Музыка и ребёнок
статья на тему
Данный материал может быть использован для бесед с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_univer.doc | 79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, умным и стал успешным в жизни человеком. И, конечно, вы готовы приложить к этому все усилия Ну, что ж давайте подумаем, как мы сможем помочь нашему ребёнку. Влияет ли музыка на развитие личности ребенка? Как же сделать музыку своим союзником в воспитании ребенка? Мир музыки так богат и разнообразен. С чего же начать? Ваш ребёнок делает первые шаги в жизни. Поэтому давайте заглянем в детство музыкальной культуры. Возможно, именно там мы найдем нужные нам ответы. Одним нравится слушать музыку, ходить в театры и музеи, а другим - этим заниматься. Для развития будущих способностей познакомьте ребенка с искусством уже в раннем детстве, и он сам определится со своими предпочтениями. Понятие «всесторонне развитая личность» подразумевает и творческое начало. Если в доме звучит музыка, то дети привыкают к гармонии и растут более спокойными. 1. Слушайте с ребенком магнитофон, музыкальные игрушки, диски, радио, концерты по телевидению и живую музыку. Чередуйте классику, популярные мелодии и сольные выступления инструменталистов. Побольше слушайте с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом. Существует теория о «детском эффекте Моцарта», в которой утверждается, что классическая музыка, особенно высокочастотные звуки произведений Моцарта, благотворно влияет на умственное развитие и математические способности детей. Более того, исследовательская группа Калифорнийского университета (Ирвин) обнаружила, что после восьми месяцев занятий на музыкальных инструментах у дошкольников улучшилось логическое и пространственное мышление. К тому же другие исследования также подтверждают влияние музыки на умственное и творческое развитие, на концентрацию внимания и координацию. 2. Учите ребенка экспериментировать со звуками. Фортепиано, гитара, барабаны, ксилофон или даже обычные тарелки и ложки помогут развить музыкальный талант. Детям нравится отбивать ритм. Попросите малыша погреметь коробочкой с рисом и любуйтесь его улыбкой. Создайте вместе с ребёнком самодельный музыкальный инструмент, привлекая его к посильной деятельности. Стеклянные баночки, стаканы с водой, коробочки из-под конфет - всё это будет звучать в его руках и принесёт радость ребёнку в творчестве. 3. Танцуйте с ребенком: кружитесь, почувствуйте ритм и двигайтесь в такт музыке. Пусть он и сам покачивается, двигает руками и ногами или прыгает, как зайчик, под музыку. Посещайте подходящие по возрасту концерты, детские спектакли, короткие танцевальные представления. У вас нет возможности посетить театр. Не отчаивайтесь, проявите смекалку и создайте свой домашний театр. Подобные мероприятия должны приносить радость и желание больше увидеть и услышать 4. Ходите вместе в музеи. Во многих городах есть музеи для детей или специализированные детские отделы в больших музеях, где можно даже потрогать экспонаты руками. Чтобы малыш стал более наблюдательным и разбирался в искусстве, создайте свой домашний музей музыкальных инструментов. Тут всё зависит от творчества и увлечённости самих родителей, а главное – от их желания помочь своим детям развить их способности, сделать их жизнь интересней. Все малыши без исключения, очень музыкальный народ. Все они любят танцевать и особенно петь. Очень тонкая детская душа, чувствительна к мелодиям, и довольно часто малыши начинают петь гораздо раньше, чем ходить. Поэтому пение следует всячески поощрять различными спектаклями и совместным семейным пением. Музыка развивает вкус ребенка и память. А ведь песня это не только мелодия, это и стихи. Предлагая слушать малышу, хорошие красивые песни вы тем самым подводите малыша в дальнейшем к распознаванию взрослой и серьезной музыки. Совместное пение объединяет детей и родителей, приобщает к музыке. Пойте детские песенки, которые нравятся малышам, замечательные песни можно выбрать из мультфильмов. В семейном пении не надо перепевать ребенка, пусть он солирует, вы лишь тихо подпевайте, задавайте тон и интонацию. Ни когда не смейтесь над ребенком, если он