Доклад «Воспитание толерантности у младших школьников.»
статья (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Воспитание толерантности у младших школьников.»
Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к толерантной идеологии. К тому же, она ключевая и для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Толерантность и толерантное поведение выражает способность установить и развивать добрые, доверительные отношения со всеми людьми, независимо от их национальности, вероисповедания, или отличающими в каком- либо отношении.
В современных научных теориях толерантность понимается как универсальное качество личности, характеризующееся широким диапазоном его проявлений в общественной жизни и межличностных отношениях.
Различаются основные виды толерантности в зависимости от объектов, к которым наиболее часто проявляется нетерпимость: толерантность к личностным особенностям другого человека (межличностная); к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная); к другому этносу (этническая); к другой вере (конфессиональная); к другой культуре (межкультурная); к другому полу (гендерная); к другой сексуальной ориентации (сексуальная); к другому состоянию здоровья (медицинская); к другому возрасту (возрастная); к другой социальной группе/страте (социальная).
Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО, «…толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…», «…это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира, и способствует замене культуры войны культурой мира…»
Толерантность как качество личности проявляется во взаимоуважении и доброжелательности людей, терпимом отношении к различным группам (инвалидам, беженцам, людям другой национальности), равноправии, свободе, в возможности следовать традициям своей культуры и в то же время солидарности в решении общих проблем.
Как любое другое нравственное качество личности, отмечается во многих работах, толерантность не присуща людям с рождения, она целенаправленно воспитывается с детских лет и нуждается в постоянной актуализации.
Основными признаками деструктивных социальных трансформаций, как находим в исследованиях Л.Г. Федоренко, являются повышение уровня социальной энтропии, возникновение кризисов поведения. Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких направлениях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой, - педагогические, образовательные, которые способны решать интолерантные проблемы.
На фоне обострившихся в обществе межэтнических и межконфессиональных конфликтов становится актуальной проблема воспитания у школьников толерантности, особенно это касается педагогического процесса в начальной школе. Современные учителя осознают важность воспитания толерантности у детей, но стоит заметить, что в основном данная проблема рассматривается на классных часах, в ходе воспитательных бесед, забывая о том, что тема самобытности народных культур, формирование национальной ментальности, является сквозной для таких предметов как литература, музыка, окружающий мир, изобразительное искусство, технология. На уроках технологии и художественного труда младшие школьники могут получать доступную для их понимания информацию о материальной национальной культуре народов России, особенностях своего региона, что поможет им сформировать толерантную позицию в обществе.
ФГОС НОО предполагает воспитание и развитие перечисленных выше качеств личности, так как они отвечают требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского государства. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Школьник, жизнедеятельность которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно, национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности и толерантности. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях современной поликультурной школы является, на наш взгляд, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. В условиях поликультурного пространства особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест образовательного пространства должна быть выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с укреплением толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Задача создания педагогических условий для формирования у школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения является в последнее время объектом пристального внимания со стороны многочисленных исследователей. Ученые в своих трудах определяют эти условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса выработки толерантного отношения, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств и необходимых обстоятельств, в которых происходит формирование толерантности.
В рамках школьного образовательного пространства «…переход к толерантности означает культивирование отношений открытости,- находим у автора, - реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Он проявляется в нацеленности учителей и учащихся на конструктивное разрешение конфликтов совместной деятельности, которая формируются благодаря таким важным качествам, как самоатрибуция, самоубеждение и самооправдание.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Воспитание толерантности у младших школьников.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...
Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"
Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....
Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантности у младших школьников.
В данной публикации раскрываюся аспекты духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников, показаны уровни толерантност...
Воспитание толерантности у младших школьников
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно созда...
Воспитание толерантности у младших школьников.
Воспитание толерантного поведения у младших школьников имеет огромное значение.Это влияет не только на развитие детского коллектива, но и учит основным способам общения с разными людьми и взрослыми, и...
Воспитание толерантности у младших школьников.
Воспитать доброе отношение к людям и уметь общаться со сверстниками- задача педагога.Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста начинается с первых дней в школе....