Статья
консультация на тему

Степанова Лариса Владимировна

Статья "Поведение в активном классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povedenie_v_aktivnom_klasse.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

        

ВВЕДЕНИЕ

Установление правил

     В демократическом классе, ориентированном на ребёнка, дети сами управляют своим поведением и принимают соответствующие решения под руководством учителя. Учитель всячески способствует развитию самоконтроля, поощряя школьников самих создавать правила поведения в классе.

      Правила поведения - это принятые позитивные установки поведения в классе. Они касаются ряда этических проблем, возникающих в школе. Принимая правила поведения для всего класса, дети следуют им сами и это способствует развитию самостоятельности и ответственности.

      Когда дети сами ощущают ответственность за свой выбор и принимают решения, касающиеся всей группы, они чётко понимают необходимость принятия правил. Правила не произвольные и не бессвязные. Правила управляют действиями школьников на благо всего Сообщества. Правила подобны Законам, они способствуют безопасности, защите прав и свобод, оговаривают, как можно и как нельзя действовать в той или иной ситуации.

      Школьники чувствуют себя сопричастными к процессу принятия правил. Они будут лучше следовать этим правилам, если сами принимали участие в их разработке, а не в том случае, когда другие навязали им правила.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ И ЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ

  •         Сформулируйте ваше видение идеального коллектива в классе (например, "Самое главное, что я хочу для моего класса в этот год - это превратить его в такое место, где каждый чувствует себя хорошо и может хорошо и плодотворно поработать").
  • Вовлекайте детей в осуждение вопроса о правилах (то есть о причинах, о формулировках и о различиях в типах правил).
  • Определите правила как "основные указания  на то, как сделать нашу классную жизнь лучше и  целенаправленной и такой, что каждый чувствует себя хорошо и может хорошо поработать"
  • Помогайте детям формулировать правила в положительной тональности (например, "Мы, ведь, не собираемся драться и дразнить друг друга, значит мы будем...?")
  • Добейтесь хороших формулировок правил (то есть все правила, предложенные детьми сгруппируйте и переформулирйте в несколько простых и ясных правил)
  • Смоделируйте и определите роли в примерах поведения по правилам (например, "Покажи мне, что значит быть добрым и дружелюбным по отношению к другим, если ты и Маша одновременно хотите стать первыми в игре?")
  • Предоставьте детям множество возможностей попрактиковать правильное поведение, прежде чем требовать от них себя соответственного поведения.
  • Поместите список правил на уровне глаз детишек в центральной части комнаты.
  • Перечитывайте и часто ссылайтесь на принятые всеми правила, используя модели и ролевые исполнения для того, чтобы выявить правильный способ поведения в конкретных случаях
  • Поднимите вопрос о последствиях, обсудите его и смоделируйте возможные логические последствия от тех или иных действий.
  • Высоко цените попытки вести себя хорошо и делать то, что детям совсем не хочется, но нужно делать. (например, им отнюдь не всегда легко быть доброжелательными и дружелюбными)
  • Открыто признайте, что время от времени каждый нарушает правила поведения. У каждого человека есть такие периоды. Обсудите стратегии, которые могли бы помочь нам снова вернуться к правильному поведению.

 

Важнее всего

- не ограничивайтесь разговорами и цитированием правил - СЛЕДУЙТЕ  ПРАВИЛАМ !

П.П.Н.П.

        Покажите как надо действовать в конкретной ситуации.

        Попробуйте проделать это вместе.

        Настаивайте на том, чтобы посмотреть, как это делается.

                             Перерыв (в результате нарушения правил) грозит нежелательными последствиями.


АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРАВИЛ

1.  Следует поразмыслить о своих собственных целях и мечтах относительно наступающего учебного года; о том, чего  больше всего хотите

     для детей своего класса.        

2. Встреча с классом  для того, чтобы поделиться своими идеями о том, чем можно заняться в классе, группе.

3. Подвести класс к основному вопросу: " Я очень надеюсь на то, что в этот год в классе (группе) вы сможете сделать все, что вы захотели. У

   вас возникло много замечательных идей. Но что вы хотели бы сделать больше всего в этот год?"

4. Записать на карточку то, на что надеется каждый ребенок.

5. Предложить детям свою версию участия в детских заботах: "Я надеюсь, что большинству из вас в этом году будет в школе хорошо и

   приятно и, что каждый из вас добьется выполнения своих желаний и будет прилежным и вдумчивым работником". И продолжить

    обсуждение того, что значит "чувствовать себя хорошо" и "в безопасности" и, что значит быть "вдумчивым работником".

6. На собраниях класса перейти от мечтаний и пожеланий к выработке правил, которые помогут этим мечтам стать действительностью. Весь

    класс начинает сотрудничать в выработке правил,

    Для детишек постарше собрание можно начать, например, такой фразой: "Если таковы наши надежды и мечты, то как вы думаете, каким

    правилам поведения в классе нужно следовать для того, чтобы осуществить все наши мечты и надежды?"

    Для детишек поменьше - с фразы: "Как нам нужно вести себя и играть друг с другом, чтобы мы смогли сделать все, что захотели?"

7.Основная задача состоит в том, чтобы вовлечь всех в процесс выработки от трех до пяти основных правил. В разных классах они будут

    сформулированы разными словами, но обязательно высвятят три общих понятия:

  • Чувство собственного достоинства (самоуважение)
  • Уважение других
  • Внимательное отношение к тому, что нас окружает

 Например:    -Мы следим за чистотой нашего класса.

                            - Мы помогаем друг другу.

                            -Мы следим за собой".

Эти правила могут быть оформлены в виде  плаката, который вывешивается и подписывается в знак согласия каждым ребенком.

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ ПРАВИЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛ

И НОРМ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО                ПРИ ИГРЕ

        (Относись к другим так,

        как хочешь, чтобы они

        относились к тебе)

        ЭТИКЕТА

        РАБОТЫ                    ОБЩЕНИЯ

            ПОВЕДЕНИЯ                 (группе,паре)         ДРУГ С ДРУГОМ        УТРЕННЕГО,ВЕЧЕРНЕГО

                      (в классе, группе,          СБОРА

                      на уроке, на перемене)

           РАБОТЫ В

            ЦЕНТРАХ                    ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

        (проектов, сообщений, рефлексии,

               тетради и др.)

        СОЦИАЛЬНЫЕ И

        КОММУНИКАТИВНЫЕ

              НАВЫКИ

ПРАВИЛА – ДЕЙСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

   

      Правила - это указания, сделанные в положительных терминах.

         Правила требуют постоянного внимания, размышления и обсуждения

        

ПОВЕДЕНИЕ В АКТИВНОМ КЛАССЕ

                                            Цель состоит в том, чтобы привить в детях стиль поведения,

                                             который бы наиболее способствовал процессу обучения.

        

8 МЕТОДОВ «АКТИВНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО КЛАССА»

         

        

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ  3«П» 

(поддержка правил поведения)

        

ВЫРАБОТКА ВАЖНЕЙШИХ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

 МЕТОДОМ РОЛЕВЫХ ИГР

        

        

        

     МЕТОД ПООЩРЕНИЯ

                    САМООЦЕНКА                                                                                                         

                                                 («Расскажи мне об этом»)        ПООЩРЕНИЕ

                                           (Что ты думаешь об этом?»)

        СООБЩЕНИЕ С САМО-РАСКРЫВАЮЩИМСЯ «Я»        

        («Я ценю твою помощь»)

        («Мне действительно нравится твой рассказ о…»)

              («Для разрешения этой трудности мне потребуется твоя помощь»)        

        

                 

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...