
Вновь и вновь глядишь уныло
То в дневник, а то в тетрадь!
И сидишь со мною рядом,
И меня пронзаешь взглядом.
Ты ведь, мамочка, устала…
Да и мне бы… Погулять…

Учитель: Это конечно же шутка. Наши детки настоящие помощники. (вопрос к детям) Все помогают своим мамам? Как помогаете? (вопрос к родителям) Честно говорят дети?

Игра «Варим кашу», конкурс поваров.

Выходят участники игры, берут карточку и необходимо приклеить табличку с названием продукта на импровизированную кастрюлю. Одна команда варит борщ, а другая –плов.

На карточках названия продуктов: мясо, рис, морковь, лук ,чеснок, соль, масло, лавровый лист, свёкла, капуста, морковь, картофель, мясо, лук, соль, помидор.

Учитель: Мы можем помочь маме не только на кухне. Поиграем в такую игру: я начну стихотворение, а вы заканчиваете:

Я люблю трудиться, не люблю лениться.
Сам умею ровно, гладко застелить свою…
(кроватку) 
Помогать я маме буду, с нею вымою…
(посуду) 
Я без дела не сидел, сделал очень много дел: 
Посуда вся помыта и даже не…
(разбита).

Ученик:        У мамы немало забот и хлопот,
                      Мы знаем, что часто она устаёт
                      И мамочке любимой
                      Мы слово даём,
                      Что будем помогать ей
                      Всегда и во всём.


Учитель: А теперь дети вас ждут «Загадалки». Слово спряталось куда-то, Слово спряталось и ждет. Пусть найдут меня ребята. Ну-ка, кто меня найдет?

Мама, папа, брат и я –
Вот и вся моя
... (семья)

Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей ...
(маме!)

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей...
(мамы)

(Отгадки написаны задом-наперед на карточках)

Эти шарики на нити вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы в маминой шкатулке ...
(ысуб)

В ушках маминых сверкают, цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки украшения ...
(икжёрес)

Край ее зовут полями, верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка - есть у мамы нашей ...
(акпялш)

Назовите-ка посуду: ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей – ерунда. Это же ...
(адоровокс)

В брюхе у него вода забурлила от тепла.
Как разгневанный начальник, быстро закипает ...
(кинйач)

Это кушанье для всех мама сварит на обед.
И половник тут как тут – разольет в тарелки ...
(пус)

Пыль найдет и вмиг проглотит – чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос, коврик чистит ...
(соселып)

Гладит платья и рубашки, отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг – имя у него ...
(гюту)

Учитель: Молодцы! А теперь послушаем секретный стих про мам.

Ученик:         Мамы любят, есть варенье,

В темноте на кухне сидя,

Петь, танцуя в воскресенье,

Если их никто не видит.  

Мамы любят лужи мерить,

Находя их жарким летом,

Забывать ключи от двери,

А потом слоняться где- то.  

Мамы любят спать в субботу,

И лепить слонов из снега,

И прогуливать работу,

И зимой без шапки бегать.  

Мамы любят грызть конфеты

И кататься на трамвае,

Но они молчат об этом.

Почему? Никто не знает…

Учитель: Для вас, дорогие мамочки этот музыкальный подарок. Дети исполняют песню про маму.

Учитель: Ребята, а что вы подарите своим мамам?

Ученик:         А какой подарок маме
                Мы подарим в Мамин день?
                Есть для этого немало 
                Фантастических идей.
Ученик        Ведь сюрприз готовить маме -
                Это очень интересно…
                 Мы замесим тесто в ванне
                Или выстираем кресло…
 Ученик        Ну, а я в подарок маме
                Разрисую шкаф цветами,
                Хорошо б и потолок…
                Жаль, я ростом невысок.

Ученик:         Мы подарок маме
                Покупать не станем -
                Приготовим сами.
                Своими руками.

Ученик:         Можно вышить ей платок.
Можно вырастить цветок.
Можно дом нарисовать.
Речку голубую...
А ещё расцеловать
Маму дорогую!

Ученик:         Мы своими нежными руками
Сделали подарочек для мамы
Чтоб на праздник подарить смогли мы
Нашу радость мамочкам любимым.

Все дети очень любят свою маму, стараются их не огорчать. Наши ребята приготовили в подарок открытки для мамы.

Дети дарят мамам свои поделки.

Учитель: А напоследок, мы споем вам частушки!

Всем мамулям в этот день
Дарим мы частушки,
Чтобы мамочки у нас
Были веселушки!

Нашу маму на работе
Сильно уважают,
А домой она приходит –
Сильно обожают!

Я люблю свою мамулю,
Она добрая душа,
Если где-то я халтурю,
Всё прощает мне она.

Не сердитесь вы на маму,
Если говорит не то,
Лучше обнимите маму,
Поцелуйте горячо.

Юля вымыла полы,
Оля помогала,
Только жалко – мама снова
Всё перемывала.

Закопчённую кастрюлю
Оля чистила песком
Два часа в корыте Олю
Мыла бабушка потом.



Папа сильный, папа умный,
Папа замечательный,
Только мамочка всегда
Добрее обязательно.

Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам.
Мы за всё, за всё, родные,
Говорим: “спасибо вам!”

