Классный час "Лес-наше богатство"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
«Лес – наше богатство»
Методическая разработка для учащихся начальных классов
Цели:
- способствовать повышению познавательной активности детей;
- развивать их творческое воображение, экологическую культуру.
Задачи:
- закрепить знания о правилах поведения на природе;
- развивать кругозор детей;
- обогатить словарный запас;
Оборудование:
-компьютер;
- раздаточный материал;
- музыкальное сопровождение (фильм о лесе, о птичьих голосах);
- картинки животных и птиц;
- плакаты.
Ход мероприятия.
Ведущий. Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего мероприятия.
Он зеленый и густой,
Он высокий и большой:
То - еловый, то - дубовый,
То - осиново – сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой. (Лес)
Сегодня мы поговорим о лесе. Лес – это экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья. В настоящее время леса занимают около трети площади земного шара. Общая площадь леса на земле составляет 38 млн. квадратных километров. А площадь леса в России составляет 851 млн.га.
Лес – это одно из главных богатств нашей страны. Большой любитель природы Михаил Пришвин сказал:
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Охранять природу – значит охранять Родину».
Давайте посмотрим фильм о лесе. ( После просмотра фильма идет обсуждение увиденного). Объясните, как понять эти общеизвестные выражения:
- Лес – зеленый наряд нашей планеты.
- Лес – это дом для зверей и птиц.
- Лес – наш друг, наша кладовая.
- Лес – богатство нашей страны.
- Лес – храм природы.
Ребята, а для кого лес является домом? Лес – это общий чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, насекомых, растений.
Сегодня мы поговорим о лесном доме и некоторых его обитателях. Скажите, если представить лес многоэтажным домом, сколько в нем будет этажей или ярусов?
Самый нижний ярус – это подземный. Он состоит из корневой системы растений, лесной почвы, микроорганизмов.
Второй ярус - валежник. Как вы представляете себе валежник? Это упавшие на землю стволы деревьев и их части: сучья, ветви.
Третий ярус – лесная подстилка. Ответьте, из чего она состоит? (Она состоит из опавших листьев, веток, цветов, плодов и других остатков растений, трупов животных.)
Четвертый ярус – травяной.
Пятый ярус - подлесок. Он состоит из кустарников и низких деревьев. Перечислите их. (Можжевельник, бузина, боярышник, шиповник…)
Шестой ярус – древостой. Это самые высокие деревья – сосна, ель, береза, дуб, клен и другие. (Показываем плакаты с надписями этажей лесного дома). Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте загадки.
- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
- Зимой и летом одним цветом? (Ель)
- Выглянул цветочек в полутьме лесной. Маленький разведчик, посланный весной? (Подснежник)
- Синенький звоночек висит, но никогда не звонит. (Колокольчик)
- Клейкие почки. Зеленые листочки. С белою корой стоит под горой. (Береза)
- Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили: гнездо совьет пичуга, грибы растут семьей… Угадай, кто я такой? (Пенек)
- Лишь выглядит красиво, а поступает не красиво: чем к ней нежнее прикасаются, тем она больней кусается. (Крапива)
- Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют. (Рябина)
- Каждый год на нем с охотой, вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен)
- Очень часто над водою, словно согнута бедою, Вся печальна, молчалива, узколиста плачет …(Ива)
Ведущий. А сейчас проведем конкурс «С какого дерева упал этот лист?»
(Показываем листья, дети объясняют какому дереву он принадлежит). Лес – это кладезь лекарственных растений. (Дети рассказывают про лекарственные растения, например, ягоды черники полезны для глаз, ягоды малины помогают при простуде, ягоды земляники полезны для сердца). Но в лесу есть и ядовитые растения и грибы. (Ребята называют их, показываем фотографии и рисунки).
