Буклет "Освоение системно-деятельностного подхода в воспитании"
материал на тему

Бойваленко Елена Николаевна

В данном буклете содержится информация о формах взаимодействия взрослого и ребёнка, в рамках системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия взрослого и ребёнка

 

 Игровые развивающие ситуации;

 Проблемные ситуации;

 Игры-путешествия;

 Игры-эксперементы;

 Творческие игры;

 Познавательно-исследовательская деятельность;

 Проектная деятельность;

 Сочинительская деятельность;

 Викторины;

 Коллективно-творческие дела;

 

Структура воспитательного занятия-введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

 

1. Самоопределение к учебной деятельности

          Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение воспитанника в пространство воспитательной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование, а именно:

1) актуализируются требования к нему (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

          На данном этапе организуется подготовка и мотивация детей к надлежащему самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

          Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
3) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Выявление причин затруднения

          На данном этапе воспитатель организует выявление воспитанниками  причин затруднения. Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

          На данном этапе воспитанники в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему занятия, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит воспитатель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта

          На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные детьми, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление во внешней речи

          На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

          При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: воспитанники самостоятельно или под руководством воспитателя выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение

          На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

          Организуя этот этап, воспитатель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

          На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка воспитанниками собственной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

Век 21–векоткрытий,

Векинноваций, новизны,

Отпедагогаведьзависит,

Какимидетибытьдолжны.

Желаемвам, чтобдети

ввашемклассе

Светилисьотулыбокилюбви

Здоровьявамитворческихуспехов !

Ввекинноваций, новизны!

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

 «Школа- интернат №18»

 

«Освоение

системно-деятельностного

подхода в воспитании»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Воспитание и развитие личности на основе системно-деятельностного подхода

Формирование УУД с помощью системно-деятельностного подхода. Статья для учителя начальных классов, работающего по учебнику Петерсон Л.Г....

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....