Буклет "Освоение системно-деятельностного подхода в воспитании"
материал на тему
В данном буклете содержится информация о формах взаимодействия взрослого и ребёнка, в рамках системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Освоение системно-деятельностного подхода в воспитании" | 789.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия взрослого и ребёнка
♦ Игровые развивающие ситуации;
♦ Проблемные ситуации;
♦ Игры-путешествия;
♦ Игры-эксперементы;
♦ Творческие игры;
♦ Познавательно-исследовательская деятельность;
♦ Проектная деятельность;
♦ Сочинительская деятельность;
♦ Викторины;
♦ Коллективно-творческие дела;
Структура воспитательного занятия-введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Самоопределение к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение воспитанника в пространство воспитательной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование, а именно:
1) актуализируются требования к нему (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии
На данном этапе организуется подготовка и мотивация детей к надлежащему самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
3) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Выявление причин затруднения
На данном этапе воспитатель организует выявление воспитанниками причин затруднения. Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
На данном этапе воспитанники в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему занятия, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит воспитатель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные детьми, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: воспитанники самостоятельно или под руководством воспитателя выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, воспитатель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка воспитанниками собственной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Век 21–векоткрытий,
Векинноваций, новизны,
Отпедагогаведьзависит,
Какимидетибытьдолжны.
Желаемвам, чтобдети
ввашемклассе
Светилисьотулыбокилюбви
Здоровьявамитворческихуспехов !
Ввекинноваций, новизны!
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Школа- интернат №18»
«Освоение
системно-деятельностного
подхода в воспитании»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...
Воспитание и развитие личности на основе системно-деятельностного подхода
Формирование УУД с помощью системно-деятельностного подхода. Статья для учителя начальных классов, работающего по учебнику Петерсон Л.Г....
Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...
Презентация по теме Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Игровые технологии
Роль игры для детей младшего школьного возраста...
Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....