Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива
статья на тему
Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:
воспитание в процессе обучения;
внеурочная деятельность;
внутриклассная деятельность;
межклассная деятельность;
внеклассная деятельность;
участие в работе творческих объединений;
массовая, общешкольная;
работа с семьей и общественностью.
Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности.
Для работы педагога по созданию коллектива учащихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания учащихся.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Поэтому к основным характерным признакам коллектива относятся:
наличие общественно значимых целей;
их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
соответствующая организация совместной деятельности;
систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
развитые критика и самокритика;
сознательная дисциплина.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Выделяют три воспитательные функции коллектива:
организационную - детский коллектив становится объектом управления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.
Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.
Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:
поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
учетом личностных особенностей каждого учащегося;
реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;
использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.
Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:
специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;
деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;
Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:
сбор информации о коллективе и входящих в него членах;
2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых - оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.
Коллектив - это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет.
Одним из кардинальных вопросов в процессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологического климата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) и специальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основным средствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом, соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношений и другие.
Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы . Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг.
Групповые занятия - тренинги по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем.
Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:
воспитание в процессе обучения;
внеурочная деятельность;
внутриклассная деятельность;
межклассная деятельность;
внеклассная деятельность;
участие в работе творческих объединений;
массовая, общешкольная;
работа с семьей и общественностью.
Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.
Традиционные общешкольные праздники: День знаний, День Учителя, Посвящение в ученики (первоклашек), пятиклассники и старшеклассники, Новогодний марафон, День Победы, Прощание с начальной школой, Последний звонок, Выпускной вечер.
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.
Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
Список литературы
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.
- Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.
- Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.
- Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».
Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры». В последние годы наше общество в полной мере ...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя по сплочению ученического кол...
Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя по сплочению ученического кол...
Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива.
Воспитательная работа по сплочению ученического коллектива....
Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива.
Презентация. Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива....
Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива
Формы работы по сплочению ученического коллектива...