Программа по развитию познавательных способностей младших «Умники и умницы»
рабочая программа на тему

Насилевская Светлана Павловна

Программа по развитию познавательных способностей младших «Умники и умницы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvivayushchemu_chasu.docx58.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»

Тип учебного учреждения:       Общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения:       Средняя общеобразовательная школа

Класс  обучающихся:                4 класс

Название программы:                     Программа  внеурочной

                                                       деятельности по развитию познавательных способностей младших                                                      «Умники и умницы»  

Название образовательной      

области:                                        Общеинтеллектуальная

Вид образовательной                  

программы:                                 Программа  внеурочной

                                                       деятельности

Ступень образования:               4 (четвертая) ступени

с. Перегребное

2015

Рекомендовано Научно-методическим советом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра,  Тюменской области, Протокол №1 от 31 августа 2015 г.

Составитель: НасилевскаяС.П. учитель начальных классов первой категории МКОУ «Перегребинской общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра,  Тюменской области

Рецензент:

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с  программой дополнительного образования и  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, на основе программы развития познавательных способностей младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой и рабочим тетрадям  «Юным умникам и умницам».

О. Холодова.  Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 4 класса общеобразовательной школы – 2015 г.

 

Учебная программа внеурочной деятельности  по развитию познавательных способностей младших классов «Умники и умницы» предназначена для учащихся 3 классов, с целью формирования познавательных способностей

        Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

        Рекомендуется, учителям начальных классов общеобразовательных школ.

Содержание

 Пояснительная записка…………………………………………………………………………...4

1. Учебный план…………………………………………………………………………………...6

2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………...7

3. Содержание  программы……………………………………………………………………....10  

4. Планируемые результаты………………………………………………………………………13

5.  Формы контроля и система оценивания ……………………………….................................16

6.  Методическое обеспечение учебного процесса……………………………………………..17

7. Используемая литература………………………………………………………………….…..17

8. Литература для учителя по методике преподавания…………………………………………17

9.  Литература для учащихся…………………………………………………………………......17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа кружка  к курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с  программой дополнительного образования и  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, на основе программы развития познавательных способностей младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой и рабочим тетрадям  «Юным умникам и умницам».

Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на изучение учащимися 4 класса в течение  34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Актуальность программы

Актуальность выбора определена следующими факторами: Курс «Умники и умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Главная цель данного курса «Умники и умницы» - развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения математики является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

     Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

     Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

     Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

     Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

     Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Принципы реализации программы

В работе с детьми мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, схем, конструкторов, презентаций.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская  средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано                                                                                             Утверждаю                                                                                                                 Заместитель директора  по  УР                                                                Директор школы                                                                      

«____»___________ 2015г.                                                                       «          »________2015г.                         

________ Казиева И.В.                                      _________ Ткач Е.Н.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

ПО  РАЗВИТИЮ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 «Умники и умницы»

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

 Категория слушателей: учащиеся  3 классов  

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделю с  сентября месяца  в течение учебного года

№ п/п

Творческо-поисковые задачи

Всего часов

1

Вводное занятие. Познакомить с различными сборниками задач.

Провести диагностику.

1

2

Игровое занятие. Учить действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами. Составление простых задач по выражению с использованием опорных таблиц. Игровое занятие. Развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий. Составление составных задач по выражению на определенное свойство.

5

3

Составление составных задач по выражению на определенное свойство. Составление задач по выражению на определенную тему.

Решение практических задач с величинами: цена, количество, стоимость. Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь.

5

4

Преобразование задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот. КВН. Сокращение текста задачи. Игра-соревнование.

5

5

Составление задач  с величинами: скорость, время, расстояние. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Графический диктант. Составление задач по последнему действию.

5

6

КВН. Задачи- шутки. Задачи небылицы. Задачи в стихах. Презентация.

5

7

Презентация. Диагностика. Тренировка внимания. Графический диктант

 Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления Графический диктант.

5

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.Красивые речи приятно и слушать

2

9

Праздник. «Умники и умницы».

1

Всего

34

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«  средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано                                                                                            Утверждаю                                                                                                                 Заместитель директора  по  УР                                                              Директор школы                                                                      

«____»___________ 2015г.                                                                     «          »________2015г.                         

________ Казиева И.В.                                                                              _________ Ткач Е.Н.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ ПО  РАЗВИТИЮ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 «Умники и умницы»

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Категория слушателей: учащиеся  4 класса

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделю сентября месяца  в течение учебного год

№ п/п

Тема занятия

 Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Познакомить с различными сборниками задач.

Провести диагностику

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

2

Игровое занятие. Учить действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

3

      Составление простых задач по выражению с использованием опорных таблиц.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

4

Игровое занятие. Развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

5

Составление составных задач по выражению на определенное свойство.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

6

Составление составных задач по выражению на определенное свойство.