Мы вам спели, как сумели, 
Мы ведь только дети, 
Зато знаем наши мамы 
Лучше всех на свете! 

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Учитель:
Праздник наш уже кончается,
Что же нам еще сказать?
Разрешите на прощанье –
Всем здоровья пожелать!
Будьте веселы, здоровы.
Всем дарите добрый свет!
Приходите в гости снова
И живите до ста лет!

Вручение подарков мамам .



Предварительный просмотр:

Тема: «Сахилзаhаар ерэбэ сагаан hарамнай!»

Класс: 1

(Звучит фонограмма бурятской мелодии, девочки исполняют приветственный танец, преподносят хадаки членам жюри).

Хором

Шэнэ жэлээр,

Шэнын нэгэнээр,

Сагаан hараар,

Сагаалганаар

1.Амар мэндэ, амар мэндэ-э!

Сагаан hараар айлшадаа

2.Сагаан хадагаар золгожо,

Сагаан эдеэгээр угтанабди.

3. Праздник Белого месяца,

Праздник Вечного месяца,

Только доброе ценится,

Только в светлое верится.

(Песня «Сагаан hараар, сагаалганаар»).

4. Мүнхэ наhаар,

Мүнгэн hараар,

Сагаан хэшэгээр,

Сагаалганаар,

Амар мэндэ-э! Амар мэндэ-э!

5. Нам песни многих стран известны

Мы с ними дружим и поём.

Но где  найти нам лучше песни

Рождённой здесь в краю родном.

(Поют песню группа девочек)

6. Эхэ газартам,

Эсэгэ дэлхэйдэм,

Буряад орондом

Бууса тоонтодом

Буужа ерэбэш даа

Сагаан hарамнай,

Сагаалгамнай.

 (Обряд приветствия: золголго)

7. Нэгэ наhа нэмээжэ ерэбэш даа

Угай заншалаар угтахабди даа.

Арад зоноо амаршалнаб даа

Сагаан hараар, Сагаалганаар!

 

8. Сагаан эдеэн хүндын дээжэ

Салгидхан тандаа барихамнай гээшэ

Сагаан hарада, хэндэшье мэдээжэ,

Сайлан таанадаараа сэнгэхэмнай гээшэ.

Родитель 1: Испокон веков буряты славились гостеприимством. Каждого человека, знакомый или незнакомый, в бурятском доме встречали радушно. Без угощения не отпускали из юрты даже ближайшего соседа.

(Жюри учитывает количество и качество блюд, правильность их приготовления, умение преподнести угощение, то есть соблюдение законов бурятского гостеприимства. Выставка-конкурс «Блюда бурятской кухни»)

9. Аяга сай - эдеэнэй дээжэ,

Буряад  зоной хуушан ёhо заншалаар

Бэе бэедээ hайниие хусэел.

10.Сагаан эдеэнэй  дээжэhээ хуртэе,

Ногоон сайhаа заатагуй амсая!

11.Сагаан hараар айлшадаа

Сагаан хадагаар золгожо,

Сагаан эдеэгээр угтаял даа.

(Наадан «Алтан бэhэлиг» - Алтан  бэhэлиг элиг- алхаад гара, мунгэн бэhэлиг-мулхеод гара. )

               А) Би хошоо угэ мэдэхэб:Эдихэнь- гошок, ябахань-   биршог.

               Б) Би дуу дулахамни «Улаалзай» .

               В) Би оньhон угэ мэдэхэб: А- узэг- эрдэмэй дээжэ, Аяга сай - эдеэнэй дээжэ.

               Г) Би хатарха дуратайб. Нэгэ хатар хатархамни.

               Д) Би шулэг уншаад угэхэмни.

- Зай ухибууд еохор наадаа эхилхэмнай гу?

12. Сагаан hара гаража

Сагаалгамнай эхилбэ,

13) Сарюун нухэд сугларжа,

Ёохор наадан эхилбэ.

( Еохор.Выступление детей и родителей)

Ведущий: Есть у бурят удивительный обычай – произносить благопожелания. Благопожелания – это глубокая философия, высокое искусство, это душа народа. Они передаются  из поколения в поколение и имеются у бурят на все случаи жизни: к рождению ребенка, к свадьбе, к праздникам.

14) Наhан дээрээ наhа нэмэжэ,

Ухаан дээрээ ухаа нэмэжэ,

Гаhар зузаан Нохой жэлдэ

Түбшэн даруу зантай,

Ажалаа жолоо болгожо,

Амжалтаа шэмэг болгохотнай болтогой!

Ведущий: Какой праздник без игр и спортивных состязаний! Буряты издревне славились ловкостью, меткостью, силой. Приглашаем принять участие в конкурсах баторов и мэргэнов.

Конкурсы:

         Конкурс на меткость « Аламжи Мэргэн» (метание стрел в мишень)

         Конкурс баторов на силу и выносливость (перетягивание соперника)

         Конкурс «Охотник - следопыт» (участники с завязанными глазами должны обойти три дерева, не задев их).

Ведущий: Дорогие друзья! Как же быстро, как степной ветерок, пролетел наш праздник… Мы надеемся, что радость встречи, общение, единение согрели ваши сердца и будут помниться долго-долго. Дахин уулзатараа баяртай!

В конце праздника чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....