Классный час "Лес-наше богатство"
план-конспект на тему

Классный час по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_les-nashe_bogatstvo.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лес – наше богатство»

Методическая разработка для учащихся начальных классов

Цели:

- способствовать повышению познавательной активности детей;

- развивать их творческое воображение, экологическую культуру.

Задачи:

- закрепить знания о правилах поведения на природе;

- развивать кругозор детей;

- обогатить словарный запас;

Оборудование:

-компьютер;

- раздаточный материал;

- музыкальное сопровождение (фильм о лесе, о птичьих голосах);

- картинки животных и птиц;

- плакаты.

Ход мероприятия.

Ведущий. Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего мероприятия. 

Он зеленый и  густой,

Он высокий и большой:

То - еловый, то - дубовый,

То - осиново – сосновый.

У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов,

И протоптанной тропинкой,

По нему идут с корзинкой. (Лес)

Сегодня мы поговорим о лесе. Лес – это экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья. В настоящее время леса занимают около трети площади земного шара. Общая площадь леса на земле составляет 38 млн. квадратных километров. А площадь леса в России составляет 851 млн.га.

Лес – это одно из главных богатств нашей страны. Большой любитель природы Михаил Пришвин сказал:

 «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Охранять природу – значит охранять Родину».

Давайте посмотрим фильм о лесе. ( После просмотра  фильма идет обсуждение увиденного). Объясните, как понять эти общеизвестные выражения:

- Лес – зеленый наряд нашей планеты.

- Лес – это дом для зверей и птиц.

- Лес – наш друг, наша кладовая.

- Лес – богатство нашей страны.

- Лес – храм природы.

 Ребята, а для кого лес является домом? Лес – это общий чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, насекомых, растений.

Сегодня мы поговорим о лесном доме и некоторых его обитателях. Скажите, если представить лес многоэтажным домом, сколько в нем будет этажей или ярусов?

 Самый нижний ярус – это подземный. Он состоит из корневой системы растений, лесной почвы, микроорганизмов.

 Второй ярус -  валежник.  Как вы представляете себе валежник?  Это упавшие на землю стволы деревьев и их части: сучья, ветви.

Третий ярус – лесная подстилка.  Ответьте, из чего она состоит?  (Она состоит из опавших листьев, веток, цветов, плодов и других остатков растений, трупов животных.)

Четвертый ярус – травяной.

Пятый ярус - подлесок. Он состоит из кустарников и низких деревьев. Перечислите их. (Можжевельник, бузина, боярышник, шиповник…)

Шестой ярус – древостой. Это самые высокие деревья – сосна, ель, береза, дуб, клен и другие. (Показываем плакаты с надписями этажей лесного дома).  Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте загадки.

  1. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
  2. Зимой и летом одним цветом? (Ель)
  3. Выглянул цветочек в полутьме лесной. Маленький разведчик, посланный весной? (Подснежник)
  4. Синенький звоночек висит, но никогда не звонит. (Колокольчик)
  5. Клейкие почки. Зеленые листочки. С белою корой стоит под горой. (Береза)
  6. Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили: гнездо совьет пичуга, грибы растут семьей… Угадай, кто я такой? (Пенек)
  7. Лишь выглядит красиво, а поступает не красиво: чем к ней нежнее прикасаются, тем она больней кусается. (Крапива)
  8. Осень в сад к нам пришла,  красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют. (Рябина)
  9. Каждый год на нем с охотой, вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен)
  10.  Очень часто над водою, словно согнута бедою, Вся печальна, молчалива, узколиста плачет …(Ива)

Ведущий. А сейчас проведем конкурс «С какого дерева упал этот лист?»

(Показываем листья, дети объясняют  какому дереву он принадлежит). Лес – это кладезь лекарственных растений. (Дети рассказывают про лекарственные растения, например, ягоды черники полезны для глаз, ягоды малины помогают при простуде, ягоды земляники полезны для сердца). Но в лесу есть и ядовитые растения и грибы. (Ребята называют их, показываем фотографии и рисунки).

