Статья
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Установление правил
В демократическом классе, ориентированном на ребёнка, дети сами управляют своим поведением и принимают соответствующие решения под руководством учителя. Учитель всячески способствует развитию самоконтроля, поощряя школьников самих создавать правила поведения в классе.
Правила поведения - это принятые позитивные установки поведения в классе. Они касаются ряда этических проблем, возникающих в школе. Принимая правила поведения для всего класса, дети следуют им сами и это способствует развитию самостоятельности и ответственности.
Когда дети сами ощущают ответственность за свой выбор и принимают решения, касающиеся всей группы, они чётко понимают необходимость принятия правил. Правила не произвольные и не бессвязные. Правила управляют действиями школьников на благо всего Сообщества. Правила подобны Законам, они способствуют безопасности, защите прав и свобод, оговаривают, как можно и как нельзя действовать в той или иной ситуации.
Школьники чувствуют себя сопричастными к процессу принятия правил. Они будут лучше следовать этим правилам, если сами принимали участие в их разработке, а не в том случае, когда другие навязали им правила.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ И ЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ
- Сформулируйте ваше видение идеального коллектива в классе (например, "Самое главное, что я хочу для моего класса в этот год - это превратить его в такое место, где каждый чувствует себя хорошо и может хорошо и плодотворно поработать").
- Вовлекайте детей в осуждение вопроса о правилах (то есть о причинах, о формулировках и о различиях в типах правил).
- Определите правила как "основные указания на то, как сделать нашу классную жизнь лучше и целенаправленной и такой, что каждый чувствует себя хорошо и может хорошо поработать"
- Помогайте детям формулировать правила в положительной тональности (например, "Мы, ведь, не собираемся драться и дразнить друг друга, значит мы будем...?")
- Добейтесь хороших формулировок правил (то есть все правила, предложенные детьми сгруппируйте и переформулирйте в несколько простых и ясных правил)
- Смоделируйте и определите роли в примерах поведения по правилам (например, "Покажи мне, что значит быть добрым и дружелюбным по отношению к другим, если ты и Маша одновременно хотите стать первыми в игре?")
- Предоставьте детям множество возможностей попрактиковать правильное поведение, прежде чем требовать от них себя соответственного поведения.
- Поместите список правил на уровне глаз детишек в центральной части комнаты.
- Перечитывайте и часто ссылайтесь на принятые всеми правила, используя модели и ролевые исполнения для того, чтобы выявить правильный способ поведения в конкретных случаях
- Поднимите вопрос о последствиях, обсудите его и смоделируйте возможные логические последствия от тех или иных действий.
- Высоко цените попытки вести себя хорошо и делать то, что детям совсем не хочется, но нужно делать. (например, им отнюдь не всегда легко быть доброжелательными и дружелюбными)
- Открыто признайте, что время от времени каждый нарушает правила поведения. У каждого человека есть такие периоды. Обсудите стратегии, которые могли бы помочь нам снова вернуться к правильному поведению.
Важнее всего
- не ограничивайтесь разговорами и цитированием правил - СЛЕДУЙТЕ ПРАВИЛАМ !
П.П.Н.П.
Покажите как надо действовать в конкретной ситуации.
Попробуйте проделать это вместе.
Настаивайте на том, чтобы посмотреть, как это делается.
Перерыв (в результате нарушения правил) грозит нежелательными последствиями.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРАВИЛ
1. Следует поразмыслить о своих собственных целях и мечтах относительно наступающего учебного года; о том, чего больше всего хотите
для детей своего класса.
2. Встреча с классом для того, чтобы поделиться своими идеями о том, чем можно заняться в классе, группе.
3. Подвести класс к основному вопросу: " Я очень надеюсь на то, что в этот год в классе (группе) вы сможете сделать все, что вы захотели. У
вас возникло много замечательных идей. Но что вы хотели бы сделать больше всего в этот год?"
4. Записать на карточку то, на что надеется каждый ребенок.
5. Предложить детям свою версию участия в детских заботах: "Я надеюсь, что большинству из вас в этом году будет в школе хорошо и
приятно и, что каждый из вас добьется выполнения своих желаний и будет прилежным и вдумчивым работником". И продолжить
обсуждение того, что значит "чувствовать себя хорошо" и "в безопасности" и, что значит быть "вдумчивым работником".
6. На собраниях класса перейти от мечтаний и пожеланий к выработке правил, которые помогут этим мечтам стать действительностью. Весь
класс начинает сотрудничать в выработке правил,
Для детишек постарше собрание можно начать, например, такой фразой: "Если таковы наши надежды и мечты, то как вы думаете, каким
правилам поведения в классе нужно следовать для того, чтобы осуществить все наши мечты и надежды?"
Для детишек поменьше - с фразы: "Как нам нужно вести себя и играть друг с другом, чтобы мы смогли сделать все, что захотели?"
7.Основная задача состоит в том, чтобы вовлечь всех в процесс выработки от трех до пяти основных правил. В разных классах они будут
сформулированы разными словами, но обязательно высвятят три общих понятия:
- Чувство собственного достоинства (самоуважение)
- Уважение других
- Внимательное отношение к тому, что нас окружает
Например: -Мы следим за чистотой нашего класса.
- Мы помогаем друг другу.
-Мы следим за собой".
Эти правила могут быть оформлены в виде плаката, который вывешивается и подписывается в знак согласия каждым ребенком.
МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ ПРАВИЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛ
И НОРМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПРИ ИГРЕ
(Относись к другим так,
как хочешь, чтобы они
относились к тебе)
ЭТИКЕТА
РАБОТЫ ОБЩЕНИЯ
ПОВЕДЕНИЯ (группе,паре) ДРУГ С ДРУГОМ УТРЕННЕГО,ВЕЧЕРНЕГО
(в классе, группе, СБОРА
на уроке, на перемене)
РАБОТЫ В
ЦЕНТРАХ ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
(проектов, сообщений, рефлексии,
тетради и др.)
СОЦИАЛЬНЫЕ И
КОММУНИКАТИВНЫЕ
НАВЫКИ
ПРАВИЛА – ДЕЙСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА
Правила - это указания, сделанные в положительных терминах.
Правила требуют постоянного внимания, размышления и обсуждения
ПОВЕДЕНИЕ В АКТИВНОМ КЛАССЕ
Цель состоит в том, чтобы привить в детях стиль поведения,
который бы наиболее способствовал процессу обучения.
8 МЕТОДОВ «АКТИВНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО КЛАССА»
ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ 3«П»
(поддержка правил поведения)
ВЫРАБОТКА ВАЖНЕЙШИХ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
МЕТОДОМ РОЛЕВЫХ ИГР
МЕТОД ПООЩРЕНИЯ
САМООЦЕНКА
(«Расскажи мне об этом») ПООЩРЕНИЕ
(Что ты думаешь об этом?»)
СООБЩЕНИЕ С САМО-РАСКРЫВАЮЩИМСЯ «Я»
(«Я ценю твою помощь»)
(«Мне действительно нравится твой рассказ о…»)
(«Для разрешения этой трудности мне потребуется твоя помощь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...