Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантности у младших школьников.
методическая разработка на тему

Казанская Татьяна Викторовна

В данной публикации раскрываюся аспекты духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников, показаны уровни толерантности, разбираются критерии и показатели толерантности младших школьников. Приводится возможный вариант анкетирования , памятка по формированию толерантрости и упражнения для  развития толерантности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_razvitie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное  развитие и воспитание личности  гражданина России через формирование толерантности  у  младших   школьников»

                 Жизнь по-разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой до солнца достать

И подарить его людям

   Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны не является российским изобретением. Сегодня это становится мировой тенденцией.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Толерантность (от латинского термина) обозначает принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований, без чувства дискомфорта.

Толерантность – это позитивное, сопровождаемое интересом, отношение к другому, не такому, как «Я». (Принятие другого. Интересен тем, что он не такой как «Я»).

Выделяют 4 уровня толерантности:

  1. Уровень понимания необходимости лояльного отношения к другим людям (терплю).
  2. Уровень принятия существования других, непохожих на меня, как должного (существую).
  3. Получение удовольствия от общения с другими, не такими, как я (радуюсь).
  4. Уровень использования общения с другими для своей самореализации (творю, созидаю).

 При формировании первого уровня толерантности очень важно донести до детей, что все мы разные, но мы один народ, у нас одна Родина.

 Необходимо поддерживать и развивать в ребенке гордость за принадлежность к человечеству, своему народу, городу, улице – большому и малому Отечеству.

Ребенок должен знать культуру своего народа, понимать ее и ценить, также уважать культуру других народов, их традиции, верования, обычаи.

Можно определить следующие критерии и показатели толерантности младших школьников:

- знания об окружающем мире;

- знания своих прав и обязанностей;

- уверенность в себе - адекватная самооценка своих поступков, действий, собственных сил и способностей;

- ответственность за свои поступки и действия;

- доброжелательность и чуткое отношение к окружающему миру;

- эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать, сострадать, эмоционально оценивать события);

- индифферентность - равнодушие, безразличие, безучастие;

- рефлексия - способность осознавать, осмысливать свои действия и поступки, знания личных особенностей, достоинств и недостатков;

- отсутствие тревожности, страха;

- выдержка, самообладание (владение собой, умение управлять эмоциями, поступками);

- способность прощать;

- умение слушать, выслушивать других;

- коммуникабельность;

- умение находить пути взаимопонимания и согласия, решать спорные вопросы и конфликтные ситуации без агрессии и силового подчинения;

- способность понять другого и уважительно к нему относиться;

- отказ от доминирования и насилия;

- чувство собственного достоинства;

- признание за другим права иметь свою точку зрения и возможность свободно её высказывать.

В рамках образовательного пространства школы переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.

  1. Вопросы формирования толерантности – это общественная, а не узкоотраслевая задача, т.к. по утверждению социологов 54% - в воспитательном процессе это влияние мамы, 24% - влияние папы, 17% другого окружения, 5%- школы.

2) Без толерантного отношения в семье невозможно сформировать толерантное отношение к другим людям, тем более, другим национальностям.

Для детей роль родителей более значима, чем роль школы.

Формированию толерантности в семье помогут родительские собрания: «Как жить в мире с детьми», «Воспитание ненасилия в семье», «Искусство наказывать и прощать», «Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте».

Окажут помощь родителям консультации и собеседования: «Капризы и неврозы детей», «Непослушный ребенок», «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей», «Особенности воспитания в неполной семье», родительские семинары: «Семейный этикет», «Семья – убежище души».

В интернете много тестов для родителей: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?», «Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье», «Анкета для самооценки толерантности».

Важно донести до родителей, что толерантность – это не всепрощение, это осознанная, принятая, признанная каждым членом общества новая культура отношений, базирующаяся на уважении к человеку, на терпимом, сочувственном отношении к чужим недостаткам, болям, обидам, переживаниям.

Нашла в Интернете вопросы для определения степени сформированности толерантности у школьников.

1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5. Кто в твоей семье главный?

6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?

7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?

10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

 Прочитав ответы детей, поняла, что ребята написали то, что от них хотели услышать. Все с удовольствием помогают ученикам разных национальностей, пожмут руку чернокожему мальчику и т.д.

Однако практика показывает, что почти у 30% учащихся класса уровень толерантности низкий: они не замечают назревания конфликтной ситуации, 20-27% - ниже среднего. Учащиеся видят конфликт, но надеются, что все разрешится само собой.

15-20% - выше среднего. Дети видят зарождение конфликта, стремятся его не допустить.

13% - 15% - выше среднего. Конфликт разрешается частично.

10% - установка на толерантное взаимодействие, нахождение пути к пониманию остальных.

Пришла к выводу, что следует учить детей сопоставлению своих поступков со своими высказываниями. Моя задача – привить детям навыки нравственного самоанализа. Главное, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился делать запросы к своей совести, умел анализировать то или иное стремление и умел ответить – к добру оно или ко злу.

К сожалению, крупное воспитательное мероприятие или серия менее масштабных мероприятий не дадут гарантии, что у ребенка сформируется толерантное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

  1. индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
  2. национальный состав коллектива учащихся;
  3. проблемы в отношениях между детьми и их причины.
  4. Максимальное использование учебного материала на уроках. Особый акцент следует делать на общих культурных ценностях.
  5. Различные формы работы на уроке (в парах, в группах).
  6. Создание условий для включения младших школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе и семье.
  1. Ситуация должна быть  не завершенной, иметь множество вариантов.  
  2. Быть узнаваемой, апеллировать к опыту детей.
  3. Включать множество ролей.    
  4. Содержать внутреннее противоречие, оппозицию.
  5. Содержать внутреннюю интригу.      
  1. Проведение «Дня толерантности»,
  2. Участие в благотворительных акциях: «День милосердия», «Мы едины» (День народного единства), «Памяти жертв Беслана».

Для формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат.

Памятка по формированию толерантности.

1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

2. Постарайся не навязывать другим собственную волю.  Выслушай их мнение.

3. Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

4.  Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

6. Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя и твоего друга.

7. Найди 3 повода, чтобы сказать "спасибо" твоим домашним.

Тренинговые упражнения.

     Упражнение « К солнцу». Встаньте, поднимите  руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу.  Глаза закрыты.  В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца (слушаем несколько секунд).  Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон .

     Упражнение «Правила». Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием: «Какие правила в конфликте надо соблюдать?»

  1. Спокойно выслушать все претензии.
  2. Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».
  3. Осознать право на существование другой точки зрения.
  4. Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.

     Упражнение « Горе».  Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие.  Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у младших школьников.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...

Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"

Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....

Воспитание толерантности у младших школьников

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно созда...

Воспитание толерантности у младших школьников.

Воспитание толерантного поведения у младших школьников имеет огромное значение.Это влияет не только на развитие детского коллектива, но и учит основным способам общения с разными людьми и взрослыми, и...

Воспитание толерантности у младших школьников.

Воспитать доброе отношение к людям и уметь общаться со сверстниками- задача педагога.Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста начинается с первых дней в школе....

Воспитание толерантности у младших школьников.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Д...