 Итак, лес – это дом, в котором кроме деревьев есть и другие жители. Это звери, птицы, насекомые.  Оказывается, что лесная фауна  составляет до половины всех видов животных. Всю эту живность можно разделить на две группы – «друзья» и «враги». Одни помогают лесу, чистят его и лечат, другие портят и калечат.

Конкурс «Друзья и враги».  Учащиеся делятся на две команды и получают задание: разложить карточки с растениями на две группы – друзья и враги растений.

Как вы думаете, почему лес называют «лёгкими планеты?»
Нам известно, что человек в сутки использует 750 литров чистого кислорода и выделяет 657 литров углекислого газа. Главным производителем кислорода является лес. В процессе своей жизнедеятельности листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В солнечный день 1 гектар леса поглощает 180-220 кг углекислого газа, а выделяет столько же кислорода. 1 гектар 60- летних сосен выделяет за день 10 тонн кислорода.  Тополь – дерево, которое больше всего даёт кислорода.

В лесном воздухе много фитонцидов. «Фито» по-гречески – растение, а «циды» - указывают на какие-то агрессивные свойства этого растения. Фитонциды губительно действуют на многие микроорганизмы. Скажите,  какие растения содержат фитонциды? (Дети перечисляют растения: ель, сосна, береза, тополь,  дуб, сирень, смородина, крапива, подорожник, ландыш, чеснок, лук, укроп, лимон, апельсин, мята и другие).

Конкурс «Чьи это следы?» Вы слышали, что есть люди, которые умеют «читать» по следам животных. У вас на столах рисунки, на которых изображены следы животных и есть список птиц и зверей. Напишите под каждым рисунком кому принадлежит данный след.  ( Дети выполняют задание, а потом проверяют с педагогом насколько оно выполнено правильно).

Ведущий.  У леса музыка своя…Её послушайте друзья.

      Слушаем диск «Волшебные голоса природы» и «Утро в лесу». Класс делим на две команды и даем задание определить голос птицы.

Ведущий.  Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом его и беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде ездит быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

 Но ты разумный, Человек!

В твоих руках судьба Планеты!

Будь добр и мудр, спасая от огня,

Леса и степи для грядущих поколений.

Пусть в рощах не смолкают соловьи,

«Огнем горят» лишь ягоды рябины,

Ведь в наших силах сохранить леса

И сделать мир зеленым и красивым!

Ведущий. Давайте составим правила поведения на природе.

Не ломай деревьев и кустарников!

Не ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка 

Для дерева - деточка. 

Не рвите полевые цветы!

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты.

Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты.

Нельзя трогать животных и тем более забирать их из леса!

Не шумите в лесу!

       Послушайте стихотворение и скажите, какой поступок человека стал грозной бедой для леса?


Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

       А ведь этого могло и не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.

 Нельзя разводить костры на природе!

 Не оставляй мусор в лесу!

Ведущий. 

Давайте подведем итог.  Лес – наша жизнь, наше богатство и его надо беречь!  Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

      « Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
       Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».


Литература

  1. Грехова Л.И. В союзе с природой, - М.,Ставрополь: Илекса,

Сервисшкола, 2000.

  1. ПутинцеваЛ. Деревья-целители.- М,;Эксмо, 2008.
  2. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология,- М,:Дрофа,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя семья - моё богатство"

Классный час направлен на  формирование у детей понятия семейных ценностей....

Классный час "Моя семья — мое богатство"

Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений...

Классный час "Моя семья-моё богатство"

Цели и задачи:-  формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;формирование позитивного опыта семейных отношений;-  сплочение коллектива детей и родителей;-  развитие ...

классный час "Моя семья - мое богатство"

Разработка классного часа с привлечением в процесс родителей...

Классный час "Моя семья - мое богатство"

В материале представлен конспект с презентацией. На классному часу рассматриваются семейные ценности, традиции и условия семейного счастья. А также мы о школьной семье и правилах поведения в ней....

Классный час" Здоровье -богатство на все времена"

Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья...

классный час "Моя семья-моё богатство"

Практический классный час "Моя семья-моё богатство". В процессе мероприятия ребята создают памятку: ценности семьи, заповеди, традиции семьи....