«Уроки этической грамматики»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Рабочая программа по курсу «Этическая грамматика» составлена на основе программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной и рассчитана на обучающихся 1-4 классов. На изучение программы отводится по 1 часу в неделю: 1 класс - 34 часа , 2 класс - 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс - 35 часов.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Уроки этической грамматики»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки этической грамматики» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Содержание программы
Раздел 1: Этика общения (7 часов)
С песней весело шагать. Добрым быть на белом свете веселей. Добро творить- себя веселить. Подумай о других. Подарок коллективу. Делу –время , потехе -час. Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Раздел 2: Этикет (9ч)
По правилам этикета. Приглашение к столу. Вот школа, дом где мы живём. Вот магазин, куда идём. Дорога, транспорт, пеший путь. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. В гостях у Вежи. Приглашение на день рождения
Раздел 3: Этика отношений с окружающими (9ч)
Подари другому радость. От чего зависит настроение.
Не стесняйтесь доброты своей. Мой дом -моя семья.
В труде человек хорошеет. Все на белом свете солнышкины дети. Поздравляем наших мам. Со взрослыми и сверстниками. Цени доверие других.
Раздел 4: Этика отношений в коллективе(8ч)
Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. Советуем друг другу. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Подарок коллективу (коллективная деятельность).Делаем газету (итоговое занятие).
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся научатся:
1. Излагать кратко, содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
2. Объяснять смысл пословиц о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
3. Правилам вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Получат возможность научиться:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки этической грамматики»рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Календарно-тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | С песней весело шагать. | 1 | 04.09 | |
2 | Добрым быть на белом свете веселей. | 1 | 11.09 | |
3 | Добро творить - себя бодрить. | 1 | 18.09 | |
4 | Подумай о других. | 1 | 25.09 | |
5 | Подарок коллективу. | 1 | 02.10 | |
6 | Делу - время, потехе - час. | 1 | 09.10 | |
7 | Чего в других не любишь, того и сам не делай. | 1 | 16.10 | |
8 | По правилам этикета. | 1 | 23.10 | |
9 | Приглашение к столу. | 1 | 13.11 | |
10 | Вот школа, дом, где мы живём. | 1 | 20.11 | |
11 | Вот магазин, куда идём. | 1 | 27.11 | |
12 | Дорога, транспорт, пеший путь. | 1 | 04.12 | |
13 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. | 1 | 11.12 | |
14 | В гостях у Вежи. | 1 | 18.11 | |
15 | Приглашение на день рождения. | 1 | 25.11 | |
16 | Подари другому радость. | 1 | ||
17 | От чего зависит настроение. | 1 | ||
18 | Не стесняйтесь доброты своей. | 1 | ||
19 | Мой дом - моя семья. | 1 | ||
20 | В труде человек хорошеет. | 1 | ||
21 | Все на белом свете солнышкины дети. | 1 | ||
22 | Поздравляем наших мам. | 1 | ||
23 | Со взрослыми и сверстниками. | 1 | ||
24 | Цени доверие других. | 1 | ||
25 | Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. | 1 | ||
26 | Советуем друг другу. | 1 | ||
27 | Общее и особенное для мальчиков и девочек. | 1 | ||
28 | Помни о других - ты не один на свете. | 1 | ||
29 | Подарок коллективу (коллективная деятельность) | 1 | ||
30 | Улыбка - что солнце | 1 | ||
31 | Дружим с добрыми словами | 1 | ||
32 | Любим добрые поступки | 1 | ||
33 | Коллектив начинается с меня | 1 | ||
34 | Делаем газету | 1 | ||
35 | Делаем газету (итоговое занятие) | 1 | ||
Всего: | 35 |
Список использованной литературы:
- Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах» [Текст]: Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов / А.И. Шемшурина. – М., Лика, 2006.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург:АРД ЛТД,1997 г.
- Родари Д. Грамматика фантазии. [Текст] / Д. Родари. – М., 1990.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. [Текст] / К.И. Чуковский. – М., 1990
- Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» [Текст]: речевой этикет в нашем общении. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок этической грамматики
Этическая грамматика...
урок этической грамматики
Этическая грамматика...
Урок этической грамматики для 4 класса "Добрые мысли и поступки"
Занятие по этической грамматике для 4 класса...
Урок этической грамматики для 2 класса "С детства дружбой дорожи!"
Публикация из сборника "Непрерывное нравственно-этическое воспитание школьников" (из опыта работы педагогов гимназии №1 г.Мытищи МО)...
Конспект урока по этической грамматике "22 апреля - День Земли"
Вашему вниманию предлагается презентация занятия во 2 классе в рамках курса внеурочной деятельности "Этическая грамматика". Раздел: Этика отношений к окружающему. Тема урока: «22 апрел...
Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения.
Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения, 2 класс....