Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантности у младших школьников.
методическая разработка на тему
В данной публикации раскрываюся аспекты духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников, показаны уровни толерантности, разбираются критерии и показатели толерантности младших школьников. Приводится возможный вариант анкетирования , памятка по формированию толерантрости и упражнения для развития толерантности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников»
Жизнь по-разному можно прожить.
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой до солнца достать
И подарить его людям
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны не является российским изобретением. Сегодня это становится мировой тенденцией.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Толерантность (от латинского термина) обозначает принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований, без чувства дискомфорта.
Толерантность – это позитивное, сопровождаемое интересом, отношение к другому, не такому, как «Я». (Принятие другого. Интересен тем, что он не такой как «Я»).
Выделяют 4 уровня толерантности:
- Уровень понимания необходимости лояльного отношения к другим людям (терплю).
- Уровень принятия существования других, непохожих на меня, как должного (существую).
- Получение удовольствия от общения с другими, не такими, как я (радуюсь).
- Уровень использования общения с другими для своей самореализации (творю, созидаю).
При формировании первого уровня толерантности очень важно донести до детей, что все мы разные, но мы один народ, у нас одна Родина.
Необходимо поддерживать и развивать в ребенке гордость за принадлежность к человечеству, своему народу, городу, улице – большому и малому Отечеству.
Ребенок должен знать культуру своего народа, понимать ее и ценить, также уважать культуру других народов, их традиции, верования, обычаи.
Можно определить следующие критерии и показатели толерантности младших школьников:
- знания об окружающем мире;
- знания своих прав и обязанностей;
- уверенность в себе - адекватная самооценка своих поступков, действий, собственных сил и способностей;
- ответственность за свои поступки и действия;
- доброжелательность и чуткое отношение к окружающему миру;
- эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать, сострадать, эмоционально оценивать события);
- индифферентность - равнодушие, безразличие, безучастие;
- рефлексия - способность осознавать, осмысливать свои действия и поступки, знания личных особенностей, достоинств и недостатков;
- отсутствие тревожности, страха;
- выдержка, самообладание (владение собой, умение управлять эмоциями, поступками);
- способность прощать;
- умение слушать, выслушивать других;
- коммуникабельность;
- умение находить пути взаимопонимания и согласия, решать спорные вопросы и конфликтные ситуации без агрессии и силового подчинения;
- способность понять другого и уважительно к нему относиться;
- отказ от доминирования и насилия;
- чувство собственного достоинства;
- признание за другим права иметь свою точку зрения и возможность свободно её высказывать.
В рамках образовательного пространства школы переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.
- Вопросы формирования толерантности – это общественная, а не узкоотраслевая задача, т.к. по утверждению социологов 54% - в воспитательном процессе это влияние мамы, 24% - влияние папы, 17% другого окружения, 5%- школы.
2) Без толерантного отношения в семье невозможно сформировать толерантное отношение к другим людям, тем более, другим национальностям.
Для детей роль родителей более значима, чем роль школы.
Формированию толерантности в семье помогут родительские собрания: «Как жить в мире с детьми», «Воспитание ненасилия в семье», «Искусство наказывать и прощать», «Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте».
Окажут помощь родителям консультации и собеседования: «Капризы и неврозы детей», «Непослушный ребенок», «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей», «Особенности воспитания в неполной семье», родительские семинары: «Семейный этикет», «Семья – убежище души».
В интернете много тестов для родителей: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?», «Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье», «Анкета для самооценки толерантности».
Важно донести до родителей, что толерантность – это не всепрощение, это осознанная, принятая, признанная каждым членом общества новая культура отношений, базирующаяся на уважении к человеку, на терпимом, сочувственном отношении к чужим недостаткам, болям, обидам, переживаниям.
Нашла в Интернете вопросы для определения степени сформированности толерантности у школьников.
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Прочитав ответы детей, поняла, что ребята написали то, что от них хотели услышать. Все с удовольствием помогают ученикам разных национальностей, пожмут руку чернокожему мальчику и т.д.
Однако практика показывает, что почти у 30% учащихся класса уровень толерантности низкий: они не замечают назревания конфликтной ситуации, 20-27% - ниже среднего. Учащиеся видят конфликт, но надеются, что все разрешится само собой.
15-20% - выше среднего. Дети видят зарождение конфликта, стремятся его не допустить.
13% - 15% - выше среднего. Конфликт разрешается частично.
10% - установка на толерантное взаимодействие, нахождение пути к пониманию остальных.
Пришла к выводу, что следует учить детей сопоставлению своих поступков со своими высказываниями. Моя задача – привить детям навыки нравственного самоанализа. Главное, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился делать запросы к своей совести, умел анализировать то или иное стремление и умел ответить – к добру оно или ко злу.
К сожалению, крупное воспитательное мероприятие или серия менее масштабных мероприятий не дадут гарантии, что у ребенка сформируется толерантное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:
- индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
- национальный состав коллектива учащихся;
- проблемы в отношениях между детьми и их причины.
- Максимальное использование учебного материала на уроках. Особый акцент следует делать на общих культурных ценностях.
- Различные формы работы на уроке (в парах, в группах).
- Создание условий для включения младших школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе и семье.
- Ситуация должна быть не завершенной, иметь множество вариантов.
- Быть узнаваемой, апеллировать к опыту детей.
- Включать множество ролей.
- Содержать внутреннее противоречие, оппозицию.
- Содержать внутреннюю интригу.
- Проведение «Дня толерантности»,
- Участие в благотворительных акциях: «День милосердия», «Мы едины» (День народного единства), «Памяти жертв Беслана».
Для формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат.
Памятка по формированию толерантности.
1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
2. Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.
3. Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.
4. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.
6. Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя и твоего друга.
7. Найди 3 повода, чтобы сказать "спасибо" твоим домашним.
Тренинговые упражнения.
Упражнение « К солнцу». Встаньте, поднимите руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу. Глаза закрыты. В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца (слушаем несколько секунд). Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон .
Упражнение «Правила». Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием: «Какие правила в конфликте надо соблюдать?»
- Спокойно выслушать все претензии.
- Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».
- Осознать право на существование другой точки зрения.
- Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.
Упражнение « Горе». Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие. Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Воспитание толерантности у младших школьников.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...
Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"
Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....
Воспитание толерантности у младших школьников
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно созда...
Воспитание толерантности у младших школьников.
Воспитание толерантного поведения у младших школьников имеет огромное значение.Это влияет не только на развитие детского коллектива, но и учит основным способам общения с разными людьми и взрослыми, и...
Воспитание толерантности у младших школьников.
Воспитать доброе отношение к людям и уметь общаться со сверстниками- задача педагога.Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста начинается с первых дней в школе....
Воспитание толерантности у младших школьников.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Д...