Итак, лес – это дом, в котором кроме деревьев есть и другие жители. Это звери, птицы, насекомые. Оказывается, что лесная фауна составляет до половины всех видов животных. Всю эту живность можно разделить на две группы – «друзья» и «враги». Одни помогают лесу, чистят его и лечат, другие портят и калечат.
Конкурс «Друзья и враги». Учащиеся делятся на две команды и получают задание: разложить карточки с растениями на две группы – друзья и враги растений.
Как вы думаете, почему лес называют «лёгкими планеты?»
Нам известно, что человек в сутки использует 750 литров чистого кислорода и выделяет 657 литров углекислого газа. Главным производителем кислорода является лес. В процессе своей жизнедеятельности листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В солнечный день 1 гектар леса поглощает 180-220 кг углекислого газа, а выделяет столько же кислорода. 1 гектар 60- летних сосен выделяет за день 10 тонн кислорода. Тополь – дерево, которое больше всего даёт кислорода.
В лесном воздухе много фитонцидов. «Фито» по-гречески – растение, а «циды» - указывают на какие-то агрессивные свойства этого растения. Фитонциды губительно действуют на многие микроорганизмы. Скажите, какие растения содержат фитонциды? (Дети перечисляют растения: ель, сосна, береза, тополь, дуб, сирень, смородина, крапива, подорожник, ландыш, чеснок, лук, укроп, лимон, апельсин, мята и другие).
Конкурс «Чьи это следы?» Вы слышали, что есть люди, которые умеют «читать» по следам животных. У вас на столах рисунки, на которых изображены следы животных и есть список птиц и зверей. Напишите под каждым рисунком кому принадлежит данный след. ( Дети выполняют задание, а потом проверяют с педагогом насколько оно выполнено правильно).
Ведущий. У леса музыка своя…Её послушайте друзья.
Слушаем диск «Волшебные голоса природы» и «Утро в лесу». Класс делим на две команды и даем задание определить голос птицы.
Ведущий. Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом его и беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде ездит быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Но ты разумный, Человек!
В твоих руках судьба Планеты!
Будь добр и мудр, спасая от огня,
Леса и степи для грядущих поколений.
Пусть в рощах не смолкают соловьи,
«Огнем горят» лишь ягоды рябины,
Ведь в наших силах сохранить леса
И сделать мир зеленым и красивым!
Ведущий. Давайте составим правила поведения на природе.
Не ломай деревьев и кустарников!
Не ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.
Не рвите полевые цветы!
Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты.
Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты.
Нельзя трогать животных и тем более забирать их из леса!
Не шумите в лесу!
Послушайте стихотворение и скажите, какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
А ведь этого могло и не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.
Нельзя разводить костры на природе!
Не оставляй мусор в лесу!
Ведущий.
Давайте подведем итог. Лес – наша жизнь, наше богатство и его надо беречь! Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
« Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
Литература
- Грехова Л.И. В союзе с природой, - М.,Ставрополь: Илекса,
Сервисшкола, 2000.
- ПутинцеваЛ. Деревья-целители.- М,;Эксмо, 2008.
- Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология,- М,:Дрофа,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя семья - моё богатство"
Классный час направлен на формирование у детей понятия семейных ценностей....
Классный час "Моя семья — мое богатство"
Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений...
Классный час "Моя семья-моё богатство"
Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;формирование позитивного опыта семейных отношений;- сплочение коллектива детей и родителей;- развитие ...
классный час "Моя семья - мое богатство"
Разработка классного часа с привлечением в процесс родителей...
Классный час "Моя семья - мое богатство"
В материале представлен конспект с презентацией. На классному часу рассматриваются семейные ценности, традиции и условия семейного счастья. А также мы о школьной семье и правилах поведения в ней....
Классный час" Здоровье -богатство на все времена"
Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья...
классный час "Моя семья-моё богатство"
Практический классный час "Моя семья-моё богатство". В процессе мероприятия ребята создают памятку: ценности семьи, заповеди, традиции семьи....