фальшивит. И тем более не ругайте. Дети ранимы и возможно ваши укоры навсегда отвернут у ребенка желание петь, но это еще не самое страшное, вы посеете в нем неуверенность. «Мир музыки с радостью и улыбкой и пусть растёт творческий потенциал!» Только через такой девиз надо начинать работу со своими детьми. быстро включаются в игру по изучению звуковых возможностей окружающих вещей и по изобретению новых инструментов-игрушек. Темброво-шумовой аккомпанемент можно подбирать к знакомым песенкам, стихам, сказкам, загадкам и даже к картинкам. Игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок – занятие чрезвычайно увлекательное и для детей, и для самих взрослых. Попробуйте с помощью шумового аккомпанемента инсценировать сказку: изобразить героев, характер их действий, окружающую обстановку. Совместное с ребенком исследование звуков, «живущих» в разных предметах, и создание собственной темброво-шумовой драматургии к знакомым сказкам приведет вас к настоящему творческому общению. Вот тогда поход в музыкальный магазин обретет совсем иной смысл. Ведь вы пойдете покупать не просто очередную игрушку, а будете выбирать звуковой наряд для сказочной принцессы, или для лягушки-квакушки, или для волка – зубами щелк. Игры со звуками обогащают эмоциональную сферу ребенка При доминирующем значении положительных эмоций дети четырех-пятилетнего возраста нуждаются в разнообразии впечатлений, обогащении палитры переживаний. Познавая окружающий мир через призму эмоций, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. Им свойственна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Именно в этот период взрослые начинают обучение детей музыке. |
Приобщение ребенка к миру музыки:
Музыка, как известно, способна творить чудеса. Она может даже излечить, и тело и душу. Ну и поэтому вполне естественно, что музыка нашу жизнь делает красивее, помогает быть сильнее, чище, светлее.
«Мир музыки с радостью и улыбкой и пусть растёт творческий потенциал!» Только через такой девиз надо начинать работу с маленькими детками.
Очень важно и наиболее трудно - вводить занятия музыкой естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни, открыть ребенку чудесную и многогранную страну музыки. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир. Чем раньше ребенка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Музыка многому учит малыша – слушать и слышать, развивает его воображение, улучшает его слуховую память, а также зрительное и слуховое восприятие.
Научить ребенка полюбить музыкальный инструмент:
Зажечь в ребенке интерес к музыке, к инструменту, слить их с его жизнью. Начиная заниматься с маленькими детьми, стараться не отпугнуть их слишком серьезным, это может показаться им утомительным и скучным. Необходимо предоставлять детям право выбора музыкальных инструментов для обучения. Это тоже важный вопрос, который не всегда учитывается как родителями, так и учителями. Большинство пап и мам хотят, чтобы дети учились на наиболее престижном инструменте — фортепиано. Между тем, правильный выбор инструмента зависит от строения рук ребёнка и от его желания.
Привлечь к себе симпатию ученика:
Одно из условий – привлечь к себе симпатию ученика, влюбить его в себя.
Первое, с чего начинается приобщение ребенка к музыке – это встреча и знакомство со своим учителем. С первых уроков привлечь к себе симпатию ученика. Я не могу быть уверенной в том, что ребенок полюбит музыку, но от преподавателя зависит очень многое и только он может привлечь ребенка через любовь и личный пример. Оттого, какой контакт сложится у ученика с учителем, будет зависеть успех ребенка в обучении музыкой. Учителю очень важно стать для ученика самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Это очень нелегкая задача, которая требует повседневной работы над собой, мудрости и великого терпения. Учитель должен быть личностью, и эта личность должна быть интересна ученику.
Любовь к детям – главное условие педагогической деятельности. Любящий детей и увлеченный своей работой преподаватель интуитивно и сознательно выбирает модели поведения и обучения. А как приятно сознавать что ученики, которых ты воспитываешь, всецело преданы тебе.
Создание непринуждённой обстановки :
Необходимо создать обстановку, в которой дети чувствовали бы себя спокойно и свободно, чтобы уроки были максимально эффективными и комфортными, чтобы ученики с радостью бежали в детскую школу искусств. Необходимо создать ученикам благоприятные условия для дальнейшего успешного обучения. Это один из главных принципов работы с начинающими музыкантами. Дать ученику возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Учитель должен создавать непринужденную радостную атмосферу на уроке, пробуждать воображение, не только учить музыке, но и воспитывать музыкой. Чем бы вы не занимались с учеником , любое занятия для него должно быть в радость. Процесс творчества, доброжелательная обстановка на каждом уроке, вызывает желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно.
Целостный подход в решении педагогических задач; стремление к осмысленности самого процесса:
Обогащение учащихся музыкальными впечатлениями через пение, слушание, музицирование, в музыкально-ритмических движениях;
-Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Применение полученных знаний и навыков игры на инструменте в самостоятельной работе над музыкальными произведениями
Формирование самостоятельной и сознательной работы является необходимым условием в преодолении тех трудностей, связанных с приобретением первоначальных навыков игры, которые стоят перед учащимися. Ставя перед учащимся проблему приобретения навыка самостоятельного разбора музыкальных произведений преподаватель прежде всего ставит перед собой определенную воспитательную цель- научить ученика трудиться, а цель этого труда- это ощутить результат своей работы. Это стремление надо как можно раньше развивать у ребенка и всячески его поддерживать. Задача, поставленная перед учителем любой специальности- научить своих воспитанников не только усваивать знания в готовом виде, но и прививать им потребность к самостоятельному добыванию знаний. От умения работать самостоятельно зависит общее развитие ребенка, творческий рост, продуктивность каждого урока.
Последовательность в усложнении различных исполнительских приемов и навыков игры на инструменте.
Чтобы добиться наилучших результатов в обучении начинающего музыканта, необходимо заинтересовать его в работе, соблюдать последовательность в изучении каждого нового навыка и добиться осмысленного их усвоения, соблюдать принцип от простого к сложному. Неправильные навыки возникают из-за чрезмерно трудных, непосильных для ученика заданий и ошибок, которые могут допустить неопытные педагоги. Поэтому совершенно необходимо соблюдать в обучении юных музыкантов последовательность, постепенность в возрастании трудностей.
Возможность ансамблевой игры, как один из важнейших принципов музыкального воспитания музыканта.
Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, мелодического, полифонического, тембро- динамического). Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ансамблевое музицирование способствует развитию памяти. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.
Принцип положительной оценки выступлений учащихся:
Важнейшим вопросом в начальном обучении являются критерии оценки.
Они должны быть гибкими и оценивающими, в первую очередь, труд, вложенный учеником, отражать состояние музыкальных способностей и весь процесс развития ученика способствующий еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Оценка необходима, она должна быть "индивидуальной" и выставляться исключительно ученику, а не преподавателю и, что самое главное, она должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. Вместе с тем оценка должна объективно отражать результаты работы ребёнка, направлять его последующий труд в сторону улучшения самоконтроля, повышения качества игры. Необходимо чаще хвалить юного музыканта. Похвала улучшает самочувствие и появляется уверенность в себе. Хваля ученика, учитель придает ему большей уверенности в своих силах и возможностях, уходит боязнь перед инструментом
Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что он ребенок, которому свойственно конкретное мышление. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным, метким. Очень важно создавать эмоциональный настрой урока. Нужно вовлекать в работу ученика и делать это постоянно, не просто давать ему необходимую информацию и делать замечания, которые дети просто пропускают мимо ушей, но направлять ученика к тому, чтобы он сам себе делал замечания, находил ошибки и и находил пути как их исправить. Каждый преподаватель, занимающийся воспитанием ученика, стремится к тому, чтобы ученик вырос разносторонне развитым человеком. Разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, педагог должен вместе с тем непрерывно изучать ребёнка, быть психологом. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребёнок. Педагог должен непрерывно наблюдать и, обучая, учиться сам.
Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося, создать условия для самореализации, самопознания и самоопределения личности, применять такие средства, которые помогли бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие. Музыка научит ребенка слышать и слушать, видеть и смотреть, лучше чувствовать. Занятия музыкой обогатят его внутренний мир, будет эмоционально насыщать его, следовательно, сделает его более целеустремленным и всесторонне развитым. Музыка учит образному мышлению и ежедневному кропотливому труду. Это становится возможным, когда дети сами получают удовольствие от того, что они делают. Именно поэтому в процессе обучения в первую очередь, сначала необходимо ориентироваться на вкусы и предпочтения ребенка, а в дальнейшем уже стараться адаптировать учебный материал под конкретные цели и задачи. В учебной работе необходимо развивать метод индивидуального подхода к обучению, постоянно совершенствуем наши уроки и стремимся сделать их еще более увлекательными, что особенно актуально, когда речь идет об уроках для детей. «Музыка сама по себе не делает нас умнее, – объясняет канадский психолог Сильвен Морено. Однако она воздействует на самые разные способности, которые, в свою очередь, делают нас более чувствительными к восприятию информации».
В работе с учащимися важен тесный контакт преподавателя с родителями. Здесь должна быть взаимная помощь в обучении ребенка. Родители должны стараться создать все необходимые условия своему ребенку для занятий дома, поощрять детей заниматься, приходить на родительские собрания, концерты, быть в курсе всего, что происходит в школе.
Дети любят выступать и им нужно чаще давать такую возможность. В них просыпается здоровый дух соревнования, желание показать свои способности, умения, а это в свою очередь стимулирует желания заниматься и достигать лучших результатов. Привить ученику интерес к музыкальному искусству можно, только систематически развивая его способности и необходимые навыки.
В первые годы обучения закладываются основы музыкальных знаний и навыков игры на инструменте, во многом определяющие успехи дальнейшего развития учащихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделять пристальное внимание. Первоначальные навыки оказывают громадное влияние на всё последующее развитие ученика. Основная задача начального обучения научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней. Сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, стараясь как можно легче и понятнее преподносить необходимые знания. Тем самым создавая благоприятные условия для дальнейшего обучения.
В процессе обучения педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося, применять такие средства, которые помогли бы ребенку увидеть свои достижения и стимулировали бы это развитие. Не все обучающиеся, обладая средними музыкальными данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы обучающиеся могут успешно учиться, художественно развиваться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов.
Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Чуткий педагог - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какое отношение у него будет к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель должен обладать высокой культурой общения, богатым воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на инструменте, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.
В процессе обучения следует помнить, что центральной фигурой в нем является ученик, а не музыка, потому что ее ценности уже давно определены. Если поменять эти ориентиры местами, то произойдет перекос, и личность ученика окажется вне поля нашего зрения. И тогда цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку» - останется в стороне. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние музыки на здоровье ребёнка.
Сообщение о влиянии музыки на развитие детского организма. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке так как это является важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, ...
Материал для родителей " Десять причин заняться ребёнку музыкой"
Уважаемые родители, посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. В чём же секрет этого иск...
Музыка в жизни ребёнка
Музыка для ребенка − мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость....
Доклад На тему:«Воздействие музыки В.А.Моцарта на ребёнка»
ДокладНа тему:«Воздействие музыки В.А.Моцарта на ребёнка»...
статья .Роль музыки в жизни ребёнка. Материал для родителей.
Музыка в повседневной жизни ребенка. Консультация для родителей....
Статья "Влияние музыки на формирование личности ребёнка"
Коррекционная педагогика...
Статья "Как музыка может помочь развитию мозга ребёнка"
Коррекционная педагогика...