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

7

Составление задач по выражению на определенную тему.

Решение практических задач

с величинами: цена, количество, стоимость.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

8

Составление задач по выражению на определенную тему.

Решение практических задач

с величинами: цена, количество, стоимость.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

9

Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы »

10

Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

11

. КВН

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

12

Сокращение текста задачи

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

13

Сокращение текста задачи

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

14

Составление задач  с величинами: скорость, время, расстояние.

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

15

Составление задач  с величинами: скорость, время, расстояние.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

16

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Графический диктант

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

17

Составление задач по последнему действию.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

18

Составление задач по последнему действию.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

19

КВН

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

20

Задачи- шутки. Задачи небылицы.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

21

Задачи в стихах.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

22

Задачи в стихах.

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

23

Презентация.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

24

Презентация.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

25

Презентация.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

26

Диагностика. Тренировка внимания. Графический диктант

 Развитие мышления

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

27

Диагностика. Тренировка внимания. Графический диктант

 Развитие мышления

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

28

Тренировка внимания. Графический диктант

 Развитие мышления.

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

29

Тренировка  слуховой памяти. Графический диктант

Развитие мышления.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

30

Тренировка зрительной памяти. Графический диктант

 Развитие мышления.

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

31

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Графический диктант

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

32

Не торопись отвечать, торопись думать. Графический диктант

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

33

Красивые речи приятно и слушать

1

0

1

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

34

Праздник. «Умники и умницы».

1

0

1

Ответы на вопросы, результативность решения задач

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.  

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Содержание занятий

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке,  объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие по РПС в третьем  классе отводится 45 минут.

Рекомендуемая модель занятия:

1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).   

 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

4. Весёлая переменка (5 минут).

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших  школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения,  умения делать обобщения, устанавливать закономерности, умения решать текстовые задачи из комбинаторики.

Также в третьем  классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание,  память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный  интерес к родному языку.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

       Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении  выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных  способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования по развитию познавательных способностей младших школьников «Умники и умницы» .

По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы   младших школьников должны

Знать: 

- что такое фразеологизмы, противоположные по смыслу слова                                

- как раскодировать слова

- как работать с толковым словарём

- плоские углы: прямой, тупой и острый;

фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник

 Уметь:

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий, обобщать, выделять главное, доказывать;

- находить однокоренные слова,

-  отгадывать и составлять ребусы  и числовые головоломки

 - решать задачи на логику и смекалку;

-  составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей;

активно участвовать в предметных викторинах, конкурсах, олимпиадах без боязни.

В итоге работы по программе у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы».

В итоге работы по программе у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

личностные :

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;

-целостное восприятие окружающего мира;

-развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

-рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;         - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

предметные:

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;

- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

метапредметные:

1. регулятивные универсальные учебные действия:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2. познавательные универсальные учебные действия:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

3. коммуникативные универсальные учебные действия:

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Основное содержание контроля и  оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться. Поэтому особенности контроля и оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, обусловливающей функциональное значение ориентировочных действий, которые являются важным условием успешности решения учащимися предметных задач. В связи с этим уровень сформированности универсальных учебных действий может быть качественно оценён и измерен двумя путями. Первый из них связан с выполнением специально сконструированных диагностических заданий, направленных на оценку уровня сформированности того или иного вида универсальных учебных действий, а второй с выполнением олимпиадных заданий по предметам. В конце года отчетный концерт.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)

Список литературы для обучающих

Учебники

Дидактические материалы

Материалы для контроля

- О.А. Холодова.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных      способностей    (9-10 лет). 4 класс. Рабочие тетради №1, №2. -  М.: Росткнига, 2014.

1. Н. Г. Белицкая, А.О. Орг Школьные олимпиады. 3-е изд. - М.: Аириспресс, 2007.

2. А. О. Пупышева Олимпиадные задания 1-4 классы- М.: ВАКО, 2008.

3.  Н. Г. Белицкая, А.О. Орг Олимпиады по математике. 4класс/ М.: изд. "Экзамен", 2011.

   

Список пособий для учителя

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

- О.А. Холодова.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных      способностей    9-10 лет). 4 класс. Рабочие тетради №1, №2. -  М.: Росткнига, 2014.

1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10лет). Методическое пособие,  4класс. Программа  курса «РПС». 3 –е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 276 с.

2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10лет). Рабочие  тетради:  В 2- х  частях. – М.:, РОСТ, 2014 .

        1 Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. - М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

        2. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. - М. : АРТ -ПРЕСС, 2006.

 Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info!about!I93
  3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». - Режим доступа: http://        www.school2100.rи

        

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»

В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти,  воображения, логич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

Рабочая программа курса "Развитие познавательных способностей. Умники и Умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общеинтеллектуальное направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам»

Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познаватель­ных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет....